Дорога в Таджикистан
frantsouzov — 17.11.2015Прежде чем приступить к рассказу о нашей большой летней поездке по Азии, традиционно выкладываю пост с треками и общей информацией.
Пост получился большой, да! Более того, когда я нажал кнопку "Отправить", движок ЖЖ слегка поперхнулся и выдал ошибку. Так что это только первая часть, посвященная "технической информации" о поездке. Вторую часть скоро опубликую.
Прежде всего хотел бы сказать огромное спасибо Максиму adventurerme и Татьяне - они прошли Памирский Тракт в прошлом году и перед нашей поездкой поделились весьма ценной информацией, на основе которой мы уже и планировали маршрут. Итак, приступим.
Дорога в Таджикистан
ЖЖ позволяет встраивать гуглокарты в текст, так что ее можно перемещать и посмотреть маршрут поближе. Собственно, при планировании поездки основным вопросом было следующее: стоит ли нам ехать по территории Узбекистана или нет? Уж больно пугали многочисленные рассказы про узбекскую таможню и местных ДПС. Рассматривали несколько вариантов маршрута:
1) Самое простое - Казахстан, Киргизия (города Бишкек - Ош - Сары-Таш), оттуда заходить в Таджикистан и добираться до Душанбе, после чего возвращаться той же дорогой обратно. Просто, но скучно, плюс после Сары-Таша начинается резкий набор высоты примерно с 3000 до 4300 метров без акклиматизации. На карте зеленой линией отмечена еще одна дорога, идущая от Сары-Таш до Душанбе - казалось бы, идеальный вариант, позволяющий "закольцевать" маршрут по Таджикистану. Но после поиска информации о нем стало ясно, что тот погранпереход только для местных жителей (т.е. не международный). Я встречал отчет, как группа джипперов переходила там границу за деньги, но в паспорта им не ставили печати, что чревато возможными проблемами на ровном месте.
2) Двигаться по территории Узбекистана, заходя в страну через Бейнеу (красная линия на карте), попутно посмотреть древние города. К этому варианту склонялись изначально. Были еще мысли после Узбекистана зайти в Афганистан (Мазари-Шариф - Кундуз) и оттуда уже в Таджикистан, но после просмотра новостей из тех мест поняли, что оно того не стоит. Так вот, по Узбекистану долго взвешивали "за" и "против", но в итоге все же решили от него отказаться, потому что поняли, что в этом случае мы опять будем вечно спешить и путешествие превратится в банальный доездинг от точки до точки, а от такого формата мы стараемся потихоньку отходить, несмотря на то, что у нас было два месяца впереди.
3) В итоге пришли к третьему варианту, которым и воспользовались в итоге. Длительный перегон по Казахстану (хорошие дороги, дешевая солярка), переход границы Узбекистана, дальше 120 километров по стране (только едем, ничего не смотрим) и попадаем в Таджикистан фактически с полными баками казахского топлива. И уже оттуда начинается наше путешествие. Еще из плюсов - более плавный набор высоты, чем с предыдущим вариантом.
Честно скажу, раздумывали мы целых две недели, но в итоге все-таки решили оставить Узбекистан с его потрясающими древними городами на потом. Мне кажется, что эта страна заслуживает отдельного неспешного путешествия. И с такими вот мыслями мы выдвинулись в путь.
Казахстан.
Дороги. Там, где три года назад мы пару дней пылили по грейдеру в районе Байконура, глотая пыль и убивая подвеску автомобилей, китайцы построили просто шикарную автомагистраль "Западная Европа - Западный Китай". Плохого участка пути осталось ровно три километра (никак не могут сдать в эксплуатацию одну эстакаду через железную дорогу).
Валюта, топливо, страховка. Тенге, курс примерно 3,3 - 3,5 к 1, т.е. 1000 рублей - это примерно 3300 - 3500 тенге. Солярка на наши деньги стоила примерно 23-24 рубля за литр. ОСАГО на 2 недели- 600 рублей на границе.
ДПС. Зло в чистом виде. Знаете, сколько стоит превышение скорости 20-40км/ч на трассе? Почти ДЕСЯТЬ! ТЫСЯЧ! РУБЛЕЙ!!! Нарушать в Казахстане выходит очень дорого. Разрешенная скорость на трассе - 100км/ч, если есть по две полосы в каждую сторону и отбойник между ними - 110км/ч, даже если не установлены знаки "автомагистраль". Превышать скорость можно не более, чем на 10 километров в час.
С "разводом" со стороны ДПС столкнулись два раза.
В первый раз - в 30 км от узбекской границы. В сети несколько раз встречал рассказы, как ребятам продавали на границе страховку без печати. У меня была с печатью, но после проверки документов между мной и инспектором состоялся примерно такой разговор:
- Денис, а ты знаешь, что твоя страховка - туфта?
- Это почему?
- Просто поверь мне, что туфта. (видимо, ему очень нравилось это слово).
- Почему? Печать стоит.
- Ну вот смотри. Врезался ты, произошло ДТП. Что будешь делать?
- Вызывать ДПС?
- Нет, звонить в страховую компанию. Вот смотри.
Дальше при мне набирает номер, указанный на полисе. Несколько раз показывает мне экран сотового, чтобы я убедился, что номер правильный. Пытается дозвониться, линия сразу сбрасывается и идут короткие гудки.
- Понимаешь, что страховку тебе левую продали?
- Ну а от меня вы что хотите?
- Ну мы сейчас оформим протокол, поместим машину на штрафстоянку, оплатишь штраф, купишь нормальную страховку и поедешь дальше.
- За что штраф?
- За то, что ты без страховки.
- У меня есть страховка.
- Это туфта.
- Хорошо, в чем моя вина? Что я купил страховку на границе?
- Что тебе продали левую страховку.
- Ну так может в этом ваша полиция виновата, что позволяет мошенникам работать на границе?
- Эээ, Денис, слушай...
И так примерно минут двадцать из пустого в порожнее. Пришлось применить тактику, которая, как показала практика, в Азии работает просто замечательно.
- Ладно, считаете, что я виноват, оформляйте.
- Эээ, ты сам понимаешь? Штраф, штрафстоянка...
- Ну, вы при исполнении? Делайте то, что считаете нужным.
- Слышишь, ты не у себя дома находишься. Ты приехал в Республику Казахстан и катаешься без страховки, нарушаешь наши законы!
- Ну так чего вы тянете? Оформляйте, если я виноват.
- А принеси мне свой техосмотр! (с победным блеском в глазах)
Тоже развод, про который доводилось читать. У нас ТО отменили, а вот казахи могут потребовать, так что я всегда вожу с собой диагностическую карту, которая и была показана инспектору. В итоге разговор закончился тем, что вот я хороший парень и так плохо поступил, но сегодня мне повезло и я могу ехать дальше, а в следующий раз на границе надо обязательно брать у агента телефон страховой компании, а то больше так не повезет.
Развод номер два - через десять минут после первого. В последнем населенном пункте перед границей я проезжаю мимо машины ДПС, полицейский стоит возле капота и просто смотрит на меня. Еду очень медленно, смотрю на него, он ничего не делает. Проезжаю, через километр меня обгоняет и жестко режет наглухо тонированная "нексия" без опознавательных знаков, оттуда из пассажирского окна машет рука оранжевым полицейским жезлом. Останавливаемся.
Дальше к нам подходит здоровенный такой "бай" (важный человек) в погонах со звездами и с ходу начинает орать, что мы не остановились по требованию его сотрудника и теперь у нас большие проблемы. Спокойно говорю ему, что нас никто не останавливал. Он начинает орать про особенности моего зрения, я парирую тем, что остановился сейчас и не стал таранить его "нексию", хотя очень хотелось, а то нас десять минут назад предыдущий патруль инструктировал, как вести себя в случае ДТП в Казахстане. В итоге еще несколько минут словесной перебранки, отдает документы, снова говорит, чтобы я такого больше не делал, разворачивается и уезжает обратно.
Собственно, обе эти ситуации рассчитаны на то, что человек не знает местных законов и начинает нервничать. Мы же особо никуда не спешили, поэтому общение с ДПС строили по-другому. В итоге до границы двух государств мы добрались без финансовых потерь.
Казахская таможня. Впервые в жизни видел, как украинские дальнобойщики в открытую торговались с таможенниками при посетителях - казахи завышали сумму, при которой их пропустят, а украинцы жаловались на жадность сотрудников ДПС, которым они уже все отдали. До нас "докопались" ветеринары, так как путешествовали мы с двумя собаками. Перед выездом на животных сделали все нужные справки в московской ветклинике, где был указан маршрут путешествия. Ругались, что в паспортах собак дата между какими-то двумя вакцинациями составляла 10 дней, тогда как по их версии должно было быть минимум две недели. Угрожали конфисковать такс и отправить их на экспертизу в Шымкент (а вдруг они у вас заражены?). Рассказали, что две недели назад русские за собаку оставили им 3000 рублей, а у нас аж два песика. И опять стандартное "Денис, ну мы же видим, ты хороший парень, оно тебе надо вообще?". В итоге отнес им 300 рублей и пакет яблочного сока. Сказал, что больше ничего нету, и таможня дала добро. Затраченное время - 40 минут.
Узбекистан.
Как известно, жители азиатских республик, входивших в состав бывшего СССР, очень "любят" своих соседей. Очень. Хороший пример - Шымкент (крупный город у границы на юге Казахстана) и Ташкент (столица Узбекистана). Переход Гишт-Корпик на кратчайшем расстоянии между городами, коим является "прямая" трасса, сделан пешеходным! Хотите пересечь границу на автомобиле - сделайте крюк в 60 километров, чтобы жизнь сказкой не казалась!
Узбекская таможня. Филиал зла на этой планете. Крайне медленный филиал, к тому же. Заходили мы через пункт контроля "Яллама". Началось все с того, что, когда казахи нас выпустили, мы на нейтральной территории уперлись в очередь из десятка микроавтобусов, на крышах которых были привязаны огромные баулы - местные предприниматели везли в страну товары из Казахстана. Спросил их, когда будут пускать на узбекскую сторону - мужики ответили, что "сегодня уже всё, завтра в 6 утра ворота откроют". Ну мы как бы были готовы к этому морально, но одно дело, когда ты себе мысленно представляешь это все дома, а другое - стоять на сорокаградусной жаре без кондиционера между двух стен с колючей проволокой неопределенное количество времени, и это при том, что на часах еще нет двенадцати. Единственное, на территории был кран с водой, которую местные пили и выливали себе на голову в больших количествах. Про туалет я молчу. Азия...
И тут случилось чудо. Мужики из очереди сами к нам подошли, поинтересовались, откуда и куда мы, а потом говорят: слушайте, вы же "пустые" вообще едете, становитесь в соседнюю очередь за украинской фурой, мы вас вперед пропустим! Вот тут мы изрядно удивились. Азия...
Через каких-то пару часов ворота открылись и на территорию запустили фуру и нас. Отступать уже было некуда, и мы, что называется, "приготовились"...
В общем, про узбекскую таможню. Все дело в том, что они делают все крайне основательно и абсолютно никуда не спешат. Им просто некуда спешить. Что сегодня, что завтра, что через несколько месяцев тут будет одинаковое количество машин, которые надо пропустить. Новый день полностью повторяет предыдущий. А еще там никто не знает, в какой последовательности какие действия производятся. И вот тебе говорят: иди, проходи транспортный контроль вон в том окне. Там начальник спрашивает, проходила ли машина дезинфекцию, и если да - то где квитанция? Если нет, то иди вон в здание слева, спроси у них.
В соседнем здании за 150р нам выписали квитанцию, там же и поменяли немного денег. Валюта - сум, курс примерно 60 к 1, т.е. 1000 рублей - это 60 000 сум. Если учесть, что максимальная купюра у них имеет достоинство в 1000 сум, то можете представить себе, с какими пачками денег народ там ходит.
Возвращаюсь к предыдущему окну - а там уже никого. Минут через двадцать возвращается таможенник, никуда не спешит, песню поет на узбекском. И тут я просто осознал, что пора уже нам менять собственное отношение ко времени. В конце концов, мы ведь уже оказались сегодня на границе, это очень хорошо. Дальше нас отправили к таможенникам. Декларации были только на узбекском языке, так что я сфотографировал образец на русском.
Декларацию надо заполнять в двух экземплярах. Указываем всю валюту, которую везем с собой. Так уж получилось, что у нас были рубли, доллары, тенге и вот уже на границе мы купили сумы. Четыре вида валюты, три по декларации ввозил я, четвертую везла супруга. Изделия из драгоценных металлов тоже не забываем указать. Ну и самое интересное - это шестой пункт декларации, все ценные вещи, которые мы ввозим в страну. Проблема в том, что там только восемь строчек для заполнения, а надо ли говорить, сколько техники у нас было с собой в Дэфе? Я спросил таможенника, что мне делать, тот ответил - бери вторую декларацию и заполняй ее. В итоге мы с женой за какие-то сорок минут заполнили аж шесть бланков, четыре я и два она.
Где помещалось, я сокращал, чтобы уместилось в одну строчку, например "Фотоаппар. 3шт, объективы 5шт" влезло в одну строку, "итого 8 (восемь)", в последней графе "стоимость в долларах США" везде обязательно пишем "Б/У", иначе они могут решить, что ты ввозишь технику для продажи. В итоге указали всё, что у нас было, включая карты памяти, жесткие диски, пульты для управления фототехникой - в общем, всю мелочевку, которая имела хоть какую-то ценность. "Забыл" только указать рации "моторола", на ввоз которых по идее нужно одобрение их министерства связи.
Дальше таможенник попросил у нас телефоны и айпады, сказал, чтобы мы их разблокировали, ну а дальше принялся листать все фотографии одну за другой и читать переписку по смс. Я думал, что то, что мне рассказывали друзья про подобное - это все же скорее исключение, ан нет. Искали экстремистские материалы. И все это крайне медленно и никуда не спеша. В итоге его внимание привлекла вот эта фотография:
С серьезным лицом спросил, что это за схема и с какой целью я пытаюсь ввезти ее в Республику Узбекистан. Пришлось вести его в машину и показывать, что это такое и как работает. Это я к тому, что таможенный контроль там реально выполняет свою функцию и, судя по всему, государство тратит на это большие деньги (все оборудование и форма новенькие, работают парни тоже серьезные и о деньгах для "ускорения процедуры" лучше там вообще не заикаться).
Ну а дальше - дальше он спросил, что значит "модель р/у" в конце второй декларации, а когда узнал, что это дрон, то произнес следующую фразу (до сих пор ее помню): Денис Владимирович, боюсь, я не могу пропустить вас на территорию страны.
Вроде простые слова, но от них аж земля ушла из-под ног. Это же нам теперь полностью переделывать весь план поездки...
На этом месте мне остается только поблагодарить нашего технического партнера - компанию "Экспедиция Телеком", которая не только обеспечивала нас спутниковой связью, но и подготовила сопроводительные документы по нашему маршруту. Я бы в жизни не подумал, что такое может быть, но это письмо действительно открывало нам все двери в странах Азии.
В общем, я сделал умное лицо, выдал тираду о том, что у нас официальная экспедиция, что мы снимаем кино о природе и культурных достопримечательностях Узбекистана, в том числе и с дрона, и очень просим начальника таможни оказать нам в этом содействие. На что инспектор, выслушав все это, коротко ответил: хорошо, сейчас я постараюсь вам помочь. И ушел.
Вернулся с телефоном и начал кому-то звонить. Потом несколько раз уточнял вес дрона, дальность полета, заводская ли на нем стоит камера или самодельная. Снова звонил, согласовывал. Потом делал ксерокопии этого письма, фотографировал его и кому-то отправлял по электронке. Вся очередь при этом стояла и ждала, пока он решает наш вопрос. В итоге все-таки его начальство дало добро и на наших декларациях проставили штампы о том, что все нормально.
Далее следовал досмотр машины, которого я боялся больше всего, так как вообще не представлял, как все наше барахло я вытащу на асфальт, а потом пронесу через рентген. На рентген попросили отнести, фактически, только большой фоторюкзак и пару сумок, самый здоровенный объектив 100-400 посмотрели глазами на свет, нет ли чего внутри. Кинологи проверили машину собаками, а потом долго рылись во всех ящиках самостоятельно. Мы лишь стояли рядом и рассказывали, что и где лежит. Рации не нашли.
По поводу алкоголя - мы везли с собой 4 литровых бутылки виски и 6 бутылок (ящик) красного вина. Таможенники это видели, но не придрались. Хотя вроде как по нормам - не более 2 литров алкоголя на человека.
По поводу топлива - помимо полного бака автомобиля можно провезти еще 40 литров, при нас соседнюю машину пропустили.
Итак, формальности были окончены, печати на декларациях проставлены, разрешение на временный ввоз транспортного средства получено - ура, шлагбаум открыт, мы в Узбекистане!
Правда, через 300 метров мы уперлись в другой шлагбаум и пост ДПС. За 300 рублей приобрели в вагончике полис ОСАГО на 5 дней. Дальше я пошел на пост, чтобы нам открыли шлагбаум. Первым вопросом начальника было: какой подарок ты мне привез?
Еще перед прошлогодней поездкой в Монголию мы купили 50 магнитов на холодильник с изображением Кремля. Больше половины у нас осталось, и в этом путешествии мы ими активно делились с местными жителями. И с представителями органов власти. :) Еще инспектор спросил про черные задние стекла Дэфа (любая тонировка в стране запрещена) - я сказал, что это заводской утеплитель, ответ его устроил, и очередной шлагбаум открылся перед нами.
В соседнем ауле мы купили какое-то огромное количество фруктов и овощей на последние сумы (потратили еще 150 рублей), а также пополнили запасы воды. И вот уже на трассе, проезжая первый пост, вдруг вспомнил про рассказы о зверствах местных гаишников и осознал, что у нас не осталось ни копейки местных денег! :) Но, видимо, работники ДПС это каким-то образом чувствовали, потому что за 120 километров пути мы проехали с десяток постов, и нас при этом никто не остановил. В итоге приехали на пограничный пункт Айбек (Ойбек), где, кроме нас, не было ни единой души. Перед капотом Дэфа медленно отворились позолоченные ворота таможни...
Тут уже было побыстрее, так как все погранцы сразу сбежались к нам, посмотреть на необычную машину. Проходим транспортный контроль, отдаем разрешение на временный ввоз ТС. Еще раз заполняем бланки декларации в одном экземпляре, мучение еще то! Далее инспектор медленно сверяет по пунктам список того, что мы ввезли в страну, с тем, что мы вывозим. Опять же возникли вопросы по поводу дрона - оказывается, у них недавно вышел какой-то закон, что их запрещается ввозить в страну. Начали выяснять, как нас вообще с этим пропустили, связываться с "Ялламой" и запрашивать подтверждение. При досмотре машины нашли рации.
- Документы есть?
- Какие документы?
- На "Моторолу" нужны документы на ввоз. Разрешение на ввоз.
- Нет, нету, у нас они без документов продаются.
- Еще рации в машине есть? (косится на антенну Си-Би, которая, по странной случайности, тоже не указана в декларации)
- Не, больше ничего нет.
- Что за антенна?
- Сибишка.
- ?
- Сибишка.
Тут вмешивается его коллега:
- Да оставь их, им, вон, даже дрон с собой разрешили ввезти. :)
Машину перерыли всю, мы при этом стояли и наблюдали за увлекательным процессом. Кинологи болтали с Юлей о таксах и о том, можно ли научить их искать наркоту, а то их собаки большие, под сиденье и в прочие щели не пролезут. Таксы кидались на овчарку, лаяли и пытались ее покусать, овчарка же недоуменно обходила Дэф по кругу. Солнце неспешно клонилось к горизонту, а время текло столь же медленно. Все документы оказались в порядке, и через какой-то час нам дали добро на выход. При этом, правда, сказали, что Таджикистан у них считается опасным регионом, и если мы решим возвращаться через этот пункт, они будут снимать колеса и просвечивать их рентгеном на наличие запрещенных веществ. В общем, "ребята, прощайте, счастливого пути вам, но больше нам с вами лучше не встречаться". Соответственно, обратного пути у нас не было.
Ах, да, чуть не забыл! Таможня сделала нам подарок - советскую книгу семьдесят-лохматого года про тюрьмы и лагеря, которую кто-то не внес в декларацию, они ее изъяли, а теперь вот решили подарить нам! :)))
Виза для граждан РФ в Узбекистан не требуется, но обязательно надо иметь с собой загранпаспорт, так как в него ставят отметки при въезде и выезде из страны.
Следующая часть рассказа будет посвящена Таджикистану. Если появятся какие-то вопросы - задавайте, я дополню этот пост!
Особая благодарность:
За техническую поддержку, а также за предоставленную возможность осуществления аэросъемки мы благодарим нашего партнера "Клубный автотехцентр ТСМ Моторс"!
За обеспечение спутниковой нас спутниковой связью (а наших родных - спокойствием), которая работает в любой точке мира, а также за подготовку сопроводительных документов, которые в прямом и переносном смысле "открывали двери" для нашей экспедиции огромное спасибо компании "Экспедиция Телеком"!
И, конечно же, отдельная благодарность компании "Triffid Trucks" - жилой модуль их производства успешно прошел непростое испытание горными дорогами и бездорожьем!
|
</> |