Дополнительные штрихи к конфликту в Нагорном Карабахе
bmpd — 15.04.2016Как пишут Ольга Кузнецова и Иван Сафронов в статье "Ударная война", опубликованной в журнале "Власть", между Арменией и Азербайджаном произошло крупнейшее с 1994 года столкновение в Нагорном Карабахе. В ночь на 2 апреля военные двух стран обвинили друг друга в обстрелах, после чего пустили в ход тяжелую артиллерию. Полномасштабной войны удалось избежать, но пока непонятно, как не допустить эскалации конфликта в дальнейшем. Наш блог приводит сокращенный вариант материала, в котором изложены военные аспекты конфликта.
Экипаж армянской самоходной 152-мм гаубицы 2С3 "Акация" готовит боекомплект. Южная граница самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (с) Дмитрий Беляков / Руссский Репортер
В последний раз столь серьезные встречные обвинения Армения и Азербайджан выдвигали в ноябре 2014, после того как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. Тогда на линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, военные двух стран впервые с 1994 года обвинили друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. Подобная ситуация могла повториться и раньше, считает офицер российского Генштаба: в начале февраля Армения и Азербайджан обменялись сотней огневых ударов по нескольким позициям, но тогда до прямого столкновения не дошло. На прошлой же неделе вероятность именно такой развязки была очень велика: к линии соприкосновения были стянуты вооружения и военная техника, не вызывала сомнений и серьезность сторон: посол Азербайджана в Москве Полад Бюль-Бюль оглы прямо заявил, что его страна готова решить проблему Нагорного Карабаха военным путем.
По словам российского полковника запаса Виктора Мураховского, количественно и качественно азербайджанская армия превосходит армянскую: это выражается в подготовке личного состава и достаточно большом арсенале вооружений, однако решающего превосходства, способного переломить ход конфликта, нет. По оценке эксперта, для решения оперативных задач Азербайджану нужно иметь как минимум две оперативные группировки до 45 тыс. человек каждая, но "без мобилизации азербайджанцы даже одной не соберут". "Сложилось впечатление, что все получилось спонтанно — стороны подтягивали подразделения, которые были под рукой",— считает Мураховский.
Вооруженные силы Азербайджана за последние годы действительно пополнили свои арсеналы новым оружием. В период 2010-2014 годов Баку заключил с Москвой контракты на закупку двух дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов "Тор-2МЭ", не менее сотни боевых и транспортных вертолетов. Кроме того, были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок "Мста-С", стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, а также реактивных систем залпового огня "Смерч". Общая стоимость столь внушительного пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд, большая часть контрактов была выполнена в 2015 году. И если в Нагорном Карабахе задействовать системы ПВО было бессмысленно, то танки, огнеметные системы, а также, по неподтвержденным данным, "Смерчи" были опробованы в боевых действиях в полной мере. Армении в этом плане повезло меньше: в 2013 году Россия поставила ей 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В сентябре 2015-го Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015-2017 годах. Она подразумевает поставку "Смерчей", ТОС-1А, гранатометов РПГ-26 и другого оружия. По словам офицера Минобороны, эти поставки носят ограниченный характер и их цель — поддержать баланс сил. К тому же Армения является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и, поставляя оружие таким странам, Россия вносит свой вклад в укрепление региональной безопасности.
Потери сторон, по официальным данным, относительно невелики: у Азербайджана в период с 1 по 5 апреля это 31 военнослужащий, один сбитый вертолет и, возможно, несколько танков. Армения же потеряла 29 военнослужащих и не менее 14 танков. Армянские власти позже подтвердили, что 26 пропавших без вести военнослужащих также убиты: их тела, по словам сотрудника представительства Нагорного Карабаха в Москве, остались на занятых Азербайджаном территориях.
Военный источник "Власти" сообщил, что Минобороны РФ старалось остановить столкновения, которые по большому счету сводились к попыткам азербайджанских военных закрепиться на стратегических высотах (например, вблизи села Талыш). Армянские же военные, в свою очередь, пытаются этого не допустить. Так или иначе, но 5 апреля по инициативе России в Москву прибыли начальники Генштабов Армении и Азербайджана, которым удалось согласовать условия прекращения огня вдоль всей линии соприкосновения. Впоследствии стороны несколько раз обвиняли друг друга в диверсиях, однако масштабное кровопролитие было остановлено. В случае необходимости Москва готова вновь взять на себя функции посредника, говорит высокопоставленный источник в Кремле: "Если для стабилизации ситуации понадобится собрать у себя президентов Армении и Азербайджана, то мы это сделаем, здесь никаких сомнений".