рейтинг блогов

Дома архитектора Лишневского в Автово.

топ 100 блогов flackelf13.02.2021 Вот же интересное открытие.
Я знал конечно, что в Автово несколько домов на проспекте Стачек, причем домов выделяющихся среди прочих, успели построить перед самой войной в 1939 году.
Но чтобы их архитектором был А.Л. Лишневский, тот самый знаменитый мастер Северного модерна, конечно не знал. Думал, что это уже новые советские архитекторы все это проектировали в модном тогда сталинском неоклассическом стиле.
А оказывается это был Лишневский, автор в том числе и знаменитого дома городских учреждений на углу Садовой и Вознесенского, дома с башней на Пяти углах, а также скандально известного дома с мефистофелем на Лахтинской.
Коротко о нем.
Родился на юге в Новороссии, в Херсоне в еврейской семье в 1868 году. Среднее образование получил в Одессе. В 1892 году закончил Императорскую академию художеств. В 1894 году принял православие.
С 1895 по 1901 год начал свою карьеру городским архитектором в Елисаветграде (Кировоград, Кропивницкий). С 1901 года - в Санкт-Петербурге, где стал крупным петербургским архитектором и автором многочисленных построек и проектов.
После революции продолжил работать архитектором в уже советском Ленинграде, где руководил мастерской Ленпроекта и был членом правления Ленинградского отделения Союза Архитекторов. Участвовал в конце 30-х годов в проектировании нового и перспективного на тот момент жилого района Автово, который должен был стать одним из образцово-показательных в советском Ленинграде.
Оказался в блокаде. В январе 1942 года с признаками сильной дистрофии был эвакуирован по "Дороге жизни", но вскоре умер от последствий голода в городе Ярославле в 74-х летнем возрасте. Вот такая судьба этого далеко не рядового человека.

А району Автово из-за войны не повезло. Только только появились самые первые красивые дома, была произведена планировка улиц, заложены фундаменты остальных, как грянула война.
В сентябре 1941 года линия фронта прошла примерно в трех километрах от Автово. Район был почти на передовой нашей 42-й армии, оборонявшей город.
И если чуть южнее у трамвайного парка им. Котлякова баррикады на проспекте Стачек строили в буквальном смысле из трамваев, то в Автово их возводили из строительных материалов для нового жилмассива, завезенных сюда перед войной. В ход шел кирпич, доски и чугунные фановые трубы. Это хорошо видно на сохранившихся фотографиях осени 1941 года.
Но немецкая 18-я армия не стала штурмовать Ленинград, из-за приказа Гитлера и банальной нехватки сил, перейдя к исключительно осадным действиям. План нацистов был - уморить население второго города России голодом и он частично удался.
Вот только наше командование в те недели об этом не знало и готовило город на Неве к уличным боям.
Но это уже совсем другая история.
А жертвой германского голодного геноцида оказался в том числе и знаменитый Петербургский архитектор с дореволюционным стажем.
Интересно помнят ли своего бывшего главного архитектора в украинском Кировограде?

После войны строительство в Автово было продолжено и в 50-е годы закончено, но архитектурный стиль уже заметно отличался от довоенного.

1. Дом Лишневского на проспекте Стачек. 1939.
Дома архитектора Лишневского в Автово.


2. И второй, почти такой же.
Дома архитектора Лишневского в Автово.

3. Дома послевоенные.
Дома архитектора Лишневского в Автово.

4.
Дома архитектора Лишневского в Автово.

5. Баррикады в Автово в сентябре 1941 года.
Дома архитектора Лишневского в Автово.

6.
Дома архитектора Лишневского в Автово.

7.
Дома архитектора Лишневского в Автово.

8. Герб Санкт-Петербурга на фасаде дома городских учреждений на углу Садовой и Вознесенского. 1906.
Дома архитектора Лишневского в Автово.

9.
Дома архитектора Лишневского в Автово.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наша квартира сгорела 10го марта. И уже почти восстановлена. Не прошло 4х недель. ...
Пока российские военные проводят очередной этап деэлектрификации территории Украины, лишая её тяжкого советского наследия, предлагаю не забывать об основном противнике. Тем более что Москва недвусмысленно указала на него. Дмитрий Медведев : «Существует главный вопрос: может ли ...
После такой статистики я б пожалуй, да (речь идет о законных домашних родах со ...
- карта-агитка 1915 года. Харта идеала Небольшим или слабым странам обидно оставаться в тени империй. Как почтенные гиены, ожидают они наступления темноты, когда ничего не видно и все дозволено. У румынов на этот счет имелся немалый исторический опыт - выросшая из Валахского ...
Одновременно с нами в Пентиктоне отдыхали наши товарищи, с которыми мы договорились покататься на надувашках по каналу, соединяющему озера Оканаган и Скаха. Спуск по этому каналу - традиционное летнее развлечение как для туристов, так и для местных. Течение в канале не сильное, обычно ...