Москва 2021. Опустевший Киевский вокзал.
flackelf — 07.02.2021 Ну и наконец вернемся к Киевскому вокзалу города Москва, где я был ровно неделю назад.Это один из наиболее красивых, монументальных и величественных вокзальных комплексов, из всех, что есть в России. И судьба его печальна, но об этом чуть ниже.
Немного о самом Киевском направлении железной дороги, которое идет от Москвы.
Как известно железная дорога пришла в Киев из Великороссийских губерний в 1870 году и не напрямую из Москвы, а из Курска. И это не была прямая дорога, она делала при этом значительный крюк.
К вопросу постройки прямой магистрали из центра России в юго-западные губернии вернулись более чем через 20 лет, в 90-е годы XIX века.
Киевский ход формировался в несколько этапов. Самый первый участок Конотоп - Киев, возник еще в 1870 году, в рамках строительства дороги Курск - Киев. Через 20 с лишним лет, в 1893 году построили дорогу Конотоп - Навля, которая вдоль Десны пересекла Брянские леса. Участок Брянск - Навля - Льгов уже существовал к этому времени.
И только потом в 1899 году открылось движение на вновь построенном 380-километровом участке Брянск - Сухиничи - Калуга - Москва. Киевский ход по самому прямому маршруту наконец сформировался в четыре этапа только к самому началу нового XX века.
Новое направление начиналось в Москве у самой Москвы-реки, недалеко от Арбата и прямо напротив Смоленского холма на той стороне реки. Это было и есть одно из красивейших мест столицы России.
Первоначальный вокзал, получивший название - Брянский, был сравнительно невелик. Это было деревянное одноэтажное пассажирское здание, которое сразу же оказалось не соразмерным возникшим пассажиропотокам. Как пишут современники - это был худший вокзал Москвы. Перегруженный, грязный и зловонный, совершенно не пригодный для нормальной эксплуатации в условиях громадного города.
Новое направление вело строго на юго-запад, в Малороссию, ее центр Киев и в очень густонаселенные и экономически бурно развивающиеся губернии вокруг него. Оно же являлось и самой прямой дорогой из Москвы на Волынь, в Подолье, Одессу, а также в Бессарабию.
Пассажиропотоки постоянно возрастали и это с учетом того, что Галиция и Буковина на тот момент еще не были в составе Российского государства.
Вопрос о строительстве нового вокзального комплекса под это сильно загруженное направление, возник уже в нулевые годы прошлого века. Но так или иначе все это затянулось фактически до середины десятых годов, когда наконец начали строить этот величественный вокзальный комплекс, спроектированный архитектором Иваном Рербергом и инженером Владимиром Шуховым.
При проектировке и строительстве были использованы все самые передовые на тот момент технологии, технические и архитектурные решения. Новый вокзал должен был получить громадный полукруглый дебаркадер и величественный фасад в классическом стиле с элементами ампира. Фасад темного и массивного здания украшали два парадных входа с портиками, которые в наши дни украшены гербами городов Москвы и Киева с Георгием Победоносцем и Михаилом Архангелом. К северному парадному входу была пристроена высокая башня с часами.
В конечном итоге получился один из самых красивых и непохожих на другие вокзалов Москвы.
Строительство велось в 1913-1917 годы, а открытие нового вокзала состоялось уже при большевистской власти в 1918 году.
В рамках его строительства в 1912 году возвели также Бородинский мост через Москву-реку, через который новый вокзал сообщался с центром города.
Правда пишут, что местность вокруг нового транспортного терминала еще долго была не обустроена и напоминала большую деревню. Окончательно архитектура и планировка вокруг вокзала, которую мы можем видеть сейчас, сформировалась только в 30-50 годы прошлого века. Это не считая разумеется лужковского ТРЦ "Европейский" - совершенно уродливого творения.
С 1934 года вокзал получил название "Киевский".
Он всегда был очень многолюдным и с большим количеством поездов, в том числе и в столицы стран Восточной Европы. Украинский суржик был слышен повсюду в этих местах и даже в нескольких километрах от вокзала. Много людей приезжало в столицу нашей страны из юго-западного края через этот вокзал, многие навсегда.
Есть у меня и детские воспоминания об этом вокзале, о десятках такси на площади и конечно же о величественной высотке МИДа на Смоленке, встречающей всякого приезжего из Украины, едва он переступал порог вагона.
Единственным периодом, до наших дней, когда с него почти ничего не ходило, были годы войны, когда те территории были заняты врагом.
Ну и вот события 2014 года, к которым словно по заказу добавилось ковидное перекрытие движения, окончательно уничтожили это направление. Есть только два поезда дальнего следования, в пределах РФ. В Брянск и Брянскую область, ну и пригород разумеется с аэроэкспрессом.
Громадный вокзальный комплекс грустно пустует, вспоминая былые времена. И вот на этот раз есть вполне реальная возможность, что движение более не возобновится никогда, то есть в ближайшей исторической перспективе.
Больно и грустно смотреть на это и осознавать все это. С нынешнего Киевского проще на Марс улететь, нежели попасть в Киев.
Из-за политики США и Запада в целом на постсоветском пространстве, громадная и густонаселенная часть Восточной Европы, похоже навсегда осталась без железнодорожного сообщения со столицей России и с евразийским пространством, которое простирается дальше на восток.
Ведь вероятность того, что после снятия ограничений, Украина и Молдавия не возобновят свои поезда на Москву, более чем реальная.
Представителя Украины на этом вокзале сейчас можно разве что встретить на шуточном изображении в кафе-вареничной в главном зале.
1. Вид на северное крыло Киевского вокзала.
2. Привокзальная площадь, на которой преимущественно пусто.
3. ТРЦ "Киевский", построенный в 2015 году.
4. И ТРЦ "Европейский" 2006 года постройки.
5. Пригородный терминал Киевского вокзала. В него встроен выход из метро.
С этими тремя станциями "Киевская" я еще сам не до конца разобрался - где какая и в какой последовательности их строили, а также со всеми этими подземными лабиринтами.
6. Вот так выглядит зарядка знаменитых московских электробусов.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. Мост Богдана Хмельницкого через Москву-реку. 2001 год.
15. Главный зал вокзала.
16.
17.
18.
19.
20. Раньше расписание висело вот тут.
21.
22.
23.
24.
25. Внутри дебаркадера. Нулевой километр киевского направления.
26.
27.
28.
29. Южные пути отправления и прибытия поездов дальнего следования.
30. Пусто.
31.
32.
33.
34.
35.
36. Подается брянская сидячая двухэтажка.
37.
38.
39.
40.
41. Экспресс на Калугу.
42.
43. Откапиталенный ЧС7 с вагоном-измерителем.
44.
45.
46. Обычная электричка. Которая "со всеми остановками".
47.
48.
49.
50.
51. Праздничная инсталляция у Киевского вокзала в Москве.
Неожиданно посвященная Санкт-Петербургу. Почему здесь?
Как будто специально для меня - ибо нефиг сюда шастать, на Киевский, твой город и уже давненько - Санкт-Петербург.
52.
53.
54. Улица Большая Дорогомиловская уходит на Бородинский мост.
55.
56. А вообще тут много всяких разных деталей, которые хочешь ты или нет, но напоминают о малой родине. Украинский бульвар, торговый центр "Европейский" с надписью желтым и синим, памятник Леси Украинке, неожиданный "Киевский торт" в "Перекрестке" в классической упаковке и надписью на мове, ну и наконец громадная гостиница "Украина" - одна из сталинских высоток Москвы на набережной Тараса Шевченко. Там еще ему памятник возле нее есть.
Любят в России Украину, хоть и боятся признаться в этом. Правду ту Украину, которой уж нет много лет.
57.
58.
59.
60. Украинский бульвар.
"Хоровод из трех бронзовых женских фигур в национальных костюмах символизирует единение братских славянских народов: России, Белоруссии и Украины."
61.
62.
63. Гостиница "Украина". 1956.
64. Кутузовский проспект.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74. Памятник П.А.Столыпину, который смотрит почему-то на юго-запад. В сторону того города, где его убили и похоронили.
Прошу хоть поддержать мой блог.
Карта СБ России 5469 5500 5863 0507
Яндекс деньги 410011592201081
Для Украины. Карта Привата 5457 0822 2338 9482
|
</> |