Дом Морозова. Два желания
glukovarenik — 19.12.2023
Сегодня исследуем современное искусство в старинных (не очень) интерьерах. Успела я в прошлый понедельник сходить на нашумевшую Предновогоднюю POP-UP выставку GRABAR GALLERY "Два желания" в особняке Морозовых в Подсосенском переулке.

Ирония в том, что еще совсем недавно (и теперь уже опять да) в особняк попасть было умеренно_сложно — только с экскурсией (дорогой) от «Москвы глазами инженера», скажем, или каких-то других «хороших» экскурсоводов. Мы с Димой там БЫЛИ!!!! в апреле 2022 года. Как раз с МГИ, моя подруга водит экскурсии именно в этот особняк (и последние еще будут 23 и 24 декабря, имейте в виду). Но тогда меня так придавило этим всем великолепием, и «отчет» писать было не обязательно, что я и не написала. У меня много фотографий оттуда и как я сейчас поняла, даже неплохого качества, даром что все на телефон.
В общем, я условно поставила галочку и узбагоилась. Но тут вся Москва зашумела, что в особняк пускают бесплатно, и там выставка совриска, поэтому я пошла опять!
Зарегистрировалась на Таймпаде — по фамилии! В приглашении было написано взять паспорт, строго так. В результате, когда я пришла туда в понедельник к 19.00, народ просто шел валом и во всех культурных чатиках написали, что идите-идите, проход свободный. В итоге закончилось это печально, надо сказать
Но в понедельник все было довольно пристойно :) Народу много,
для верхней одежды стояли вешалки около лестницы и я тогда еще
подумала нехорошее, но у меня такой пуховик, что не жалко.
А во вторник прочитала, что у кого-то действительно сперли шубу 0_0
это снова о том, что вы не знали и боялись спросить
Обязательно!! Обязательно надо брать на таких выставках аудиогид. Потому что современное искусство оно такое, загадочное, и что хотел сказать художник, не всегда понятно. Я сначала пошла по залам «просто так», но быстро поняла, что сейчас начну глумиться и издеваться, и скачала аудиогид. Официальный, записанный Евгением Цыгановым, и надо сказать, очень милый.
С сайта выставки: Выставка в особняке Морозовых в центре Москвы посвящена теме желания. Название отсылает к стихотворению поэта Серебряного века Саши Чёрного «Два желания», которое созвучно нашему времени. Одних это время побуждает на новые свершения, других - на глубокую рефлексию и бездействие.
В выставке примут участие художники Людмила Баронина, Анна Быстрова, Юлия Вирко, Мила Гущина, Дарья Киселёва и Ульяна Подкорытова, Родион Китаев, Саша Нестёркина, Николай Онищенко, Александра Паперно, Ростан Тавасиев, команда «ТОЙ».

«Мы находимся в столовой-трапезной Алексея Викуловича Морозова, сделанной из гипса. Гипсовый раскрашенный сейф, который притворяется изразцовой печью; гипсовые детали, которые притворяются деревянными резными украшениями в псевдорусском стиле. В этом зале хозяин устраивал свои небольшие приемы»


Арт-объекты распределены очень логично. Сейф Морозовых — что-то про деньги.

«Инсталляция под названием «Эй, вы куда?» Ульяны Подкорытовой и Дарьи Киселевой продолжает размышления о желанном. Круговорот из убегающих тарелок — это недосягаемые праздник и застолье.
Блюда-раковины будто спустились с барочного потолка особняка. Их строй неровен: часть раковин обрели зооморфные конечности, остальные предпочли антропоморфные черты. Блюда несут свои дары по замкнутому кругу без остановки, их хоровод един, но походки разные. Каждый из посетителей может решить для себя сам: какой дар ему ближе и почему подношения цикличны.

Мои желанья выстроились в ряд,
Вот карусель их ходит, повторяя формы…
Я забродил вокруг стола, во тьме.
Котлеты, жемчуга, слеза и воды…
Здесь нет конца, эй, хлеб, куда грядешь?
Грибная шляпка, марафон желаний,
Песок скрипит, напавши на каблук!
Душа вне тела, палочка волшебствий.
Да сколько можно делать кругаля,
Постойте же, неупиваемые чаши!
Но манит, манит, манит карусель
Да в путешествие по замкнутому лакшми.
В прошлом эта комната была буфетной, или пространством, в котором гости могли отдохнуть во время перемены блюд. Вспомним также, что хозяин усадьбы Алексей Викулович Морозов был страстным коллекционером фарфора — в том числе фарфоровых тарелок — это из аудиогида.

Экскурсовод (там были и экскурсии, как я понимаю, разбивка по времени как раз давала возможность присоединиться к одной из них) трогательно рассказывала, как Алексей Морозов не желал уезжать из революционной России — как же я брошу свои тарелочки. И эта история так вдохновила молодых художниц, что появилась эта инсталляция.
Иду на второй этаж. Сейчас постелили ковер, дабы и ибо

Фото апреля 2022 года. Ага, и окно закрыли, чтобы темнее было!


«Детское» становится главной темой новой серии работ Родиона Китаева. Художник расспрашивал разных людей про детские мечты, и на основе их рассказов создал маленькие картинки: они стали окнами в вышитом панно. «Спутники-воспоминания», как их называет Китаев, не исчезают, а упрямо преследуют нас через десятилетия.

«Рафаэлевский» зал с гротесками

Тут практически ничего не изменилось
Самое время научиться играть на пианино! В круговороте дней,
рутины, работы ты вдруг вспоминаешь свою давнюю мечту.
Но пианино оказывается фейком, обманом, заросшей мхом и бетоном
инсталляцией художницы Саши
Нестёркиной, которая работает с темой утраченного
и увядающего. В этих залах раньше звучала музыка, горели свечи,
сверкали хрусталем люстры и раздавался звон бокалов. Объекты
Нестёркиной мимикрируют под исторические, но на самом деле это
умелые ловушки, вовлекающие в размышления о хрупкости жизни,
красоте и увядании, любви и печали.

Обманным становится и расположение инсталляции: при Морозовых тут был проход, а не закуток. Само пространство меняет схемы движения, а работа художницы узаконивает эти изменения, связывая времена воедино.
Я глазами в глаза вникал,
Но встречал не иные взгляды,
А двоящиеся анфилады
Повторяющихся зеркал.
Я стремился чертой и словом
Закрепить преходящий миг. Но мгновенно плененный лик
Угасает, чтоб вспыхнуть новым.
Я боялся, узнав — забыть…
Но в стремлении нет забвенья.
Чтобы вечно сгорать и быть —
Надо рвать без печали звенья.
Я пленен в переливных снах,
В завивающихся круженьях,
Раздробившийся в отраженьях,
Потерявшийся в зеркалах.
Максимилиан Волошин (1915)
Это, кстати, любимое стихотворение художницы Саши Нестёркиной.



Мне очень понравилось вот это эээээ произведение (?) в бышем музыкальном зале, сейчас перегороженном безжалостно стеной

Вот ещё один прекрасный день прошел.
И ещё один день прошел.
И ещё один.
И ещё….
Кто это смотрит на нас из ветвей?
Нет, наверное, показалось…
Несбывшиеся желания ходят за нами по пятам всю жизнь. Мы то забываем про них, то вновь встречаемся с ними нос к носу. Серия из семи живописных работ Ростана Тавасиева — это семь дней наблюдения за закатом в Абрамцево, где художник часто проводит время. Эта работа становится размышлением о времени, которое в нашу эпоху как будто ускорилось и разогналось насколько, что остается лишь отсчитывать дни.

Чувство умиротворения от этих пейзажей нарушают маленькие глаза, которые подглядывают за зрителем. Или это ты сам подглядываешь за собой, пытаясь ответить на вопрос — кто ты и чего по-настоящему хочешь?
Вода, небо и внимательный взгляд становятся зеркалами, в которые нужно хорошенько всмотреться, чтобы разобраться в себе.
Оглядитесь вокруг. Когда-то здесь был музыкальный зал с небольшой сценой, которая теперь пропала за глухой стеной. За аркой скрывается еще треть зала, о которой мы теперь можем только догадаться. Возможно, оттуда тоже кто-то за нами подглядывает?

Спускаюсь на первый этаж

Тут я задумалась — так ли надо, или это нечаянно пробили локтем. Но все равно скоро ремонт!


Знаменитая готическая библиотека и гном с лежащей у его ног книгой. Она открыта на надписи «Vita brevis ars longa» — жизнь коротка, искусство вечно.

Там было ТЕМНО! Я так понимаю, что это главная интрига всего действа, то есть выставки — заманить людей в «красоту», но показать не то, что им хочется, а то, что надо организатору :) тОнко!

В общем-то, даже между вспышками диско-шара можно ухватить кусочки «врубелевских» (оригиналы давно уже утащены в Третьяковку) росписей и захотеть оказаться тут при нормальном освещении.


Вот как это выглядит в идеале

Следующий зал — будуар в стиле рококо был спроектирован так, чтобы разместить здесь коллекцию французских шпалер XVIII века с романтическими сюжетами. Архитектор Федор Шехтель придумал специальную люстру, которая дает рассеянный матовый свет — чтобы не выгорали краски на шпалерах. И, конечно, в этом зале всегда должны висеть тяжелые и плотные шторы, защищающие от солнечного света. В наше время шпалеры продолжают выгорать и нуждаются в темноте.

Специально для выставки художница Людмила Баронина создала масштабные текстильные работы под названием «Стон в летнюю ночь». В центре ее внимания — сохранившиеся исторические гобелены с любовными мотивами. В работах Барониной от романтических барышень и юношей остаются одни «скелеты», а желания оказываются вновь недосягаемыми и разбиваются о придуманные фразы: «ты сегодня, как и вчера, в меня совсем не влюблена», «я сад из роз тебе не обещала», «я к вам пришла, а вы ушли в себя, свидание опять не состоялось». Художница создает иллюзию обмана. Мы оказывается в облаке романтизма и «стонов о любви», но при ближайшем рассмотрении выясняется, что обладать желаемым — невозможно.

Вот фото апреля 2022 года. Ну да, шпалеры выглядят «бледно»

Одна из текстильных работ цитирует фразу из предыдущего «готического кабинета»: можно вернуться назад и найти ее. На ступенях лестницы сидит гном, и в его раскрытой книге написано: «Ars longa, vita brevis» — «Жизнь коротка, искусство вечно». Это фраза становится пророческой в дальнейшей судьбе хозяина усадьбы Алексея Викуловича Морозова. А для художницы Людмилы Барониной она становится рассуждением о более широком восприятии любви, которая всегда взаимна.

Вот такое оно, современное искусство! Скажу честно, мне выставка понравилась. Мне кажется, сами Морозовы, так-то нувориши, были теми самыми поклонниками всего модного и современного. Для них! Я вижу очень большую иронию в том, что сейчас в библиотеке играет умц-умц-умц и вращается диско-шар.

Есть, конечно и другое мнение :) Кто-то расстроен, кто-то возмущен. Получается, аворы выставки своей цели достигли, правда?

|
|
</> |
Bigger — современные технологии для людей с ослабленным зрением
Малыш
Без названия
Происходят регулярные чудовищные ошибки
К посту о зразах.))
«До СВО я думал, что у нас и лазеры есть» – Живов засомневался в нашей
Александр Осмеркин.
Эх-ма, хохлома
Причины переместить дом на участке

