Дом Брюсова
uctopuockon_pyc — 21.07.2024Музей Серебряного века
Сегодня рассказ о доме со сложной судьбой. Он известен под несколькими названиями: Дом Баева по фамилии его владельца, Дом Брюсова по фамилии знаменитого поэта, снимавшего в этом доме квартиру. Кстати, Иван Кузьмич Баев, когда при нем говорили "дом Брюсова", обычно поправлял: "Этот дом не Брюсова, а мой, а Брюсов здесь живет на квартире". Сегодня дом больше известен, как Музей Серебряного века, который расположен в этом здании сейчас.
Дом был построен в 1830-х годах. Тогда это был ничем не примечательный двухэтажный жилой дом, с каменным первым этажом и деревянным вторым, и с двумя деревянными флигелями во дворе. Усадьба с домом и флигелями, принадлежала в XIX веке купеческим семьям – сначала купцам Аршиновым, затем Молчановым, пока в 1895 году ее не купил купец 2-й гильдии Кузьма Денисович Баев. Позже, в 1909 году, она перешла по наследству к его сыну Ивану Кузьмичу, который решил кардинально перестроить старый дом, пригласив для этих целей архитектора Владимира Ивановича Чагина. Чагин спроектировал для Баева особняк в формах северного модерна. Сохранив крепкий каркас прежнего дома, он совершенно преобразил его внешний вид и частично изменил внутреннюю планировку. Вход он сделал в виде пристроенной к дому с правой стороны башни с остроконечной готической крышей и дверью в заглубленной арочной нише. Особняк имеет асимметрично решенный фасад. Над прежними двумя этажами надстроен третий мансардный этаж и все это под кровлей сложной формы. К дому примыкает флигель, а к нему конюшня. Между ними образовался небольшой уютный дворик.
Для хозяйской семьи была предназначена квартира во втором этаже с большой мансардой наверху, а квартира на первом этаже сдавалась внаем. Именно эту квартиру в августе 1910 года и снял для себя и своей жены поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Его квартира стала одним из центров литературной жизни Москвы, да и не только Москвы, здесь устраивались еженедельные поэтические «среды», куда приходили поэты, писатели, критики; читали стихи, вели дискуссии о литературе и искусстве, обменивались мнениями о выходивших книгах и статьях. После революции "среды" прекратились, но дом Брюсова всегда был открыт для молодых поэтов: как и в дореволюционное время, сюда приходили почти все советские поэты начала 1920-х годов.
К сожалению, годы без кровли не прошли даром, фасад выше каменного первого этажа сгнил. Напомню, он внутри изначально был деревянный. Поэтому от оригинального дома сохранили только готическую башню и первый каменный этаж, точнее, стены первого этажа. Все, что выше, пришлось строить заново. Оригинальными остались весь первый этаж и готическая башня. При восстановлении отделка фасада, изначально не перегруженная отделкой, была сильно упрощена. Дом лишился обрамления окон третьего этажа совмещенных с кронштейнами кровли. По бокам мансарды вместо стильных завитушек, теперь какие-то кубические ящики. (дальше покажу на фото). Окна второго этажа лишились небольшой оградки внизу, а над окном эркера пропали выступающих 5 квадратиков, уж их-то воспроизвести было не сложно, но увы... Зато водосточную трубу с правого угла здания вынесли на более почетное место и теперь она «украшает» эркер. Интерьеры здания, в том числе кабинет Брюсова, так же не сохранились и были воссозданы по фотографиям и воспоминаниям современников поэта. В любом случае, хорошо, что здание, все-таки, пусть и не идеально, но восстановили, а не снесли. А детали, которые были изначально, можно при желании и финансировании восстановить, что бы вернуть зданию вид, задуманный архитектором. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас.
Так же рекомендую к ознакомлению пост про еще один особняк архитектора Владимира Ивановича Чагина, который мы тоже чуть не потеряли навсегда: Дом Ирэн Адлер Дачный особняк Е. К. Гаусвальд.