Долина Луары. Замок Шамбор (Château de Chambord), часть 3 (Окончание)


Главная лестница Шамбора (нижний этаж)
"От основания этого странного замка поднимается затейливая лестница, полная, как все здание, изящества и тайны; она ведет вверх двойной спиралью и заканчивается выше самых высоких колоколен небольшим фонарем или ажурной светелкой, которую венчает огромный цветок лилии, видимый издалека; два человека могут одновременно пройти по ней, не заметив друг друга.
Эта лестница напоминает сама по себе небольшой уединенный храм; как и в наших церквах, ее поддерживают и защищают тонкие, воздушные и точно ажурные арки. Мнится, что камень был послушным воском в руках архитектора; тот словно лепил его, повинуясь причудам своей фантазии. Трудно себе представить, как могли осуществиться намерения художника, какими словами он объяснил свой замысел рабочим: сооружение кажется мимолетной мыслью, блестящей грезой, неожиданно обретшей жизнь в камне; оно — воплощение мечты."
Альфред де Виньи «Сен-Map, или Заговор во времена Людовика XIII»

В самом сердце замка находится знаменитая двойная винтовая лестница - гениальное инженерное решение и источник загадок, в том числе о первоначальной форме замка. Построенная по гениальной задумке Леонардо да Винчи, ажурная, словно резной ларец, лестница ведет на верхние этажи главной башни. Лестница включает в себя два витка, которые поворачиваются в одном и том же направлении, но ни разу не пересекаются, так чтобы спускающиеся могли избежать встречи с теми, кто поднимался им навстречу, и наоборот. Удивительная загадка, над которой ломают голову многие посетители замка.




"По версии, выдвинутой недавно искусствоведом Жаном Гийомом, Шамбор очень похож на один из проектов замков будущего, заказанных Леонардо да Винчи, жившему в ту пору в Кло-Люсе. Ведь итальянский мастер консультировал реконструкцию замка Раморантен и обычно увлекался планами короля. Он работал вместе с другим архитектором, Доменико да Кортона. Возможно, эта близость двух итальянцев и объясняет, почему не сохранился ни один план Шамбора руки Леонардо, а только эскизы и лишь один очень интересный набросок сложной лестницы из четырех независимых «винтов» лестниц, «закрученных» вокруг осевой башни, занятой еще одной лестницей. Вероятно, Леонардо действительно передавал свои чертежи Доменико да Кортона."
Иван Клулас «Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения»



Двойная винтовая лестница символизирует постоянное обновление. Лестница, где два человека могут спуститься или подняться, ни разу не встретившись.


Украшения лестницы

Выход на террасу замка
По этой двойной лестнице можно подняться на большую террасу, также задуманную Леонардо да Винчи, увидеть 365 башенок, дымоходы и капители крыши и обойти донжон по периметру.

Терраса замка Шамбор

Над лестницей возвышается маяковая башенка.
"Донжон образован остроумной композицией четырех замков. Там, где встречаются четыре галереи, находится знаменитая лестница Шамбора — с двумя независимыми маршами. По начальному проекту Леонардо, о котором говорил Палладио и один из эскизов которого сохранился, лестница была задумана из четырех независимых лестниц, «закрученных» вокруг пятой. Но лестницу сделали с двойным «винтом», как в монастыре бернардинцев в Париже. Преимущество ее заключается в том, что она ведет во все покои."
Иван Клулас «Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения»
Кроме главной двойной винтовой лестницы во дворе находятся две угловые винтовые лестницы, примыкающие к боковым башням. Лестницы кажутся светлыми и воздушными, они открыты во двор большими арочными проемами.

Наружная винтовая лестница, западное крыло с часовней


Винтовая лестница в западном крыле

Наружная винтовая лестница, восточное королевское крыло

Винтовая лестница в восточном крыле
"Единственное, что сохранила память, – это две белые монументальные лестницы в центре донжона, ведущие на самый верх. Он бегал по ним вместе с другими детьми. Все они радостно вопили, взбираясь по ступеням.[...] Два лестничных марша, которые Леонардо да Винчи некогда сконструировал в виде спиралей, окружавших центральное, головокружительно пустое пространство, освещенное боковыми окнами. Хитроумная конфигурация позволяла все время видеть тех, кто бегал по второй лестнице, стоять лицом к лицу, но не сходиться вместе. Взбудораженные дети никак не могли постичь эту загадку. Эдуард и его шестилетняя подружка задыхались от восторга перед этим чудом: как это получается, что ты всегда поднимаешься один? И всегда спускаешься один. И всегда, всегда расходишься с теми, кого видишь напротив, совсем близко.[...]
И его вдруг осенило: да ведь лестницы Шамборского замка – это та же самая спираль ДНК, которую Леонардо да Винчи, со свойственной ему гениальной прозорливостью, увеличил до гигантских размеров."
Паскаль Киньяр «Лестницы Шамбора»
|
</> |