Долгая эволюция направления взгляда.

Пялиться в объектив считалось слишком простым, и даже немного вульгарным. Взгляд в камеру оставался уделом провинциалов. Столичные светописцы хорошо знали, куда должен смотреть позирующий. Одиночные портреты делились на два основных подвида:

И "Взгляд направо".

По той же проверенной схеме изготавливались и парные снимки.

Количество смотрящих в одну сторону могло составлять от трёх до пяти человек.

Очевидно, позирующие смотрели в сторону не просто так. Поворот головы был необходим для получения ракурса в "три четверти", наиболее благоприятного при съёмке портрета. А то что вместе с носом в сторону уходил и взгляд, по всей видимости объяснялось непреодолимой сложностью исполнения задачи "смотреть прямо, а голову повернуть".
Поиски выразительного языка светописи неуклонно продолжались, и в 1903 году был изобретён новый, революционный вид позирования, "Крест". Один человек смотрел направо, другой налево.

Допускаю, что для управления взглядами светописцы использовали специальные мишени с номерами, указывая каждому позирующему, на какую цифру смотреть.

Девушки иногда направляли взгляд поверх фотоаппарата. Вид получался задумчивый, томный, и мечтательный.

Когда требовалось изобразить задумчивость и глубокую скорбь, допускалось смотреть в землю.

Для выражения сильных взаимных чувств служила постановка "Глаза в глаза".

Отдельным вариантом являлся снимок "Без взаимности", это когда исполняя "Глаза в глаза" один из двоих намеренно отворачивался.

Со временем прямой взгляд в камеру, которого так долго старались избегать, всё же начал проникать в студии. Поначалу смотреть в объектив позволялось третьему лишнему, который разбавлял классический "Крест".

Затем светописцы осмелели, и в объектив стали смотреть уже двое или трое из группы.

А совсем скоро случилось неизбежное — все взгляды устремились в линзу, и остались там навсегда.

Отпала необходимость в мишенях с цифрами, все просто смотрели на фотографа.

Ну а самые крутые светописцы наконец-то освоили "поворот в три четверти, взгляд в объектив".

Можете поверить, это был невероятный прорыв! Три снимка, которые вы видите выше, я разыскал с очень большим трудом. Наверное, со временем их стало бы больше, но внезапно наступил 1917-й, и в головах случилась разруха. Буржуйским светописцам было уже не до изящества портретов, их главной задачей стало не повиснуть на фонарях.
Страна перешла под управление пролетариата, но "Мы наш мы новый мир.." с кровавыми комиссарами оставался где-то далеко, и в фотостудиях по-прежнему царила милая старорежимность, что позволяло изготавливать привычный "Крест".

После раскулачивания фотографии численность позирующих, смотрящих в одну сторону, не ограничивалась уже ничем. Восьмая ударная рота в составе семидесяти восьми человек дружно повернула головы вправо.

Тридцатые годы вернули к жизни скорбный взгляд вниз.

И обожаемый влюблёнными вариант "без взаимности".

В послевоенном СССР не было изобретено ничего нового. Фотографы всё так же снимали "Взгляд направо".

И неистребимое "Глаза в глаза"...

В невероятном множестве вариантов.

Не был забыт и "крест".

Светописцы-бытовики, чья душа требовала чего-то нового, выстраивали в павильонах сложносочинённые группы с перекрестиями взглядов.

А в ростовском управлении бытового обслуживания населения нашёлся революционер, который смог повторить редчайший дореволюционный снимок "В разные стороны".

Сегодня люди больше не шарят глазами из стороны в сторону, все всегда смотрят в одну точку. Хорошо это или плохо, я затрудняюсь сказать.
|
</> |