Доходный дом М.Н. Миансаровой - шедевр московского модерна начала XX века
architectstyle — 29.07.2024
Одно время (несколько лет) я работал на Сухаревке и это удивительное произведение архитектурного искусства постоянно оказывалось перед моими глазами. Этот как раз тот самый редкий случай, когда любуешься архитектурой и «глаз не можешь оторвать». Его формы и цветовые оттенки доставляют немыслимое удовольствие от созерцания, в тебя властно проникает Красота и Гармония. Дом Миансаровой находится на Сухаревской площади, почти напротив Странноприимного дома графа Шереметева на Садовом. Наверное, для меня, ни один московский дом не вызывает таких теплых и светлых чувств как этот... Впрочем, давайте, немного погрузимся в историю и узнаем поподробней о его судьбе, хозяевах и о самом зодчем.
В XVIII веке на этом месте площадью почти в 2,5 гектара
располагался Полковой артиллерийский двор с большим прудом,
окруженным деревянными строениями. В них размещались канцелярия,
правление, амбары, лазарет и другие службы. Сюда перекочевала
образованная еще в 1701 году артиллерийская школа – одно из первых
учебных заведений Москвы.
02.

Это сквер вдоль Садового кольца - от ст.м. Сухаревская до
дома Миансаровой. Справа на фото стела - в память Сухаревой башни с
надписью «На этой площади находилась Сухарева башня в
которой с 1701 по 1715 год размещались навигацкие классы – первое
светское учебное заведение готовившее кадры для российского флота и
государства». Надпись на обратной стороне стелы:
«Установлен в 1996 году в ознаменование 300-летия Российского
флота».
В 1851 году этот обширный участок земли в Сретенской части приобрел
московский купец 1-й гильдии, действительный статский советник и
один из крупнейших миллионеров России Иван Степанович Ананов
(1811–1888). Иван Степанович (Ованес Степаносович) родился в семье
крестьянина из Карабаха, закончил духовную семинарию. В 1850-х
годах вместе с женой, Марией Ивановной, переехал на постоянное
жительство в Москву, где вступил сразу в 1-ю купеческую
гильдию.
Вскоре он стал крупнейшим московским домовладельцем, которому в
городе принадлежало девять особняков. И.С. Ананов был не только
одним из богатейших людей России конца XIX века, бизнес которого
был и в Москве, и в Тифлисе и Кутаиси, но и щедрым благотворителем.
Ананову доверили стать казначеем на строительстве памятника
императору Александру II Освободителю в Кремле. Похоронен Иван
Степанович на армянском Ваганьковском кладбище в Москве. На месте
захоронения выстроена часовня.
03.

Садовую-Сухаревскую прямо за домом, о котором идет речь, пересекает переулок, который в 1887 году назвали в его честь – Анановский, теперь – Ананьевский. На средства Ивана Степановича он был замощен и освещен фонарями. Он подарил двум своим дочерям по участку под строительство. Одна из них – вот тут у исследователей истории Москвы разночтения! – Елена (возможно Глена), которая была замужем за известным московским адвокатом Аршаком Месроповичем Миансаровым, приглашает архитектора С.К. Родионова для постройки доходного дома.
В некоторых источниках сообщается, что этот доходный дом на
Сухаревской площади был построен по проекту Сергея Родионова в
1908-1911 гг. для обувного торговца Гутмана и дочери «банкира» М.Н.
Миансаровой.
04.

К началу XX века стиль «модерн» уже хорошо был известен в
России, и дом Миансаровой представляет собой прекрасный образец
проникновения новых мировых идей в оригинальный русский стиль
архитектуры, который вполне можно назвать неорусским.
Здание, которое москвичи сразу же прозвали «Домом с изразцами»,
получилось очень нарядным! Его фасады облицованы цветной
керамической плиткой, изготовленной в мамонтовской мастерской
«Абрамцево» и в мастерской «Кикерино». «Контраст белых,
густо-зеленых и золотых облицовочных плиток в сочетании с
полихромным изразцовым фризом, облицовкой кокошника в венчающей
части и отдельными полихромными изразцовыми вставками создает
необычную, броскую фасадную композицию, не имеющую аналогов…».
На нижнем этаже располагались магазины, на верхних –
комфортабельные квартиры. Сейчас на первом этаже этого дома
находится один из центральных офисов МТС.
05.

Немного об авторе этого архитектурного шедевра
Сергей Константинович Родионов (1859–1925) –
русский и советский архитектор, реставратор, преподаватель и
общественный деятель. Один из мастеров московского модерна,
эклектики и церковной архитектуры. Автор планировочного и
архитектурного решения Новодевичьего кладбища в Москве.
06.

Сергей родился во Владимире в семье потомственного дворянина. Окончил в 1883 году Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры и Большой серебряной медалью. Позже продолжил он обучение в Императорской Академии художеств.
Но более чем к живописи его влекло к архитектуре. Сначала он поработал в провинции: с 1885 по 1889 год был городским архитектором Клина, потом вернулся в Москву. Он строил дома, церкви и серьезно занимался вопросами изучения, сохранения и реставрации архитектурных памятников. Состоял членом Комитета по реставрации Успенского собора в Кремле, участвовал в реставрации Новодевичьего монастыря.
07.

В 1916 году Родионов стал председателем Русско-Славянского союза. Преподавал на Московских строительных курсах, читал курс строительного искусства. После Октябрьской революции С.К. Родионов заведовал музеем Нескучного сада, был архитектором по охране памятников старины и членом строительной комиссии Наркомпроса. Производил работы по реставрации Китайгородской стены. Читал курсы лекций по реставрации и истории искусств.
С.К. Родионов был женат на княжне С.Н. Шаховской, поэтому был
вхож в самые верхние слои света и пользовался везде и всегда
заслуженным уважением. Владел собственным доходным домом в
Борисоглебском переулке и поместьем в Дмитровском уезде. Скончался
в Москве в 1925 году. Похоронен в Новодевичьем монастыре.
Им построено около пятидесяти архитектурных объектов в Москве и
нынешней Московской области, в частности - «Дом Константинопольского подворья» (1892-1898,
Москва, Крапивенский переулок, 4).
08.

Еще пару летних ракурсов...
09.

10.

Источники:
Людмила Соколова «Московский модерн в лицах и судьбах». 352 стр.
Центрполиграф. М. 2016.
И другие
© Vladimir d’Ar
Проектор для дома: 7 критериев правильного выбора техники
Осел из будущего
Вонка, 2023
Бессвязно бытии и сознании
А тем временем в Москве...
Ежедневный дайджест марафона #зимазима — 16 декабря
Теракт в Сиднее и вдруг появившаяся из ниоткуда "учительница Флойда 2.0"
Услуги электрика метро Окружная
Личности в колоде карт

