Доходный дом Козновых

храма Иоанна Богослова,что под Вязом ,протяженное трехэтажное здание (№ 14),

в котором заметны архитектурные детали, модные во второй половине XIX в., переработанные по мотивам русской архитектуры XVII в., – проект архитектора Г.П. Пономарева.

Тогда по красной линии Новой площади стояли два дома – трех– и двухэтажный, первые этажи которых были «в кладовых и лавках». Прошение о сломке их и строительстве нового было подано в мае 1875 г., а возведение его закончено в 1876 г.

На первом этаже нового дома находились магазины, а на верхних – конторы и меблированные комнаты «Биржевое подворье». Здание это строилось для Петра Николаевича Кознова, из купеческой династии текстильных фабрикантов. Один из них, купец первой гильдии Лука Андреевич Кознов, в конце XVIII в. основал фабрику в Рязанской губернии, которая в то время, когда московские сгорели в пожар 1812 г., процветала и положила основу их богатства. Его фабрика была одной из крупнейших в России, обязанной поставлять сукно для армии.
По московским меркам Козновы владели этим участком очень долго – с 1785 г., когда Лука Андреевич Кознов купил его, и до 1908 г., когда его потомок, почетный гражданин Петр Николаевич Кознов, продал в 1908 г. за 800 тысяч рублей Северному страховому обществу.


Оно запланировало снести все строения на этом и соседнем участках и построить сложных очертаний большое конторское здание. Была выстроена часть его на углу Ильинки (№ 16), а вот козновский дом, который также должен был быть снесен, из-за Первой мировой войны остался.
История этого участка оказалась тесно связанной с историей армянской колонии в Москве. Л.А. Кознов приобрел его у генерал-адьютанта Мины Лазарева, происходившего из славной армянской семьи, выехавшей в Россию в XVIII в. и давшей много известных предпринимателей и государственных деятелей.

До Лазарева участком владел содержатель шелковой мануфактуры Василий Макарович Хастатов, а до него владельцем был армянин Богдан Христофорович Шабалов. В 1740 г. он подал прошение о дозволении «построить в Москве собственным нашим иждивением небольшую каменную церковь на купленный моей Богдана Христофорова земле между Ильинской и Николаевской улиц; от чего не только в Армянском купечестве не малое умножение будет, но и в интересах Вашего Императорского Величества великая польза и прибыль от того купечества быть может». Позволение дали и ее уже построили, но православное духовенство, нетерпимое не только к другим религиям, но даже и к несколько отличающимся от православия христианским верованиям, добилось запрещения армянам-«досадителям» отправления служб и сноса церкви: «В Москве в Китае городе между св. церквами и монастырями на Ильинской и Никольской улице в палатах отправлялась по-армянски церковная служба и прочие таинства; покупая калмыков, в свою еретическую Диоскорову ересь крестили и иных законов прельщали и своим миром помазывали; и близ тех палат с Высочайшего разрешения соорудили на подобие православно-восточных церквей вновь свою церковь, которая с немалым украшением церковным пришла во окончание и крест поставлен, и в тое церковь приходят из народа немалое число…» Власти прислушались к мракобесам, и 16 января 1742 г. было «Высочайше повелено армянские церкви… все упразднить и вновь не строить». Только через 20 лет Екатерина II разрешила строить армянские церкви: в Москве Лазаревы выстроили по проекту архитектора Фельтена прекрасное каменное здание церкви в Армянском переулке

Армяне приобрели участок на Новой площади в 1716 г. у князя Ивана Федоровича Барятинского, генерал-аншефа, участвовавшего во многих петровских походах; он отличился в сражении при Гренгаме, которое привело к заключению Ништадтского мира со Швецией, положившего конец Северной войне, которая велась более 20 лет.
Анна Иоанновна назначила его в Сенат, в коронование произвела в генерал-лейтенанты, в 1735 г. – московским генерал-губернатором, а впоследствии – главнокомандующим в Малороссии.
В XVII в. здесь был двор князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского, стольника, большого воеводы, главы Владимирского судного приказа. Он был женат на сестре царя Михаила Татьяне Федоровне Романовой, но брак оказался бездетным, и, таким образом, князь, скончавшийся в 1640 г., стал последним из старинного рода ростовских князей. С его именем связана история поисков автора самого значительного описания Смутного времени «Повести книги сея от прежних лет…». Сочинение, отличающееся беспристрастностью и высокими литературными достоинствами, считалось принадлежащим хронографу Сергею Кубасову, но историк С.Ф. Платонов посчитал автором князя Катырева, однако сравнительно недавно после тщательного исследования выяснилось, что автором был князь С.И. Шаховской, а Катырев-Ростовский, видимо, только редактировал его.
Рядом с домом Козновых,на углу Новой площади, находится большое здание Северного страхового общества
|
</> |