Доходный дом Кальмеера на Поварской
dmitry_sasin — 09.02.2023зима была, и падал снег, жара
стесняла сердце, влюблена была —
в кого? во что?
Был дом на Поварской.
Белла Ахмадулина
Не так много есть домов, которым посвящены стихи. Доходный дом Кальмеера по адресу Поварская, 20 - один из таких. Известный московский адвокат и общественный деятель Иосиф Кальмеер заказал строительство дома одному из самых модных и ярких архитекторов начала прошлого века Валентину Евгеньевичу Дубовскому, с творчеством которого мы продолжаем знакомиться. В этом проекте Дубовскому помогали архитектор Н.А. Архипов и художник И.И. Нивинский, оформивший интерьеры.
Но если в предыдущих домах, построенных Дубовским главной темой декора фасада были средневековые сюжеты, то здесь рамки истории были раздвинуты шире, до древнего Египта. Таково было пожелание заказчика. Кальмееру нужен был не просто доходный дом. коих в Москве было великое множество, а "Дом Искусств"., в оформлении которого переплетались бы разные художественные стили, начиная с древних Египта и Греции и заканчивая европейским средневековьем. В некоторых статьях высказывается мнение, что дом предназначался для проживания людей искусства: художников, поэтов, писателей, актёров. Но в этом плане у меня есть некоторые сомнения. В таком шикарном доме с квартирами площадью в 300 кв.м годовая аренда могла стоить полторы-две тысячи рублей. Мало какие творческие люди могли себе такое позволить, а дом всё-таки был доходным, он должен был вернуть вложенные деньги и в дальнейшем приносить прибыль.
2. Для этого площадь участка была задействована максимально.
Дом был построен в 1914-м году в неоклассическом стиле с симметричным фасадом, крупным рустом первых двух этажей, четырьмя эркерами, полуколоннами, обрамляющими главный вход и поддерживающими центральные эркеры, барельефным фризом и центральным балконом в виде арки на колонках на уровне 6-го этажа. На фасаде дома кроме крупных барельефов есть много мелких деталей, которые сложно разглядеть просто проходя мимо дома. но я вам их покажу.
3. Главный вход.
4.
5.
6. Фриз над шестым этажом.
7.
8.
9.
10. Дата постройки дома.
11. Инициалы владельца дома.
12.
13. Полноразмерного рыцаря на доме нет. но есть рыцарские шлемы.
14.
15.
16.
17.
После революции дом был муниципализирован, квартиры превращены в коммуналки, хозяин арестован и вскоре расстрелян. Роскошные интерьеры квартир никак не вязались с происхождением новых жильцов и "новым бытом". Лепнину сбивали, росписи закрашивали. Как говорят, в нескольких квартирах интерьеры частично сохранились и впоследствии их восстановили, но проверить сей факт нет никакой возможности, на чашку чая к жильцам таких квартир не попросишься.
18. А вот оформление парадной восстановлено. опять же нельзя сказать, насколько близко к оригиналу. Фото отсюда.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Тем не менее, в какой-то степени это здание всё-таки стало Домом Искусств: в полуподвале разместились мастерские Театра имени Моссовета. В 1986 году в том же полуподвале открылся организованный Анатолием Васильевым театр «Школа драматического искусства», который впоследствии расширил свои площади за счёт нескольких квартир дома. Театр Васильева находился здесь вплоть до его переезда в 2001 году в новое здание на Сретенке. На Поварской некоторое время продолжала работать одна из студий «Школы», однако в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы в 2005 году театр был реорганизован и в его бывших помещениях разместилась Дирекция «Открытая сцена».
В мансарде уже более 40 лет располагается творческая мастерская театрального художника, декоратора и сценографиста Бориса Мессерера., работающего с Большим театром, МХАТом, театром Сатиры, театром Современник, Моссовета. В его мастерской бывали Высоцкий и Окуджава, Вознесенский и Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Федерико Феллини, Тонино Гуэрра и многие другие.
А жена Мессерера Белла Ахмадулина написала про этот дом и мастерскую это стихотворенье:
Потом я вспомню, что была жива,
зима была, и падал снег, жара
стесняла сердце, влюблена была —
в кого? во что?
Был дом на Поварской
(теперь зовут иначе)… День-деньской,
ночь напролет я влюблена была —
в кого? во что?
В тот дом на Поварской,
в пространство, что зовется мастерской
художника.
Художника дела
влекли наружу, в стужу. Я ждала
его шагов. Сморкался день в окне.
Потом я вспомню, что казался мне
труд ожиданья целью бытия,
но и тогда соотносила я
насущность чудной нежности — с тоской
грядущею… А дом на Поварской —
с немыслимым и неизбежным днем,
когда я буду вспоминать о нем…
|
</> |