Доходный дом Арманд на Варварке

Архитектурный стиль:Эклектика
Годы постройки:XVIII в., 1894
Архитекторы:Б.Н. Шнауберт
Назначение постройки:Городская усадьба


Архитектором его был Б.Н. Шнауберт, автор нескольких домов в Москве и церковных зданий в Подмосковье. Возможно, именно поэтому Арманд, у которой была большая текстильная фабрика в селе Пушкине по Северной железной дороге, выбрала его для строительства дома на Варварке.
Участок на Варварке был приобретен семейством Арманд в 1866 г. за внушительную сумму – 34 тысячи рублей серебром – хорошая покупка, ибо место было выгодным. Тогда к Варварке выходили каменные флигели с лавками, а внутри участка стоял двухэтажный дом (он сохранился), который в основе имеет части весьма старые – возможно, еще XVII в.
Известно, что в конце XVII и первой половине XVIII в. это было владение Чириковых, представителей тех новых родов, которые появились после Смутного времени, после того как старые бояре постепенно сошли с политической сцены. Как писал В.О. Ключевский, тогда «всплыло наверх много самых худых людей, торговых мужиков и молодых детишек боярских, т. е. худородных провинциальных дворян, которым случайные цари и искатели царства надавали высших чинов». В 1757 г. владельцем становится Ирина Вадковская, по первому мужу Чирикова, и почти до конца XVIII в. этот двор во владении Вадковских. В середине XVIII столетия владельцем был Федор Иванович Вадковский, сделавший хорошую военную карьеру, участвуя в войнах второй половины XVIII в. Оказав большие услуги Екатерине II во время переворота 28 июня 1762 г., он получил чин генерал-аншефа и кавалерство ордена Святого Андрея Первозванного. О нем очень благоприятно отзывался начинавший военную службу у него И.М. Долгорукий в своем мемуаре «Капище моего сердца». Его сын Федор был товарищем детских игр будущего императора Павла, но впоследствии отошел от двора, хотя и был среди «шаркателей царских чертогов». Его сыновья Александр и Федор участвовали в движении декабристов. Федор Вадковский окончил Благородный пансион при Московском университете, примкнул к Южному обществу декабристов, принял несколько новых членов, и в их числе того самого Шервуда, который и донес на всех. Вадковского приговорили к вечной каторге, но сократили срок до 20 лет. Он умер 44 лет от туберкулеза.
В начале XIX в. усадьбой на Варварке владеет «астраханский имянитый купец Матвей Калустов», впоследствии она принадлежит купцам Алексеевым, сыну основателя династии Владимиру Семеновичу, пока не переходит к Армандам . Мария Федоровна Арманд в 1895 г. строит дом по красной линии Варварки. Архитектором был Б.Н. Шнауберт, автор нескольких домов в Москве и церковных зданий в Подмосковье. Возможно, именно поэтому Арманд, у которой была большая текстильная фабрика в селе Пушкине по Северной железной дороге, выбрала его для строительства дома на Варварке.

Как бы предчувствуя грядущие потрясения, Арманды в 1915 г. продают фабрику, но московский дом остается у них, чтобы быть национализированным новой властью.
В 1920-х гг. тут находился так называемый «Красный Спортивный Интернационал».

1974. Клуб им. Ногина — это кинозал в полуподвале соседнего здания — управления Главсевморпути.

Теперь же принадлежит Администрации президента, и вход куда-либо, а тем более во двор, где, наверное, еще стоят старинные палаты,поскольку владение состоит из двух похожих корпусов — уличного и дворового- закрыт

Можно попробовать посмотреть со стороны Предтеченский церкви


|
</> |