Дохмелье, хмелье и похмелье - 3

Восстание Косинского обошлось еще без религиозных лозунгов. Но именно в 1590-х годах на Украине религиозный вопрос резко обострился из-за ряда причин. И вскоре именно он стал главным пунктом разногласия казаков и союзной им мелкой шляхты с поляками и магнатами. Если не вдаваться в "дебри вопроса", "уходящие корнями" в церковную историю (коей заниматься я не имею ни малейшего желания), в "руководстве" Жечи победила линия на то, что православное население ВКЛ надо если и не сделать католиками (сие, увы, никак не получалось даже у иезуитов), то можно хотя бы заставить подчиняться в административном и церковном плане Риму и папе. Правовой основой стала заключенная исчо в 1439 году представителями погибавшей РоманИи Флорентийская уния, признававшая подчинение православной церкви папе Римскому. И хотя сами ромеи унию не ратифицировали, ВКЛ как раз с нею согласилась - это был удобный тогда предлог помирить великих князей-католиков с подавляющим большинством шляхты и всего населения, остававшихся православными (но они-то как раз Флорентийскую унию не признавали...). И вот теперь "хитрые иезуиты" решили воспользоваться конфликтом среди православных иерархов на Украине, чтобы протащить воскрешенный "призрак" унии...

Патриарх Константинопольский Иеремиас II Транос - закоперщик смуты
Началось всё, естественно, с козней Московского царства (ну а як жеж!). В 1589 году царь Федор I учредил свое собственное патриаршество
Но Иеремиас II (видимо, после Москвы) не доверял теперь никому, и решил разделить реальную власть над украинской православной церковью, назначив еще и экзарха (главу особого церковного округа), подчинявшегося не митрополии, а напрямую патриарху. Им стал епископ Луцкий и Острожский Кирилл Терлецкий, получивший право "надзора и суда над западнорусскими священниками". А вот епископ Владимиро-Волынский и Брестский Мелетий Хрептович-Богуринский получил титул прототрония (второго по рангу) Киевской метрополии. Епископа же Львовского и Каменец-Подольского Гедеона (ака Григория, или же Федора) Балабана патриарх напротив, наказал, отняв у него из подчинения два монастыря и передав их в ведение Львовского братства (объединение мирян для защиты и поддержки православной церкви).

Ипацы Пацей
Довольный
Круль - это уже вам не какой-то смешной бородатый дядька из Константинополя, он и жолнеров прислать может, если вдруг. Так что в 1594 году на сторону "друзей унии" перешли еще епископ Перемышльский и Самборский Михаил Копыстенский и сам Рогоза (его соблазнили возможностью подчинить ему Киево-Печерскую лавру, с монахами которой митрополит давно срался). А когда в 1593 году помер Мелетий Хрептович, новым епископом Владимиро-Волынским и Брестским стал вообще "лыцвин" (будущий "бяларус") с Брестщины Ипацы Пацей (ака Ипатий Поцей, до того - Адам Тышкович), и почти все украинские православные иерархи оказались за унию. Однако им противостояли собиравшиеся каждый год церковные соборы, в которых, кроме клириков, участвовали еще представители городов, братств и православной шляхты (например, князь Константин Острожский стал сразу горячим противником унии). А весной 1595 года всё тот же Острожский прознал про переговоры епископов с Краковом и Римом и обнародовал этот "скандал, сенсацию, расследование", взорвав ядерную такую информационную бомбу.

Зыгмунта III из Швеции-то выгнали за то, что хотел и шведов всех в католики повернуть... (тыц)
В такой ситуации заговорщики решили, что прятаться далее глупо. Тем паче, что артикулы с крулем были уже практически согласованы. По их условиям, киевский митрополит сохранял право ставить епископов без вмешательства Рима, а круль должен был подчинить епископам приходское духовенство, школы, типографии и братства, назначать на вакантные кафедры по рекомендации собора епископов и уравнять в правах католическое и униатское духовенство. Епископы хотели получить поддержку Рима в своих конфликтах с паствой, надеясь сохранить автономию. Ряд статей предусматривал запрет перехода из унии в католицизм, превращения православных храмов в костелы, принуждения русинов к переходу в католичество при заключении смешанных браков.
12 июня 1595 года митрополит Рогоза и епископы Терлецкий, Пацей, Копыстенский, Балабан, Збируйский, Пельчинский, а также новый епископ Пинский Иона Гоголь подписали "Соборное послание папе Клеменсу VIII" с просьбой утвердить уже согласованные с крулем артикулы. В ответ 25 июня Константин Острожский призвал всех православных Жечи не поддаваться на унию. Под влиянием общественного негодования Балабан и Копыстенский перебежали из стана униатов в "тру-ватокефалы" и сделались "героями веры против схизматиков". Остальные стояли на своем - в ноябре 1595 года Терлецкий и Пацей отправились в Рим, поцеловали туфлю папы и (по версии "православных ватокефалоисториков") ничего не добились, ибо Клеменс VIII тупо принял их как раскаявшихся схизматиков в "тру-католики". По версии же "православных униатоисториков", всё было "чики-пук", и епископы получили заверения в том, что на обрядовую сторону и на их власть покушений не будет - достаточно подчинения понтифику. 25 декабря 1595 года был подписан акт о присоединении западнорусских епархий к римско-католической церкви.

Константин Константинович Острожский
19 октября 1596 года акт был подписан всеми украинскими епископами (кроме Балабана и Копыстянского) на соборе в Бресте - и так появилась на свет Брестская уния, положившее начало Греко-католической (ака Униатской) церкви. Все попытки православной шляхты и немногочисленных магнатов отменить сие решение натолкнулись на жесткую позицию Зыгмунта III, поддержавшего униатов. Но Константинопольский патриархат, естественно, тут же поотлучал и заанафемствовал всех "схизматиков", а Балабан и Копыстенский не на шутку разошлись в амплуа "чемпионов ватокефалии", воодушевляя мещанство, шляхту и казаков. Так что штука, которую слишком хитрые иезуиты придумывали для вящего подчинения украинцев власти круля и шляхты Жечи, превратилась в полыхающий факел срача, от которого возгорелись все последующие в XVII веке на Украине восстания и войны...
|
</> |