
Добролюбова пр., 15




Графтио родился в семье железнодорожника, потомка дворянского рода из Нидерландов. В 1888 году окончил Симферопольскую гимназию. После смерти отца семья жила в Одессе («на Тираспольской улице, в доме Трандафилова»), где в 1892 году он окончил физико-математический факультет Новороссийского университета и уехал в Санкт-Петербург. В 1896 году он окончил институт Корпуса инженеров путей сообщения и по 1900 год был за границей — изучал гидроэлектрические станции и электрические железные дороги в Европе и США. В 1900—1917 годах проектировал и строил железные дороги , составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, электрификации Варшавского железнодорожного узла (1899), ГЭС «Белый Уголь» на реке Подкумок (1903), ГЭС на реке Вуоксе (около 1905), на реке Малая Иматра (1905), на реке Волхов (1911), а также, по предложению городских властей Петербурга спроектировал и организовал движения электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 года маршрутом протяжённостью чуть более двух километров (от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта).
Добролюбова пр., 15
1914 – 1941 гг., 1944 -1949 гг. жил Г. О. Графтио
https://www.citywalls.ru/house7077.html



Съезжинская ул., 11 Нестерова пер., 11
1911-1914 гг. жил Г. О. Графтио
https://www.citywalls.ru/house7173.html
Под его руководством была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов. С 1907 года преподавал в Петербургском электротехническом институте, с 1921 года — профессор этого института. В 1912 году вместе с инженером Е. Палицыным разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах р. Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла. Но вмешательством «Общества электрического освещения 1886 года», снабжающим Петербург электроэнергией от своей тепловой станции, и опасавшихся негативных последствий возведения плотины землевладельцев, воплощение проекта было отложено на неопределённый срок. Убытки для государства составили свыше 1 миллиона золотых рублей. В 1917 году разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитэна» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная в Петрограде.



Каменноостровский пр., 24 Большая Монетная ул., 10
1908-1911 гг. жил Г. О. Графтио
https://www.citywalls.ru/house6408.html
После смены власти, весной 1918 года возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны. Через два года стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, созданной лично В. И. Лениным, и автором разделов плана ГОЭЛРО «Электрификация и транспорт» и «Электрификация Кавказского района». В январе 1918 года по поручению Ленина составил смету «Волховстроя». В 1919 году построил на Волхове бараки для рабочих, склады и другие сооружения. По личному указанию В. И. Ленина в 1921 году возглавил строительство Волховской ГЭС, где ещё с 1918 года работал помощником главного инженера, и приостановленного в связи с Гражданской войной, и строительство Свирской ГЭС — «Свирьстрой». Арестован 11 марта 1921 года Петроградской ЧК по делу «Свирьстроя», вместе со всем руководством Волховстроя.
Московский пр., 22
до 1908 г. жил Г. О. Графтио
https://www.citywalls.ru/house2798.html



Графтио ул., 6
Доходный дом Ф. Р. Витцеля
https://www.citywalls.ru/house869.html
Освобождён как «крупный специалист» после личного вмешательства Ленина и Кржижановского. В 1924—1925 годах — директор Ленинградского электротехнического института. В 1927—1935 годах руководил строительством Нижнесвирской ГЭС. Работу по сооружению гидроэлектростанций сочетал с научными исследованиями. Под его редакцией публиковались бюллетени, а также «Материалы по исследованию р. Волхова и его бассейна» (1924—1929). В 1938—1945 годах являлся главным инспектором по строительству гидроэлектростанций Наркомата тяжёлой промышленности СССР, затем Наркомата электростанций и электропромышленности СССР и Наркомата электростанций СССР. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования. Вернувшись в Ленинград, активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города. Именем Графтио в 1949 году названа улица в Ленинграде (бывшая Пермская). На здании Ленинградского электротехнического института Аптекарский проспект, дом № 3 в 1960 году была установлена мемориальная доска.



Садовая ул., 50
Центральный музей железнодорожного транспорта России
https://www.citywalls.ru/house1686.html
Генрих Осипович Графтио ( 14 [26] декабря 1869, Динабург — 30 апреля 1949, Ленинград) — русский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР, академик АН СССР (1932). (W)
https://youtu.be/Lu3CXqn4doo
Легенды наукиГенрих Графтио
https://youtu.be/24M0lC7JOlI
Академик Генрих Графтио
|
</> |