Дневник. 1986-87 год. То Высоцкий, то Булгаков

топ 100 блогов nicolaitroitsky06.09.2023 Предыдущая глава
Дневник. 1986-87 год. То Высоцкий, то Булгаков
Кадр из фильма "Короткие встречи"

Повседневная жизнь интеллигента времен перестройки. Театр, кино, толстые журналы. Все оценки - более-менее трезвые, даже хваленых-перехваленных "Детей Арбата". Хотя я их переоценивал, запретные плоды всё еще казались сладкими и вкусными, но уже хотелось и калорийной пищи.
Спектакль "Собачье сердце" был вроде бы хорош, режиссер - Генриетта (Гета) Яновская, большой мастер своего дела, но я как ни пытался, так и не смог вспомнить исполнителя ни одной роли. Соответственно, и постановка была такая, совершенно безликая, и нормальных иллюстраций не найти.
Ну а "Короткие встречи" - фильм неувядаемый, который не может устареть. И дело не только в Высоцком. Просто я сравнительно недавно этот фильм еще раз посмотрел и испытал огромное художественное наслаждение, о чем и написал.
Ну а что покойная Кира Муратова потом фактически с ума сошла вместе со многими своими соотечественниками, хотя никакая она не украинка, и жила в Одессе, совсем НЕ украинском городе, уже не имеет никакого значения.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

5 июля 1987 года

Мрачный регистр в ТЮЗе

О "Собачьем сердце" в ТЮЗе писать я, пожалуй, не буду, уже поздно. Очень хороший спектакль, где сатира и изящно-едкий смех уже переведены в куда более мрачный регистр, и смех идет мрачный, суровый, сквозь слезы.
Да это уже почти трагедия, не так профессора Преображенского, хотя тот и прозревает, как трагедия всей нашей страны, выпустившей на волю страшного люмпена-хама, объявившей его хозяином жизни и вершителем судеб гнилой интеллигенции. Шариков в двадцатые годы смешил и забавлял, а затем он такое устроил в России! И Гета Яновская это помнит, и потому вводит в постановку людей во френчах, нечто среднее между Дзержинским и Берия.
Они пока корректны, опекают, оберегают профессора, но в них чувствуется страшная дремлющая сила, выраженная в двух-трех словах и всемогуществе, всезнании, всеприсутствии.
У меня возникли ассоциации с Курчатовым или Королевым в шараге-бункере, где ему дана полная свобода слова в пределах стен, но все открытия и научные разработки - под контролем высших властей.

Расплодили Шариковых, как кроликов

Шариков - плод неосторожных опытов профессора и на совести "френчей", они создали его. И хотя в спектакле они дают его убить, в истории они расплодили Шариковых, как кроликов, Преображенского и Борменталя из шараги засунули в лагерь, Швондера - туда же, за максимализм и идиотизм, а разруха продолжается вот уже семьдесят лет, кругом царит абсурд, и никак ничего не поставить ничего с головы на ноги.
Постановка сделана с этой временной перспективой, поэтому так мало комедийности и фарса, поэтому всё засыпано трагическим черным снегом и еле освещено подслеповатыми фонарями.
А "Аида", некий золотистый осколок прошлого, стыдливо жмется и не звучит.
О недостатках. Актеры - все - пустые места, фишки, обозначения, порой слишком заунывно звучит серьезная тема, но и в этом повинны актеры. Некоторые остатки фарсовых сцен повести лучше было убрать, они непонятны и не смешны. Но в целом, это самое яркое явление нынешнего сероватого-бледноватого сезона.
Дневник. 1986-87 год. То Высоцкий, то Булгаков
Сцена из спектакля

Не мелодрама, хотя могла бы

Чего я только не видел и не читал за это время?!
Лучшее - "Короткие встречи" Киры Муратовой - тоже простой, ясный, невзрачный фильм, но сделан с таким чувством меры и полон такого легкого дыхания, что даже его коллизии не кажутся банальными. Ибо с необходимо искренней полнотой выражено всё и в то же время без надрыва, без истерик, столь обычных в подобных ситуациях.
Это фильм - не мелодрама, хотя мог бы ею стать, и в этом его неувядаемая прелесть.
Две женщины сошлись на одном мужике, который от обеих взял что надобно, но не променял их на свою независимость геолога.
Он мужик неплохой, не подлец, честен и прям, тем более его трудно осуждать, что его играет Высоцкий, лихой, ироничный, бородатый и, конечно, с гитарой.
Одна из женщин - юная сельчанка, официантка в придорожном кабаке, Нина Русланова в пору юности. В ней сельская прижимистая ревность, деревенская туповатость борются с благородством и добротой.
Дневник. 1986-87 год. То Высоцкий, то Булгаков

Другая - почти сорокалетняя исполкомовская работница (сама Кира Муратова, а она была очень ничего, с сексом, бесенятами в глазах и пухлым, сочным телом), дело свое любит, но любит и Высоцкого (не помню, как зовут его героя), на работе занята абсурдом, но пытается бороться с приписками в строительстве.
Девушка работает у нее домработницей. И обе - неустроенные, странные, упрямые, по ночам мечтают и вспоминают об одном и том же мужчине.
Вот такой фильм, полный деталей и штрихов, легкий и стремительно упругий, как молодая лань. Здесь и искусство, и энергия брызжут и играют, это пока лучший муратовский фильм.
Дневник. 1986-87 год. То Высоцкий, то Булгаков

Очередной литературный шлягер

"Дети Арбата" - тут ясно, это нынешний литературный шлягер. Роман хороший, но не великий. Хотя это - максимум правды о тех временах, не так правды о событиях, это уже было и есть, как правды о людях, во что их превращали, как их перековывали и добились-таки своего.
В романе нет ни одной поблажки советскому сталинскому строю и самому вождю, их бьют, лупят со всех сторон. Всё было глупо, всё не так, всё разрушало страну, но человек превращался в серого робота, "идеологически выдержанного", зато славящего Сталина без сомнений и размышлений.
писать о рыбаковском романе нет нужды, тут нет хитросплетений, не во что углубиться, всё ясно и всё точно. Корни сталинской диктатуры - единственное, чего не смог раскрыть автор, но это сложно. А вообще эпический размах романа давал возможность создания новой "Войны и мира".
Дневник. 1986-87 год. То Высоцкий, то Булгаков
Кадр из сериала "Дети Арбата"
Дневник. 1986-87 год. То Высоцкий, то Булгаков
Что еще? Хорошая повесть Искандера "Старый дом под кипарисом", с хорошо знакомыми героями и неожиданно тонкими зарисовками сталинской эпохи.

Дневник. 1986-87 год. То Высоцкий, то Булгаков

Мои дневники
Дневник. Тетрадь №3. 1986-87
Необязательные мемуары

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
…проводившегося здесь: http://64vlad.livejournal.com/34189.html Спасибо всем друзьям и читателям, принявшим участие! Запись вызвала такое оживленное обсуждение, что попала в ТОП-30 блогосферы Рунета по числу комментариев (лично я старался в дискуссию не ...
Любовь Мессинг Какие-то несколько дней назад Юлии Навальной европейцы прочили место лидера оппозиции, надеясь, что боевая подруга Алексея смело «шагнёт на эшафот» вслед за ...
Первые ласточки фундаментального технологического отставания Родины в послепадемийный период имперского припадка. Новая технология искусственного интеллекта -ChatGPT заблокирована в Кривии. А очень хочется "пощупать". Можно "достучаться" если есть зарубежный номер, что является ...
Сюрпризов в этой посылке было два. Неприятный - забыли положить шоколадную пасту из масла гхи с маракуйей, приятный - вместо нее положили вторую банку мёда. Конечно же, деньги за пасту вернули сразу же, а мёд оставили мне. Так что первый сюрприз "неприятным" можно назвать с большой ...
  Часть женщин гуляющих с детьми выглядит просто отвратительно — патлы, ломаные ногти, небритые ноги и одежда в подозрительных пятнах. Зато другие — просто образец женственности: ухоженные, с маникюром, прической и на каблуках. Непонятно, как им это удается? Но вот на днях я ...