Дмитров - город разорванный каналом.
flackelf — 30.01.2025 Это были самые короткие дни в году, в декабре. Поэтому прогулка получилась не очень долгая. Знакомство с новым городом получилось в целом довольно поверхностное, но была и своя изюминка - мы забрели в старый район за каналом, где мало кто бывал.1. Московская область. Савёловское направление. Станция Икша (заложена в 1900) - в этом месте к савеловскому ходу подходит ветка БМО с западной стороны. Виды с пешеходного мостика. Тут я вышел из электрички МЦД, чтобы пересесть уже на обычную электричку до Дмитрова. Вид с мостика в северную сторону.
2. В западную сторону.
3. Со стороны Поварово (БМО), на станцию заходит контейнерный под "тройником" ВЛ11-808а (депо Ярославль). Смотрю Савеловское направление вполне себе полноценное - магистральное. Когда-то давно думал, что тут кроме электричек ничего не "водится".
На поддержку хорошего творческого вдохновения. Карта СБ. Всегда рад любым переводам.
2202 2053 3621 5600
4.
5. С восточной стороны прямо у станции проходит Канал имени Москвы, с западной Дмитровское шоссе.
6. Прибыли в Дмитров.
7. На станции стоял грузовой под "тройником" ВЛ11 со стороны Савёлово.
8. Старый вокзал станции Дмитров. Пишут, что станция заложена в 1900 году.
9. А внутри здания написано - 1887 год.
10. Есть красивая водонапорная башня.
11. Старое станционное здание.
12. Вид со стороны города.
Надо сказать, что железную дорогу в 1900 году прокладывали прямо через Дмитров, в связи с чем вокзал оказался практически в историческом центре.
13. В Дмитрове много домов позднесоветской и постсоветской эпохи.
Население довольно большое - 68 тысяч. Причем оно выше чем в 80-е годы. Сказывается близость к крупнейшему мегаполису страны.
14. Храм Георгия Победоносца. 2020.
15.
16.
17.
Историческая справка.
Город Дмитров очень старый - известный с XII века. Имеет очень бурную средневековую историю. Кто только не осаждал здешнюю крепость (кремль). От соседних русских князей в период феодальной раздробленности, до поляков в Смуту и французов в 1812 году. С XIV века в составе Московского государства. С XVIII века уездный город. Город в прошлые времена был торговым и богатые купцы составляли значительную часть городского населения. Этому способствовал быстрый выход на Волгу по реке Яхрома, которая протекала через Дмитров.
Во второй половине XIX века, железные дороги прошли мимо Дмитрова, одна на Петербург через Клин, что западнее, вторая на Ярославль, восточнее через соседний Сергиев-Посад, что крайне неблагоприятно сказалось на развитии города. Но в 1900 году при строительстве железной дороги Москва - Савёлово, это было исправлено. Но ветка на Савёлово и далее на Сонково так и не стала крупным магистральным направлением.
Зато другое событие в XX веке радикально изменило всю здешнюю жизнь. Через Дмитров, причем прямо по городу, прошел канал Москва - Волга (Канал имени Москвы).
Древний Дмитров оказался на берегу важной водной артерии. Строительство велось в том числе и силами заключенных (Дмитлаг). Эта крайне важная для страны стройка шла с 1932 по 1937 год. Строительство канала дало импульс промышленному развитию города и района. Очередной подъём города также был связан с возрождением водного пути на север, который существовал тут в прошлые столетия. А речушка Яхрома оказалась за каналом, в стороне от центра города.
18. Город воинской славы. В ноябре 1941 году в этих местах, на берегу канала, был остановлен немецкий прорыв.
19. Центральная Советская площадь и ее застройка.
20.
21. Видны земляные валы Дмитровского Кремля, которым не менее 500 лет.
22. Бронзовый памятник основателю города князю Юрию Долгорукому. Установлен в 2001 году. Этот древнерусский князь похоронен в Киеве, около Лавры.
23.
24.
25.
26. Бывшая гостиница «Дмитровский посад», сданная в эксплуатацию в апреле 1989 году.
27. Часовня Александра Невского. 1867.
28. Деревянные Никольские ворота в Кремль были воссозданы в 2004 году.
29. На территории Кремля. Дом XIX века.
30. Ледяные скульптуры в Дмитровском Кремле
31. Главная городская достопримечательность. Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор). Стоит окруженный старыми земляным валом в центре Дмитровского кремля. Закладку собора относят к 1509 году, а завершение к 1533 году. За много столетий собор менял свой облик.
32. Храм святой праведной Елисаветы. 1895.
33. Здание построено в 1876 году, как женская гимназия. В 1941 году когда немцы были на подступах, была по ошибке взорвана часть здания, своими же. Погибло много людей.
34. Памятник священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому. (1883-1937).
35. Вид с восточной стороны.
36. Егорьевские ворота в Кремль.
37. С этой стороны стоит много скульптур. "Купец и купчиха".
38. В том числе и П.А. Кропоткину, который скончался в Дмитрове в 1921 году.
39. Улица Загорская. Кстати Сергиев-Посад совсем недалеко - 38 километров.
40.
41. Здание Администрации. Размещается в бывшей гостинице купца Суходаева. 1872 год.
42. Ряд типовых панельных домов 1969-71 годов постройки в самом центре Дмитрова.
43. Переходим через пути. Идем к берегу канала.
Северная горловина станции Дмитров. Дальше на Савёлово идет однопутка.
44. Какая-то старая заброшка.
45. Ну вот и Канал имени Москвы. Сто лет назад на этом месте его не было, а была западная часть центра города Дмитрова.
В этом месте 90 лет назад город Дмитров оказался разорванным на две части.
46.
47.
48. Набережная Канала имени Москвы, речной вокзал. Это место в 1955 году.
49. Есть разорванные каналом улицы, которые продолжаются на той стороне. Например вот этот красивый дом в стиле провинциальный модерн, 100 лет назад не стоял на берегу крупного водоёма.
50. Старая часть города прилегающая к берегу канала с восточной стороны. Отделена от основного города железной дорогой.
51. Новый ЖК "Гавань" прямо на месте бывшего речного порта.
52.
53. И старый Рогачевский мост через канал. 1936 год. Пишут, что он - старейший из всех через КиМ. Мы к нему еще подойдем ближе.
54. Старая дорога через канал, которая идет через старый Рогачевский мост. Разрешено только движение легкового транспорта.
55.
56. Вид с моста на юг, в сторону Москву.
Места тут красивые - Клинско-Дмитровская возвышенность. Много видовых точек в окрестностях.
57. Вид на север.
58. Вид в сторону центра.
59. Ну вот и район - Заречье. Дом купца Толчёнова. Конец XVIII века.
Во второй половине XIX в. дом принадлежал городскому голове А.П. Емельянову.
60. Эта западная часть Дмитрова, отрезанная от остального города 90 лет назад каналом, превратилась в полнейшее захолустье. Зато тут сохранилось много не тронутой старины, в том числе очень красивый Введенский храм 1768 года постройки, с колокольней пристроенной в начале XIX века.
Очень старая ЛЭП, которой скоро будет наверное лет 100.
61. В Заречье, буквально в 150 метрах от канала, протекает быстрая речушка Яхрома, которая была тут всегда. Необычное соседство - широченный и почти стоячий искусственный канал и живая природная речка. Мне сказали, что где-то южнее речка Яхрома вроде бы была пропущена под каналом.
62.
63. Старые дома в Заречье. А когда-то на центральную площадь к Дмитровскому кремлю тут было близко пройти пешком. Теперь надо идти через мост, а это приличный крюк. Не думаю, что в эту часть Дмитрова часто попадают гости этого старинного города.
64.
65. Здание Богадельни. 1810-е годы.
66.
67.
68. Бывшая усадьба Толчёновых. 1788.
Да уж - не парадная сторона старинного города.
69.
70. Введенская церковь, о которой писал выше. 1766. Перестраивалась в XIX веке. Этот храм никогда не закрывался.
71. Дом причта.
72. Танк памятник на развилке трех дорог, что на возвышенном месте на западной окраине Дмитрова.
73. Дорога на Рогачевский мост. Помимо прочего она идет в город через жд переезд.
Но есть объездные новые дороги.
|
</> |