Дмитрий Писарев о последнем свидании Татьяны Лариной и Евгения Онегина.
mi_ta_pe — 18.10.2024 14 октября (по юлианскому 2-го) у русского критика Дмитрия Ивановича Писарева был день рождения. Я отметила эту дату перечитыванием его критической статьи о романе в стихах Пушкина "Евгений Онегин". Читать Писарева интересно, потому что в разборе характеристик героев романа он совершенно противоположен Белинскому. Если у Белинского Татьяна – натура глубокая и сильная, то у Писарева она мелкая и поверхностная, и он убедительно это доказывает.Ниже я помещаю отрывок из статьи Писарева, где он обрисовывает концовку романа. Почему именно этот отрывок? Потому что смотрю на иллюстрацию Лидии Тимошенко, на котором изображено последнее свидание Татьяны и Евгения, и думаю, что художница, наверное, не читала Писарева, иначе она не нарисовала бы этих людей страдающими. Привычно думать, что Онегин и Татьяна страдают от невозможности соединить свои судьбы, ведь она, честная и благородная душа, "другому отдана и будет век ему верна", а он - поздно понял, что упустил своё счастье.
Мы привыкли сочувствовать этим людям.
Но Писарев увидел главных героев иначе: "... если господин Пушкин изволят любить и жаловать Татьяну, то и мы, мелкие читающие люди, обязаны питать к той же Татьяне нежные и почтительные чувства. Однакоже я попробую отрешиться от этих предвзятых чувств любви и уважения. Я взгляну на Татьяну, как на совершенно незнакомую мне девушку, которой ум и характер должны раскрываться предо мною не в рекомендательных словах автора, а в ее собственных поступках и разговорах".
Дмитрий Писарев родился через 29 лет после смерти Белинского, который был первейшим среди русских критиков своего времени. Многие читатели "Евгения Онегина" смотрели на сочинение Пушкина под впечатлением от восторженного мнения Белинского. Писарев не побоялся нарушить общественное мнение и своим разбором романа снял романтический флёр с глаз читателей, очарованных лёгкостью и изяществом поэтики Пушкина и подогретых восторгами Белинского. Писарев, критик 60-х, снял поэтическую завесу с главных героев и показал их реальную человеческую суть.
Отрывок из Писарева:
"Когда Онегин писал к Татьяне страстные письма, и когда он у нее в доме бросился к ее ногам, тогда он, разумеется, добивался только интрижки. Пушкину представлялся очень удобный случай измерить глубину и силу онегинской любви. Но Пушкин, конечно, не воспользовался этим случаем, потому что он не имел ни малейшего желания выставлять напоказ самые мелкие и дрянные стороны онегинского характера.
Это полное разоблачение ничтожной личности было бы неизбежно, если бы на месте Татьяны стояла энергическая женщина, любящая Онегина действительной, а не придуманной любовью.
Если бы эта женщина бросилась на шею к Онегину и сказала ему: я твоя на всю жизнь, но, во что бы то ни стало, увези меня прочь от мужа, потому что я не хочу и не могу играть с ним подлую комедию, - тогда восторги Онегина в одну минуту охладели бы очень сильно.
Может быть, он посовестился бы обнаружить сразу всю свою трусость, всю свою несостоятельность перед серьезной заботой; может быть, он не осмелился бы отшатнуться тотчас от женщины, перед которой он за минуту перед тем сам стоял на коленях; может быть, даже, чувствуя невозможность отступления, он решился бы, скрепя сердце, увезти эту женщину куда-нибудь за границу, но между невольным похитителем и несчастной жертвой завязались бы немедленно такие скрипучие и мучительные отношения, которых бы не выдержала ни одна порядочная женщина.
Дело кончилось бы тем, что она убежала бы от него, выучившись презирать его до глубины души; и, разумеется, бедной, опозоренной женщине пришлось бы или умереть в самой ужасной нищете, или втянуться поневоле в самый жалкий разврат.
Если бы Пушкин захотел и сумел написать такую главу, то она, мне кажется, обрисовала бы онегинский тип ярче, полнее и справедливее, чем обрисовывает его теперь весь роман.
Но для того, чтобы подвергнуть онегинский тип такому жестокому и вполне заслуженному унижению, самому Пушкину, очевидно, было необходимо стоять выше этого типа и относиться к нему совершенно отрицательно".
P.S.
На мой взгляд в фильме-экранизации "Онегин" (2024) режиссёра Сарика Андреасяна актриса Елизавета Моряк сыграла роль Татьяны чисто по-писаревски.