Дмитрий Быков // "Огонек", №1, январь 1992 года

топ 100 блогов ru_bykov01.06.2011
Дмитрий Быков //  

...И РЕЛИГИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ?

Недавно малолетний сын моего друга, воротясь из лицея, на вопрос тамошних занятиях ответил с трогательной серьезностью:
  — Мы молились.
— О чем же вы молились?
— О ниспослании.
— Чего?
Мальчик посмотрел на меня, всем своим видом говоря: «Изыдите, оглашенные». Видимо, ему представлялось кощунственным вдумываться в магические словосочетания.

...Я вот все думаю: врал Кассиль или нет? Вроде непохоже. Значит, на уроках Закона Божьего батюшке действительно подсыпали перец в табакерку? И действительно ненавидели упомянутую дисциплину не меньше, чем тригонометрию? И действительно вовсю хихикали во время торжественных молебнов, как то и описано в «Кондуите и Швамбрании»?

В мои времена каждый учебный год открывался либо ленинским уроком, либо уроком мужества. В первом случае являлся директор, во втором — ветеран. Выстраивалась линейка («носочки выровнять по паркетине»). Приносилась благодарность за детство счастливое наше. Возносилась мольба о ниспослании хорошей успеваемости и спелого социализма. Старшая пионервожатая благоговейно возлагала цветы к бюсту Ленина.

Бог свидетель, я не вижу никакого прогресса. Всякий учебный год теперь должен начинаться благодарственным молебном за детство счастливое наше. Возносится молитва о ниспослании России и россиянам успехов и счастья в личной жизни. Бывшая пионервожатая благоговеет перед иконой.

Клянусь вам, я рос идейным ребенком. Я искренне полагал, что» кроме родителей, еще кому-то обязан. Мне долго пришлось перестраивать свое советское сознание, чтобы наконец-то ценнее всего для меня стали личные привязанности, убеждения и вещи. И мне уже не смешно, мне крайне кисло, когда в детском саду старшая группа на вопрос «кто в вашей жизни самый главный?» отвечает не «Ленин», не «мама с папой» (как и следовало 6ы), - нет, тридцать прелестных, писклявеньких голосов в унисон кричат:
- Бог!..  

Поневоле вспомнишь довлатовского героя, который с безденежья подался в баптисты и стал говорить знакомый:
— Если Бог даст, Фира сготовит на обед телятину.  

Перелистаем детский журнал «Пионер». На протяжении шести номеров он, все еще верный своему названию, печатает прекрасную книгу Александра Меня «Свет миру» - изложение евангельских притч. В традиционной «пионерской» викторине присутствует вопрос о пасхальном яйце. На развороте сентенция о том, что Бог есть любовь и что раб Божий - это раб любви (здесь уместна была бы, по-моему, фотография Елены Соловей). В материале психолога подчеркивается, что еще в Библии сказано: возлюби ближнего своего, как самого себя. А рядом многосерийный комикс Кира Булычева о похождениях космических пиратов. Некая микромодель книжного прилавка, на котором сегодня похождения крысы из нержавеющей стали соседствуют с произведениями православных философов и книгой Вислоцкой об искусстве любви. Попробуй оспорь: Бог есть любовь...

Тогда, может быть, журнал переименовать? Пусть он называется «Отрок», «Инок» или «Раб Божий». И в нем уже провести викторину. Устроить конкурс на лучшее толкование Апокалипсиса. Победителю (как в известной книге о Томе Сойере) вручать карманную Библию. Кстати, книгу о Томе следует запретить, поскольку ее герой относился к Библии крайне неуважительно и не знал, чем именно блаженны нищие, а первыми апостолами называл Давида и Голиафа. Я не шучу: в одной еврейской духовной школе у мальчика уже изъяли Новый Завет как изучению не подлежащий. Отсюда недалеко до рейдов по библиотекам: Гека Финна — долой, раннего Пушкина — долой, у Гоголя оставляются лишь «Выбранные песта из переписки с друзьями», сочинения Горького (кроме «Исповеди») торжественно сжигаются во дворе.

...Когда безмерно опошленная и упрощенная библия под развеселым названием «Суперкнига» преподносится детям по телевизору, я ничего не могу возразить: в такой форме можно рассказать историю, если, конечно, при этом она толкуется как глобальная метафоре, а не навязывается в качестве учебника жизни. Но когда в детских передачах звучат церковные песнопения и ни одно открытие лицея не обходится без освящения... Да что лицеи: недавно директор завода приказал окропить конвейер святой водой, и тот, по слухам, пошел... Словом, мне рисуется детская передача следующего типа: на сцену приглашаются трое ребят. Тот из них, кто правильно расскажет о сотворении мира, получает куклу Барби, вторую тут же освящают. Другой, ответивший на вопрос о первородном грехе, получает детскую железную дорогу. А последний долго краснеет и дуется, но потом говорит, что все это сказка, а Вселенная возникла в результате Большого Взрыва. Ему это, видите ли, рассказал папа-инженер. «А сколько получает твой папа-инженер?» — спрашивает толстый спонсор из фирмы «Крах». «Четыреста рублей», — шепчет мальчик дрожащими губами. «Вот видишь, - говорит толстый спонсор,— если бы твой папа верил в Бога. Бог бы ему помог и тебе тоже. Ну да ладно. Возьми вот набор «Юный химик» за тринадцать рублей». Мальчик в слезах идет на место, где мать отвешивает ему сочную плюху, приговаривая: «Весь в отца пошел, идиотина!».

Бедные наши дети! Хоть бы на миг задумался кто, как они будут примирять в своем сознании притчу о торговцах в Храме, слова о верблюде в игольном ушке и нынешнюю развеселую торговлю религией с лотка! Нельзя более успешно воспитать атеиста, чем вдалбливая ребенку с дошкольного возраста извращенные и упрошенные азы религий. Нельзя заставить любить Бога, задавая на дом энное количество псалмов Это вопрос духовного роста. К Богу нельзя привести за руку. Даже а царской России журнал для детей назывался все-таки «Игрушечка». И печатал рассказы о зайках, белках, детках. Если в самое ближайшее время не произойдет полное и безоговорочное отделение школы от церкви, можно быть абсолютно уверенными, что через десять лет три четверти наших школьников при звуках православного богослужения будут морщиться и выключать телевизор. Как, впрочем, многие уже сейчас.

Давняя российская мудрость, что дурак расшибает себе лоб в молитве, сбывается сегодня на глазах. я любовно перелистываю свежую литературою периодику, хоть с опозданием, но все-таки доползающую до моего почтового ящика. Журнал «Смена» публикует повесть о первых христианах и фотоочерк о монастыре. В журнале «Юность» Юрий Шевчук популярно объясняет связь христианства с рок-н-роллом. Газеты на все лады обсасывают жизнь Московской патриархии, публикуют церковные календари, проникают даже в монастыри. Особенно усердствует московская газета, которая здесь же, рядом со своими христианскими штудиями, игриво сообщает об очередных убийствах и пожарах, через каждую отроку охая: «Ах, Господи, что творят!». Крупнейший литературный журнал страны «Новый мир» далеко обошел конкурентов. В его последних номерах нет НИ ОДНОГО материала, который бы не был прямо или косвенно связан с религией, ее историей, ее настоящим и будущим. «Новый мир» — религиозно-философский журнал, и никто не думает обсуждать или осуждать его направление. Однако и некоторое разнообразие, честное слово, не помешало бы журналу объемом в 28 печатных листов. Одним словом, сегодня в России не осталось ни одного печатного органа, который бы а той или иной мере не приложил руки к осмыслению (а часто опять-таки к опошлению) православной, христианской темы. Атеистической газеты в стране тоже не осталось. Это наш плюрализм. Все уверовали, поголовно!

Я не против — человек всегда меняется. Подозрительно только, что его духовная эволюция так точно совпадает с эволюцией общественной конъюнктуры. Те, кто начинал воинственным безбожником, вполне могут уверовать, но тогда, в видах христианского смирения, им отнюдь не следует широковещательно заявлять о своей вере. Это вещь интимней. И культура наша, которая с такой страстью кинулась молиться, пока еще не обрела на этом пути в последнее время почти ни одной художественной ценности.

Главная беда сегодняшнего православия — то, что из образа жизни оно превратилось в идеологию. А на пути идеологизации культуры, как мы знаем, ничего хорошего не создашь, ибо к Храму ведет другая дорога. Те же «Выбранные места» уступают «Мертвым душам», насквозь идеологизированное «Красное колесо» — раннему Солженицыну, романы Феликса Светова — романам Юрия Домбровского вовсе не потому, что «свободный художник» ярче религиозного писателя. Дело не только в мере таланта — в мере идеологизации. Ни одно произведение, проникнутое идеологией и заданное изначально, не достигает своей цели. Мы слишком долго называли Достоевского идеологическим писателем, забывая о его знаменитой неоднозначности, диалогичности, по слову Бахтина. А Льва Толстого и вовсе отлучили от Церкви — он полагал, видите ли, что ни старчество, ни молитва к спасению еще не ведут, а кто живет по-человечески, как Пашенька в «Отце Сергии», тому в раю местечко найдется.

И если культура наша не отделится от идеологии — не важно какой, хотя здесь речь идет только о фарисейской, безмерно далекой от истинного православия,— не избежать нам преследования как культуры, так и веры.

Не могу забыть слова Елены Боннер в конце августа, после путча, она сказала, что при похоронах защитников «Белого дома» молебен был странен. Церковь не должна вмешиваться в светские, мирские дела, и в Ее дела вмешиваться тоже не дозволено никому. Религизация всей страны не может обрадовать истинно верующего. У многих священнослужителей спрашивал я: не путает ли вас эта мода, это страстное желание креститься, венчаться, освящать конвейеры? Что ж. отвечали они, люди истосковались без веры, семьдесят лет как-никак, лучше это, чем хард-рок... и тому подобное.

Коронации Борисе Ельцине — с приветствием от Патриарха — повергла меня в уныние. Ни одно крупное мероприятие не обходится сегодня без молебна, освящения, благословения — Церковь опять срастается с государством. Русской церкви изначально присущи подчинение законной власти (подчеркиваю: законной!) и невмешательство в ее дела. Кесарю — кесарево. Богу — Богово. Если прежде Ельцина называли верным ленинцем, в сегодня назовут верным христианином, его не прибавит ему авторитета. Церковь должна быть независима от государства, и если не произойдет этого насущнейшего отделения, нельзя поручиться ни за авторитет властей, ни за авторитет Церкви, столь явно и неприкрыто зависящей сегодня от них.

Одним из главных деяний Бога, я думаю, было отделение света от тьмы. Я позволю себе немного порассуждать о том, чем все-таки объясняется наше массовое, модное, бездумное и все-таки весьма серьезное тяготение к религии.

Разговоры о том, что люди истосковались по вере, представляются мне фарисейством — и в застойные годы кто хотел, тот верил. И такой вере цена была подлинно высока: это было дело свободного выбора, путь прозрения. Кто хотел, верил в коммунизм. Так что сегодня речь идет не о тоске по вере — о замене веры. А без идеологии нам куда же! То-то среди нынешних верующих столько былых комсомольских работников...

Подлинное христианство — высшая духовная свобода и ответственность. Но о какой духовной свободе может идти речь, когда мы ищем в христианстве новое рабство — заданный смысл жизни! Да, вопрос о смысле жизни в атеистических координатах неразрешим. Мы наконец свыклись с этим. Но в религии — во всяком случае, в том ее виде, в каком мы ее хотим принять,— этот смысл задан. Вот и выбери. Но доходить самому до своего предназначения — что вы, страшно!

Главный вопрос всякой революции есть вопрос о власти. Главный вопрос всякой жизни есть вопрос о смерти. Жизнь даже композиционно выстроена, как хороший детектив,— постоянный поиск, в конце разгадка. Об этом же в своих «Мыслях врасплох» писал недавно Андрей Синявский. Христианство, подчеркивает он, предполагает ежесекундную готовность к смерти. Это мы приняли. Это нам доступно. Жизнью мы мало дорожим, оттого и живем как ни попадя, веря, что будет нам дана жизнь другая.

Я верую в Бога, хоть мне неловко об этом широко заявлять («Господь аплодирует вам»,— язвительно замечает в таких случаях прекрасный поэт Лев Мочалов), но, даже надеясь на бессмертие души, я думаю, что жить надо здесь и сейчас.

К этому-то мы и не готовы.

Мы ждем События. Либо новой жизни. Либо ухудшения ситуации. Либо Даяния. Мы все ждем, что нам Бог поможет, или что коммунизм придет, или что смысл у всего объявится. Именно этой, самой ленивой, частью своей души мы тянемся сегодня к вере, вера истинная — борения духа, метания, самосовершенствование — в России мало укоренилась. Еще Белинский предупреждал: «Русский мужик произносит имя Божие, почесывая себе кое-где...» И у Блока — помните: «Грешить бесстыдно, непробудно...» Горько, но факт. Иначе русский мужик не скидывал бы крестов с церквей, церковь ему только после жизни рай обещала, а тут — при жизни и задаром. Насколько религия не была укоренена в сознании русского народа, показала революция, и не последнюю роль тут сыграло навязывание детям Закона Божьего, а холопам — христианских добродетелей. Да, мы все — рабы Божии. Но это не значит, что мы должны быть рабами в своих попытках понять смысл мироздания.

Нет, не религия укоренена в нашем сознании, а страх и лень. Страх перед знанием, перед будущим. Лень осмыслить себя и свое место в мире. И оттого мы готовы признать себя ничтожествами, рабами, кем угодно, лишь бы пришли и научили нас.

А рабам рая нет.

Может быть, не стоит обо всем этом говорить сейчас, когда ничего нет и просвет лишь предвидится? Но я знаю: стоит. Потому что страх и пень повинны во всем, что с нами происходит. В том, что мы не живем, а ждем. В том, что мы — такие. И пока мы не отделим своего страха и лени от истинной веры, всем нашим молитвам грош цена.

P. S. Едва закончив эти заметки, я включил телевизор и в передаче «Марафон-15» услышал зажатый между Димой Маликовым и американским клипом рассказ ксендза о Рождестве. Детей на улице спросили, чего они попросили бы к Рождеству у Христа-младенца. Одна девочка пожелала Барби, другая — во-от такую жвачку. А один мальчик хотел бы безнаказанно фарцевать у «Космоса».

Господи, благослови!...
.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
1. Завтрак с яичным рулетом и Собой © NickFW.ru — 28.06.2021г. Готовить яичницу каждый раз одинаково, быстро надоедает, потому приходится экспериментировать и находить новые для ...
Как правило, основное внимание на свадьбе всегда приковано к невесте и жениху. Но в этот раз они были отодвинуты на задний план... Ведь одним из гостей стал, как вы думаете кто? Правильно, огромным бурым медведем по имени Степан. Медведя ...
    На этой неделе завершилась первая фаза гонка за кресло губернатора Петербурга. К выборам не были допущены двое из возможных кандидатов – муниципальный фильтр не прошли Оксана Дмитриева из «Справедливой России» и Анатолий Голов из «Яблока».      ...
Вопрос оказался «гробиком» — верных ответов не было. Ответ: БЕЛЫЕ и КРАСНЫЕ — это, соответственно, серые и чёрные. Я.И. Перельман в «Занимательной физике» писал, что в пословице «Ночью все кошки серы» следует заменить серых на черных, ибо в темную ночь шерсть кошки не излучает ...