Для любителей истории. Два брака и любовь к родине поэта Николая Гумилева.
peremogi — 22.10.2025
Начало тут.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Николай Гумилев
Накануне Мировой войны у Гумилева было множество планов на жизнь.
Он был активным участником Общества ревнителей художественного слова, известного также как Академия стиха или Поэтическая академия. Кроме Гумилева в него входили А.Н. Толстой, С.К. Маковский, И.Ф. Анненский и В.И. Иванов, В.Я. Брюсов, А.А. Блок... Уже маститые...
В 1911 под лидерством Гумилева возникло новое объединение - Цех поэтов, в котором состояли: Ахматова (была его секретарем), Мандельштам, Нарбут, Кузьмина-Караваева (будущая мать Мария), Лозинский, Мария Моравская, Вера Гедройц (та самая княжна Гедройц, женщина-хирург, под началом которой императрица Александра Федоровна и ее дочери работали в военных госпиталях после начала Первой мировой войны) и многие другие...
Возглавляли Цех "синдики" (мастера), под руководством которых подмастерья должны были учиться быть поэтами. Мастерами были сам Гумилев и Сергей Городецкий.
Блок, побывав на заседании Цеха, записал: "Безалаберный и милый вечер... Молодежь. Анна Ахматова. Разговор с Н.С. Гумилевым и его хорошие стихи... Было весело и просто. С молодыми добреешь".
В начале 1912 года Гумилев и Городецкий объявили о новом художественно-поэтическим течении - акмеизме.
Гумилев со студийцами
"Обезьян растишь", - недовольно говорила ему Ахматова.
Но он не соглашался:
«Я вожусь с малодаровитой молодёжью не потому, что хочу сделать их поэтами. Это немыслимо — поэтами рождаются. Но я хочу помочь им по-человечеству. Разве стихи не облегчают, как будто сбросил с себя что-то? Надо, чтобы все могли лечить себя писанием стихов. Кастальский источник есть в душе каждого, он лишь завален мусором, надо расчистить его».
На самом деле Гумилев как раз мечтал формировать новых поэтов и был уверен, что поэзии надо учиться, как игре на рояле. Он считался лидером нового литературного течения - акмеизма, нуждался в учениках и последователях, потому и окружил себя молодежью, готовой ловить каждое слово мастера. От желающих приходить к нему на занятия не было отбоя. «Он делал из плохих поэтов неплохих. У него был пафос мастерства и уверенность в себе мастера», - говорил Виктор Шкловский.
В начале 1912 года, когда поэтическая жизнь вокруг Гумилева била ключом, Анна Ахматова почувствовала у себя признаки "интересного положения". 18 сентября (1 октября по н.с.) 1912 у нее родился сын Лев.
А увлечения Гумилева прекрасными дамами продолжались. Анна иногда над этим подшучивала, особенно, когда муж по ее мнению "плохо выбирал". Николай любил рассказывать, как получив от Анны согласие на брак, он сразу "бросил два романа". "А третий не бросил! - поддевала его Анна. - С Орвиц Занетти! Он как раз на то время пришелся!"
С баронессой де Орвиц Занетти, парижской знакомой, Гумилева связывали отношения, вдохновлявшие его на многозначительные стихи:
Мазурки стремительный зов раздавался,
И я танцевал с куртизанкой Содома,
О чем-то грустил я, чему-то смеялся,
И что-то казалось мне странно знакомо...
Я многое понял в тот миг сокровенный,
Но страшную клятву мою не нарушу.
Царица, царица, ты видишь, я пленный,
Возьми мое тело, возьми мою душу!
(стихотворение "Царица Содома", позже переименованное в "Маскарад")
Анна Ахматова (слева) в 1912 году
Отношения с Анной складывались сложно... И ребенок еще больше все осложнил. Супруги жили тогда в Царском Селе, и Гумилев снял для себя холостяцкую квартирку в Петербурге - подальше от плача младенца, кормлений, пеленаний, нянек, нервной после родов жены... Брак стал, как теперь говорят, гостевым.
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
...А я была его женой.
Истерики угнетали Николая. И не только его. Когда их маленький сын немного подрос и научился говорить, то на вопрос, кто его папа и мама, он отвечал: "Папа поэт, а мама истеричка".
Но для Гумилева Анна продолжала оставаться важным человеком:
На утре памяти неверной
Я вспоминаю пестрый луг,
Где царствовал высокомерный,
Мной обожаемый индюк.
Была в нем злоба и свобода,
Был клюв его как пламя ал,
И за мои четыре года
Меня он остро презирал.
Ни шоколад, ни карамели,
Ни ананасная вода
Меня утешить не умели
В сознаньи моего стыда.
И вновь пришла беда большая
И стыд, и горе детских лет:
Ты, обожаемая, злая, —
Мне гордо отвечаешь: «Нет!»
Но всё проходит в жизни зыбкой —
Пройдёт любовь, пройдёт тоска,
И вспомню я тебя с улыбкой,
Как вспоминаю индюка.
Стихотворение "Индюк", Николай Гумилев адресовал Анне Ахматовой; а написано оно было в декабре 1920 года, когда любовь и тоска должны были остаться в прошлом... Но даже его шуточные стихи об Анне были полны обожания.
Анна никогда (во-всяком случае, при жизни Гумилева) не писала о нем восторженно.
Но жизнь поэта оставалась бурной...
В конце 1912 года в Петербурге, в поэтическом кафе "Бродячая собака", где отмечали юбилей Бальмонта, Гумилев познакомился с актрисой Ольгой Высотской. Ольга в то время жила с Мейерхольдом, но Гумилев затмил всех и все. Вспыхнул стремительный роман. Анна с грудным ребенком сидела в Царском, а Николая новая Муза затянула в "омут страсти". В октябре 1913 года Ольга родила от Гумилева сына.
Ольга Высотская
В октябре 1913 года Ольга родила от Гумилева сына.
Перед родами она уехала к родителям в Москву, а потом с ребенком - в их маленькое имение в Курской губернии. При всей свободе нравов в творческой среде, незаконнорожденный ребенок все-таки был проблемой для молодой женщины.
А Гумилев в 1913 году отправился в новое путешествие по Африке. На этот раз оно было лучше организовано, санкционировано и отчасти профинансировано Петербургской Академией наук, Гумилева сопровождал фотограф. Но все равно - это было сложное и полное опасностей приключение, которое могло стоить путешественникам жизни. Передвигаться по размытым дождями железным дорогам, где перестали ходить поезда, по пустыням с купеческими караванами, на мулах или пешком, форсировать реку с крокодилами, охотиться, чтобы добыть пропитание... Поездку нельзя было назвать увеселительной... Но к осени путешественники вернулись домой, обогатив музейные собрания Петербурга.
Ольга Высотская с сыном Орестом
Получив известие о рождении сына, Гумилев пообещал Ольге приехать через год, осенью 1914, дав себе срок разобраться в самом себе и что-то решить... Ему было трудно полностью разорвать отношения с Анной.
Но началась Мировая война.
Продолжение следует...
|
|
</> |
Apple Watch SE: оптимальный выбор умных часов для здоровья и повседневной жизни
Тема Красного Китая в этом журнале: в чем значение для оценки
Флешбэки
Ночь в Долине замков
Мега-пикировщик от Туполева
«Сотовики» и операторы дата-центров ускорят рост рынка выделенных серверов
Эхнатон: солнце Амарны. Лекция онлайн 9 ноября
Замечательный Ложе
Закулисье. Мариинский театр. Историческое здание.

