Для кого любовь - забава, для нее - страдание...
ann_duglas — 13.05.2011 Провокаторша ostsib рассказала о своих впечатлениях от фильма "Есть. Молиться. Любить." Фильму смотреть мне было лень, но когда речь зашла об одноименной книге, мировом бестселлере, политом слезами Хиллари Клинтон и Бритни Спирс, то, как всякий уважающий себя Чорный Критик, я встала и сказала "Иди сюда, кастрюля с мясом!". И прочитала. Впечатления под катом.Внимание!
Данная рецензия содержит мат, неполиткорректность и шовинизм.
Я предупредила.
Надпись на обложке воистину прекрасна. "Есть. Молиться. Любить" представлена как книга про "Один год из жизни женщины в путешествии по Италии, Индии и Индонезии в поисках ВСЕГО". Дальше можно было бы и не читать, и так слепому ежу понятно, что тут почем, но я мужественно сжала зубы и полезла изучать текст.
Где-то на третьей главе до меня доперло, что я имею дело с надувательством. Сюжета там как такового нет, связной истории нет. Есть главная героиня, Элизабет, списанная с самой авторессы (ах, это так волнительно, писать о своих чувствах и переживаниях), и рассказ о ее разводе, за которым последовало путешествие в дальние страны. Другие герои появляются эпизодически и никакой смысловой нагрузки не несут. Их задача - оттенять страдания ГГ и давать ей своевременные мудрые советы. Или принимать благодеяния ГГ, опять-таки говоря о духовном. Короче, в привычном нам смысле - это не книга. Это - блог. Такой большой-большой блог такой духовно богатой девы. Как в каждом духовно-богатом блоге, есть ОНА, ейные чуйства, друзья, которые появляются в какой-то из записей и тут же пропадают навеки, ейная непростая семейная жизнь (бабоньки, а как же не поохать, все мужики сво... и не понимают!), ейные душевные метания, еда (обязательно), немножко про путешествия ( ОНА и дорога - это так романтично), немножко про медитации и Поиск Себя (чтобы сразу было понятно, насколько ОНА незаурядная натура). Плюс два ведра соплей. По рецепту положено. Не хватает только говнофоток (с заваленным горизонтом и романтическим антуражем) и, конечно же, сочувствующих комментов. Очень неудобно - читать книгу и не иметь возможности устроить флуд на тему: "Ах, Лиз, дорогая, я тебя так понимаю!" Но на то она и ГГ, чтобы найти достойный выход из положения:
... я схватила тетрадку и нацарапала послание внутреннему голосу, источнику высшего душевного покоя. Оно заняло всю страницу заглавными буквами:
Я В ТЕБЯ НЕ ВЕРЮ!!!!!!!!!!
Через секунду — не успела я отдышаться — во мне словно вспыхнул огонек, и я сама написала ответ, спокойно и словно забавляясь над собой:
Тогда с кем ты сейчас разговариваешь?
Просто и изящно. Если кому надо - берите на вооружение. И не забудьте про капслок. Очень важно подчеркивать ГЛАВНЫЕ СЛОВА. Но это я отвлеклась. Сначала Элизабет страдает. О, как она страдает! Депрессия у девушки.
Даже послушалась совета своей массажистки, увлекающейся восточными практиками и немного не от мира сего: она сказала, что для восстановления баланса сексуальных чакр нужно носить оранжевые трусы, — и представьте, я носила. - и страдала, потому что даже оранжевые трусы надо время от времени стирать, но массажистка была не от мира сего и про такую мелочь не знала.
Тем количеством зверобоевого чая, которое я потребила за это время, можно было бы вылечить от депрессии всех заключенных ГУЛАГа — а мне хоть бы хны. - ты бы лопнула, деточка, если б выпила столько чая. Поверь, лопнула бы.
Не хочу никого оскорблять, проводя слишком уж явную параллель между собой и многострадальным сицилийским народом. Мои жизненные трагедии носили личный и в большинстве своем надуманный характер, не имея ничего общего с эпической картиной притеснения. Развод и депрессия — это вам не несколько веков убийственной тирании - еще бы, черт побери. Развод и депрессия - это гораздо хуже.
Меня можно обвинить в душевной черствости, но я упорно отказываюсь понимать, какого хрена героиня так упивается жалостью к себе. Да, развод, рухнувший брак и отстранившийся любовник - это неприятно. Да, депрессия - это, конечно, болезнь, и ее нужно лечить. Но страдания героини у меня никакого сочувствия не вызывают, уж простите, девочки. Она что - пережила войну, оккупацию, гибель семьи от рук степных варваров, пытки, изнасилование ротой наемников и рабство на галерах? Или ее муж выгнал из дома в одном полотенце, а вслед ей выкинул троих голодных детей и все они теперь живут под мостом? Вовсе нет. Она просто мучительно искала Себя, а муж, такой-сякой, тоже устал от этой бздящей канарейки, которая вымотает нервы кому хочешь (мне она надоела очень быстро, так что мужа, который потребовал раздела имущества, я отчасти понимаю). А детей у нее все равно не было, да и куда ей, девушко занято духовными поисками, но как-то не задалось, не поняли-не оценили, пришлось подать на развод. Чертова прорва баб разводятся и живут в куда более поганых условиях, и почему-то страдают молча. Всем нелегко, одна она такая принцесса.
Так началось мое путешествие длиною в год. И самое главное — оно было мне по карману, ведь произошло настоящее чудо: издательство заранее купило еще не написанную книгу о моих приключениях <...>.Я потеряла деньги, но они тут же вернулись ко мне — если не все, то достаточно, чтобы обеспечить год безбедной жизни. - я тоже так хочу. Эй, издатели! Никто не желает облегчить мои страдания в обмен на отчет о путешествии? Злые вы.
А дальше дева собирает чемодан и летит в Италию. Там она отъедается и становится похожа на человека, и это наводит на мысли о пагубности увлечения диетами. Конечно же, продолжает страдать, но ведь она такая путешественница, надо же рассказать и об этом. Лучше бы молчала, составитель путеводителя из нее тот еще.
Я не очень сильна (прежде всего из-за лени) в предварительном сборе информации о стране, обычно придерживаясь правила «на месте как-нибудь разберемся». Такой подход к путешествиям обычно заканчивается тем, что я оказываюсь посреди железнодорожной платформы, не имея понятия, что мне делать и куда идти, или селюсь в дорогущих отелях, потому что просто не в курсе, что на самом деле в этом городе есть куча мест подешевле. Я слабо ориентируюсь на месте, не сильна в географии и умудрилась за свою жизнь объехать шесть континентов — каждый раз с весьма туманным представлением о своем местонахождении. - да, географический кретинизм - это то, чем я горжусь больше всего. Видите, какая я романтичная и загадочная, порывистая вся?
Не хотелось бы открывать эту, извините за выражение, банку с червями; скажу лишь, что ни один вид желудочных катаклизмов не обошел меня стороной.< ...>Я терпелива. Умею путешествовать налегке. Бесстрашно пробую все местные блюда. - и почему-то меня желудочные катаклизмы совершенно не удивляют. Почему бы это?
Но самый главный мой талант в том, что я могу подружиться с кем угодно. Хоть с выходцем с того света. Как-то завязала знакомство с военным преступником из Сербии, и он пригласил меня отдохнуть с его семьей в горах. Нет, я вовсе не горжусь дружбой с сербскими массовыми убийцами (мне пришлось подмазаться к нему ради статьи, ну и чтобы он меня не тронул). - Господи, если ты есть, храни эту непуганую идиотку, ведь пропадет без тебя.
Но могу ли я поддаться этому блаженству, зная, что у него всегда будет оборотная сторона — одиночество, причиняющее физическую боль, неуверенность в себе, разъедающая все твое существо, обида, отравляющая душу медленным ядом, и, разумеется, полная деградация личности, а она неизбежно случается, когда Дэвид отказывается отдавать и лишь берет, берет, берет. - ах, извините, это опять про страдания.
Когда канарейка отвлекается от чириканья про свои душевные метания, изучение языка и поедание пиццы, она знакомит читателей с Италией, ее историей, культурой и литературой
Данте же вышел на улицы, послушал живой флорентийский язык, бывший в ходу у городских жителей (среди них были столь блестящие его современники, как Боккаччо и Петрарка), и использовал этот язык в своей поэме. - Гугл врет как Троцкий, что в год смерти Данте его "блестящему современнику Бокаччо" было всего восемь лет. Элизабет не может ошибаться!
здешних официантов Лука зовет «кандидатами в Юлии Цезари»: эти парни ходят с нахальным самодовольным видом, у них волосатые руки и ревностно уложенный чуб - казаки, казаки, военные люди... ишь, куда заплыли.
Здешние жители до психоза гордятся своим неаполитанским происхождением, и не зря. Ведь этот город подарил миру пиццу и мороженое. - и больше нихрена толкового в Неаполе не было.
Йога никак не вписывается в римский образ жизни, — по крайней мере, мне никак не удается объединить это. Я даже решила, что у Рима и йоги нет вообще ничего общего. Ну разве что тот факт, что римляне носили тоги, а слово «тога» рифмуется с «йога». - а все вместе рифмуется со словом "убого". Очень по смыслу подходит.
Проведя в Италии четыре месяца, Элизабет едет в Индию. В поисках духовности, а как же.
Именно поэтому в Индии считают само собой разумеющимся, что каждому человеку нужен учитель по йоге. Если вам не повезло родиться одним из немногих просветленных святых, что приходят в жизнь уже реализованными, кто-то должен наставлять вас на пути к просветлению. Если повезет, можно найти живого гуру. Веками паломники приезжали в Индию именно за этим. Еще в четвертом веке до нашей эры Александр Великий отправил в Индию посла с просьбой разыскать одного из знаменитых йогов и доставить его ко двору. - интересно, нашли Александру живого гуру или схалтурили и просто обезьяну поймали?
Надо сказать, что я довольно высокого мнения о практичности индийцев. Они каждому покупателю найдут что предложить. Не хочет глупый белый турист кататься на слоне и покупать сувениры - не вопрос. Поедет в ашрам, приобщится к мудрости и, обливаясь слезами, сам пожертвует на святую обитель столько, что хватит и на гуру, и на слона. И еще на компьютер останется.
Вокруг ашрама вертится вся местная экономика, им гордится вся деревня. За его стенами — сплошная пыль и нищета. Но внутри — не видевшие засухи сады, цветочные клумбы, спрятавшиеся в зарослях орхидеи, птичьи трели, манговые и хлебные деревья, кешью, пальмы, магнолии, баньяны. Дома красивые, но без излишеств. Скромный обеденный зал типа столовой. Обширная библиотека духовной литературы по всем мировым религиям. Храмов несколько, и каждый предназначен для своих целей. Есть две «пещеры» для медитации — темные, глухие подвальные помещения с удобными подушками; они открыты день и ночь и могут быть использованы только для практики медитации. В крытом павильоне без стен по утрам занимаются йогой, а вокруг есть небольшой парк с овальной дорожкой, где можно бегать по утрам. - посетите наш пятизвездочный ашрам! Получите эксклюзивное просветление или мы вернем вам деньги.
Для жизни в ашраме просто необходимо быть сильным, потому что здешний распорядок суров. Не только в физическом плане — день начинается в три утра и заканчивается в девять вечера, — но и психологически. Ведь вам предстоит ежедневно часами находиться в полной тишине, медитируя и созерцая, не отвлекаясь и не отдыхая от умственной работы. Жить рядом с незнакомыми людьми, в индийской глухомани. Здесь все кишит насекомыми, змеями и грызунами. Погодные условия порой экстремальны: то ливни неделями, то тридцать восемь градусов в тени еще до завтрака. - белые люди вообще наивны как полевые ромашки, считают, что истинная Духовность - она где-то там, на Востоке. Согласны петь мантры и созерцать свой пупок. Пусть их. Хотя мне больше импонирует подход учителей дзен, которые чуть что не так - хватали ближайший посох и лупили монахов почем зря. Не знаю, что там с просветлением, но задавать глупые вопросы монахи отучались довольно быстро. Жаль, с белыми туристами такой фокус не сработает.
Индийская часть книги - это вольное изложение "Просветления для "чайников". Плюс редкие диалоги с грубым парнем Ричардом, который рассказывает Элизабет Важные Истины, до которых сама бы она хрен додумалась. На редкость нудное чтение, я периодически норовила уйти
Неистовая вакханалия продолжалась больше часа, больше часа я выслушивала ахи и вздохи, дикие животные кличи и прочие звуковые эффекты. Лежа этажом ниже, уставшая и одинокая, я могла думать лишь об одном: «Какое же это тяжкое и напряженное дело…» - опять эти нелепые телодвижения?
Ну вот, а на Бали она оттаяла, завела кое-какие знакомства, занялась благотворительностью, собрала симпатичной женщине деньги на покупку дома (попутно выяснив, что милые, добрые, отзывчивые туземцы не прочь попудрить ей мозги, хотя пудрить там особо нечего) и почувствовала себя практически возрожденной из пепла. Даже на мужиков заглядываться начала:
Иэн был на несколько лет старше меня, у него была очень интересная жизнь и множество плюсов (любит «Симпсонов», путешествовал по всему миру, однажды жил в ашраме, знает, кто такой Толстой, кажется, даже работает, и так далее). В начале карьеры он служил в Северной Ирландии в подразделении по обезвреживанию взрывных устройств в британской армии, потом стал международным специалистом по детонации минных полей. Строил лагеря беженцев в Боснии, а теперь вот устроил себе каникулы на Бали, чтобы заняться музыкой… все это казалось очень привлекательным. - но она ему все равно не дала.
А дала бразильцу, который ее ПОНИМАЕТ! С утра до вечера занят тем, что трахает - и ПОНИМАЕТ! Но вы же видите, все так сложно, она обрела душевный покой, но ах, ей придется теперь разделить свою жизнь между Австралией, Америкой, Бали и Бразилией (Издатель, готовь аванс! Продолжение писать будем. Про дальнейшие душевные метания). И все. Книжка кончилась. Приехали. Будя. Духовно богатая дева временно нашла Себя.
Популярность этой невнятной херни меня нисколько не удивляет. Абсолютное попадание в целевую аудиторию. Духовных дев развелось как собак нерезаных. Я пока читала, ловила себя на мысли, что мы с вами хорошо стали жить. Даже нет, не так. Белые люди, мы охуели и зажрались. Нам уже не надо работать на износ для того, чтобы просто не сдохнуть от голода. Белая цивилизация достигла того уровня, при котором здоровая годная баба может до тридцати лет ковырять в носу и страдать фигней, при это считая себя не биологическим балластом, каковым на самом деле и является, а тонкой душевной личностью. Правда, ее тонкости грош цена, но пока не грянул очередной пиздец, бздящие канарейки живут припеваючи. Их и в России стало много, а ведь мы только последние лет десять живем без глобальных потрясух, ни тебе войны, ни тебе перестройки, ни тебе революции с коллективизацией. А сколько таких духовных дев на относительно благополучном Западе, тем более в Америке, мало затронутой Второй Мировой? По сравнению с Азией - мы катаемся как сыр в масле и тратим время впустую. Ой, только не надо вступать со мной в геополитические споры, я в курсе недостатков Америки и видела, как живут в Азии. Своими глазами видела. И не надо мне доказывать, что творческие люди, эти чемпионы по душевным метаниям, они, мол, создают и потребляют культуру, двигают человечество вперед к светлому будущему, бла-бла-бла... они гибнут первыми, когда очередные варвары спускаются с гор.
P.S. Пока я писала, пришло письмо. Адресовано Элизабет Гилберт, я пообещала переправить с оказией
Дорогая Лиза! Мы, жители колхоза "40 лет без урожая", слышали про твою беду и очень тебе сочувствуем. И зовем тебя в гости. Вот как только почувствуешь какую тоску али депрессию, так сразу и приезжай. Специально для тебя выделим три гектара, сажай что хошь - хоть свеклу, хоть огурцы. Еда у нас тут вкусная, самогон забористый, а после целого дня на поле и черствая краюха манной небесной покажется. С молитвой тож никаких проблем, как встанешь в борозду - так и начинаешь молиться, чтоб до другого края доползти, не упасть, за тяпку держишься, ан с молитвой - оно способнее. Ну а для любви (нешто мы не понимаем) Ванька-тракторист имеется, никто еще не жаловался. Приезжай, дорогая Лиза. Места у нас тут красивые, люди отзывчивые, тебе понравится. И денег привези.
Благодарные читатели.
P.P.S. Дорогие духовные девы! если вы возмущены и хотите поговорить об этом, рекомендую сначала прочесть пост-отвечалку. Я ж все равно буду цитировать оттуда кусками. Да и ничего нового вы мне не скажете.