Для чего нужен зум?
master_klass — 25.12.2012 — Ликбез Банально, казалось бы, однако в очередной раззамечаю, что далеко не все понимают смысл
зумирования. На многих снимках, которые я вижу, фокусное расстояние
используется бездумно, потому что «так получилось». И, что самое
неприятное, Фотошоп при ошибках с зумом уже бессилен.
gala_gordeeva
Как это ни странно, но зум нужен не для того, чтобы приближать или отдалять!
А для того, чтобы формировать пространство, разными способами создавать в двухмерном кадре ощущение
объема.
Когда мы говорим о зуме, мы имеем в виду фокусное
расстояние. Оно есть у всех объективов. А объективы есть у всех камер.
Неважно, пользуетесь ли вы зеркалкой или простейшей ультракомпактной
мыльницей с дыркой и даже без зума, вы работаете с фокусным расстоянием.
Это отступление для того, чтобы не было мысли «а, у меня всё равно
компакт, это не про меня». Про вас :) Фокусное расстояние (назовем его
ФР) может быть разное. Постоянное или переменное.
Постоянное ФР
— в компактных камерах без возможности зумирования или в фиксированных
съемных объективах. Их еще называют «фиксы». У них одно единственное
фокусное расстояние (написанное, кстати, на объективе). Они не
приближают и не отдаляют. Если надо приблизить, то приближать приходится
ножками, и это здорово воспитывает, так как делать это надо в
большинстве случаев, неважно, фикс у вас или зум.
Переменное ФР
— большинство компактов сейчас оборудованы сколько-то кратным
зум-объективом, который выдвигается и задвигается. Приближая или
отдаляя, ага. Со сменными объективами то же самое. Если на объективе
присутствует не только колесико фокусировки, то второе колесико — как
раз зум. Так вот сейчас мы поговорим о том, что на самом деле нужно
делать с этим зумом, чтобы его существование было оправдано.
Короткий зум
Он же широкоугольник, он же ширик, он же маленькое ФР, он же короткий фокус. В
цифрах — это диапазон, примерно равный 10-35 мм. Их и пишут на
объективе. Например, если у вас стандартный зум-объектив, то скорее
всего, на нем будет написано 18-55мм. 18 — это и есть самое
широкоугольное значение.
Александр Петросян
Так вот, что делает широкоугольник. Он искажает пространство, причем, чем
меньше фокусное расстояние, тем сильнее. Предметы на переднем плане становятся
гипертрофированно большими по сравнению с предметами на заднем плане.
Пространство как бы разносится в ширину, растягивается. Передний план
вспучивается, выпирает. Посмотрите на себя в елочный шарик, загляните в
дверной глазок. Вот это и есть эффект широкоугольника. И его очень
здорово применять во-первых для того, чтобы передать ощущение большого
пространства, уходящих вдаль объектов или линий (например, снимая
архитектуру и прочие урбанистические сюжеты). А во-вторых, чтобы
подчеркнуть огромность объекта на переднем плане.
Александр Родченко
И это нужно делать осознанно! Фразы в стиле «мне некуда/некогда было
отойти, поэтому я использовал широкоугольник» не сделают менее
обезображенной фигуру вашей модели.
Есть у широкоугольников еще одна
особенность — чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина
резкости. А это значит, что получить красиво размытый фон на ФР до 35 мм
практически нереально. Детали на фоне будут резкими, а это не всегда
нужно, особенно в портретах. Если, к тому же, учесть, как мало внимания
фону уделяет простой фотолюбитель, результат налицо.
Вот несколько примеров бездумного использования маленького фокусного
расстояния. Чем ближе главный герой к камере, тем сильнее он искажен. А
фон везде неоправданно четкий.
Кстати, заходная картинка отлично иллюстрирует свойства широкоугольника. Не такие уж у меня большие лапы все-таки :)
Средний зум,
портретное
ФР, стандартное ФР, портретник. 40-80 мм. Здесь искажений меньше всего,
картинка похожа на то, что мы видим глазами. Кроме того, у нас
появляется возможность размывать фон, так как с увеличением фокусного
расстояния уменьшается глубина резкости.
Старайтесь снимать людей, не
выходя за нижние пределы этого диапазона, неважно, какой это портрет —
крупноплановый, одиночный или групповой, люди в таких фокусных
расстояниях выглядят наиболее естественно, а значит, и красиво.
gala_gordeeva
Фон может размываться не только сзади, но и спереди.
gala_gordeeva
gala_gordeeva
Есть и исключения из правил. Можно снять интересный портрет
широкоугольником, но делать это надо осознанно, понимая, на что идете!
Magnum Photos
Телевик,
длиннофокусник, теле, он же максимальный зум. 70-800 (а бывает даже больше) мм.
Длинная труба, с увеличением ФР приближающаяся по свойствам к подзорной. Чаще
всего используется для того, чтобы дотянуться туда, куда без нее не
дотянешься. За птичкой на ветке, за крупным планом льва в зоопарке, за
портретом прохожего, который и не замечает, что его снимают. Что же
происходит при этом с пространством? Оно сжимается! Обратите внимание,
что разница в размере надгробий почти не видна.
Olivier Morin
По дорожке на фоне видно, что линии не сходятся.
Длинный
зум сближает объекты, которые в жизни были далеко друг от друга. Детали
далеко на заднем плане становятся довольно крупными относительно
переднеплановых объектов, и сильно размываются. Конечно, функция
«достать птичку» у зума используется, и вполне оправданно, но не стоит
при этом забывать об эффекте сплющивания пространства.
gala_gordeeva
А вот несколько пар снимков, иллюстрирующих разницу между маленьким и большим фокусным расстоянием.
Это одно и то же место. Кругленький домик, на который смотрит пара, можно найти на первом снимке.
gala_gordeeva
gala_gordeeva
Тоже одно и то же место. 28 и 300 мм.
gala_gordeeva
gala_gordeeva
Групповой снимок. Лень считать народ на снимках, но количество примерно
одинаковое, и построены они по одному принципу - полукругом. Есть
разница в искажениях на снимке сделанном с ФР 12 мм и 50 мм.
gala_gordeeva
gala_gordeeva
Примерно так.
Удачи в экспериментах!
|
</> |