Длинная, зеленая, пахнет колбасой
foto_history — 31.10.2011 Четверть века назад многие жители СССР ездили в столицу за продуктами. Столица за наши деньги щедро одаривала нас батонами вареной колбасы, пошехонским сыром и даже "вечнозелеными" бананами.Набегавшись по магазинам Москвы, покупатели из провинции устраивали привал.
Совершив марш-бросок по столичным магазинам и купив «все,
что давали», можно было с чувством выполненного долга сесть
на лавочку и развернуть припасенный «тормозок»...
Продуктовый вояж по столичным магазинам закончен. Неподъемная сумка заполнена различной едой. Семейно-гражданский долг выполнен. Дело за малым – занять местечко на деревянной лавке в рязанской электричке.
ВЫПЕЙ ФАНТЫ И ПОЕЗЖАЙ СПОКОЙНО
Путь обратно из Москвы в Рязань. Это не просто дорога. Это целая песня. О земном счастье и дорожном блаженстве.
С 1985 у рязанцев по-явилась традиция: по прибытии на вокзал, перед отъездом домой для полноты ощущений непременно надо было выпить оранжевого лакомства – фанты. Побывать в Москве и не выпить фанты?! Бумажный стаканчик оранжевой газировки стоил 20 копеек. Деньги большие. И вместе с тем мало кто ограничивался одним стаканчиком. Как правило, брали пару. Удовольствие стоило дороже, чем пачка «Родопи» или «Стюардессы». Некоторые умудрялись фантой наполнять свои термосы. Везли детям. Например, мне всегда в дорогу маленькая дочь наказывала, чтобы я ей непременно привез фанты и еще вкусных «сасачек» (так она называла карамель «Театральную»).
БИТВА НА ПЕРРОНЕ
Еще до объявления о прибытии электрички рязанцы выстраивались вдоль перрона. Каждый, в том числе и мы с товарищем, мечтал, что двери электропоезда распахнутся напротив него. Такое, конечно, случалось, но далеко не всегда.
Как только прибывшая электричка распахивала двери, все в едином порыве устремлялись в вагон. Главное – успеть занять место. Мы с товарищем поступали так. Один (чаще всего я) оставался на перроне с сумками. Другой налегке занимал лавку. Такая практика приносила успех. Впрочем, именно так действовали многие.
ВЕРШИНА БЛАЖЕНСТВА
И вот место занято. Состав трогается. Начинается обратный отсчет до Рязани. Последние 3 часа 50 минут.
Эти часы были лучшим временем дня. В течение минут 10-15 все пассажиры «дальнего следования» распихивали свои сумки и рюкзаки по верхним полкам и под лавками. Из каждой сумки доставалось все необходимое на дорогу: большой шмат колбасы, кусок сыра, четвертушка или полбуханки еще пахнущего Москвой бородинского хлеба. И в вагоне начинался коллективный жор. К этому пиршеству у многих пассажиров в запасе была бутылка-другая «Лучистого» или «Кавказа». Кто посолидней – предпочитали водку. Стоила она тогда 5 рублей 30 копеек за пол-литра. Но в районе Казанского вокзала купить именно водку было очень сложно. А вот с вином проблем не было. У некоторых были проблемы со стаканом. Большинство же граненый брали из дома в дорогу. И с радостью делились им с товарищами по лавке.
Уже к Раменскому напряжение сходило. Лица рязанцев становились хоть и уставшими, но уже умиротворенными и даже счастливыми. Активное поедание в электричке колбасы и сыра было чем-то вроде доброй традиции. И эта трапеза под звон граненых стаканов продолжалась чуть ли не до самой Рязани. Люди активно знакомились с соседями по вагону, болтали о жизни, о политике. Говорили, что самое главное – чтобы не было войны.
«МУЖЧИНА, ВАШЕ МЯСО ТЕЧЕТ?»
Самое интересное начиналось после Коломны. К этой станции и зимой и летом в душных вагонах замороженное мясо оттаивало и начинало течь. С верхних металлических полок начинал кровоточить дефицит. И дамочки, сидевшие у окошек, нередко вдруг вскрикивали на весь состав: «Мужчина, ваше мясо течет?» Однажды вот так предательски потек мой импортный гусь.
В 24 года, первый раз за всю жизнь, в родной столице увидел, что гуси продаются не только на рынке, но и в обыкновенном магазине. Да какие гуси – импортные, с цветными наклейками. Потрошеные. Мраморно-желтого цвета. И цена – 2 рубля 20 копеек за кило. Конечно, я соблазнился. «Такая удача бывает только раз в жизни», – подумал я. И купил гуся. Килограмма на четыре оказался гусь. Героически дотащил его до вокзала. А он, предатель, во время дороги потек. Да как потек – дамочке на плащ. Это мне повезло, что в московский продуктовый вояж одевались попроще. Не в парадное. Вначале попутчица долго ругалась. А когда узнала, что это не мясо, а гусь, попросила показать гуся и рассказать, где в Москве таких продают. Что мною и было сделано.
С тех пор мы с товарищем всегда сумки с мясом клали под лавки. А когда забирали в Рязани, на их месте всегда оставалась кровавая лужица из-под оттаявшего мяса.
ТАМБУР НА 20 КУРИЛЬЩИКОВ
Нынешнее поколение, избалованное «Экспрессами», даже предположить не может, каким замечательным местом был тамбур «колбасных» электричек. В него набивалось в течение поездки человек 15-20, и все дружно закуривали «Приму» за 14 копеек или «Астру» за 25. Да, были пижоны, которые дымили тридцатикопеечной «Явой».
Курящая женщина в электричке в те времена была большой редкостью. Поэтому тамбурное пространство было чисто мужской средой. Здесь можно было услышать последние откровенные анекдоты о жизни и любви.
В некоторых пассажирах к Луховицам «сидело» уже грамм 200-300. Но никаких потасовок в продовольственных электричках не было. Наоборот, все люди были как братья. Все пассажиры с пониманием и каким-то особым уважением относились друг к другу. Все, возвращаясь из продуктового рейса, были проникнуты одним чувством – чувством выполненного долга. И у всех в глазах была гордость не только за себя. Но и за соседа. Наверно, за всех рязанцев в составе.
Прошло еще несколько лет, и Москва «села» на талоны. А потом пришли рыночные реформы...
http://www.rzn.rodgor.ru/gazeta/11/molodi/247/
|
</> |