Джоан Роулинг "Бегущая могила"
fem_books — 26.10.2024 Теги: Роулинг Пишет Проклятая амбивалентность:Прочитала новый детектив Роулинг про Робин Эллакотт - The Running Grave.
Одна из самых тяжелых для меня книг в серии, некоторые места было физически трудно читать. В этой истории Робин внедряется в тоталитарную секту, чтобы раскрыть преступления, годами совершавшиеся под фасадом универсальной гуманитарной церкви. Сама церковь вымышлена, но методы и стратегии у всех сект одинаковы. Роулинг с неизменной проницательностью описывает, как можно сломить кого угодно, используя нехитрый набор манипуляций и жестоких наказаний.
Недосып, недостаточное количество пищи, много тяжелой работы, холод, невозможность распоряжаться своим временем, постоянное наблюдение, внешняя оценка и внушения, что источник проблем необходимо искать внутри себя - и всего через несколько месяцев кто угодно превратится в неуверенное в себе, измученное существо, с трудом принимающее самостоятельные решения.
Если вам показалось, что я говорю о материнстве, то вам не показалось.
Но Роулинг всегда оставляет читательницам надежду и показывает выход из тьмы к свету. Ее вариант спасения - называть вещи своими именами и не позволять себя газлайтить, не врать себе и не верить в ложь окружающих.
Интересно, что то же самое рекомендует Джудит Герман, много лет изучавшая тему насилия и авторка книги "Травма и исцеление". В своей новой книге "Травма и восстановление: как люди, пережившие травму, видят справедливость" она анализирует процесс исцеления пострадавших от насилия. В интервью, переведенном на русский язык для журнала Дискурс, Герман подчеркивает, что для восстановления необходимо признать причиненный вред, назвать его по имени и услышать, что произошедшее было несправедливым и болезненным.
Труд Герман - академический, а Роулинг пишет художественный текст, но обе солидарны в том, что зло должно быть обозначено. В одной из рецензий на The Running Grave читательница-мужчина насмехался над тем, что одна из жертв секты после разговора с Робин начинает восстанавливаться быстрее, чем после долгих лет психотерапии. Но исследовательницы травмы, как и феминистки, знают: ничто не способствует исцелению так, как признание нанесенного вреда и определение его масштабов. Когда мы в первый раз называем словами то, что с нами случилось, это приносит боль - но это боль, которая избавляет нас от отчаяния и стыда.
Ответственность за преступление лежит на том, кто его совершил. Тот, кто воспользовался чужой наивностью и беззащитностью, должен быть призван к ответу, потому что это тоже часть процесса исцеления. Роулинг щадит нас и поэтому книга заканчивается хорошо - конец, который слишком редко встречается в жизни. Чаще всего насилие под маской хороших намерений побеждает. Но у нас всегда остается выбор: присоединиться к оправданию жестокости или встать на сторону пострадавших. В тяжелые времена всем придется выбирать между тем, что правильно и тем, что легко.
|
</> |