Джен Эйр: юная спасительница и Синяя Борода


Мистер Рочестер полон достоинств: байронический герой, еще не спился, остроумен и спортивен, состоятелен, светский человек. Не имея возможности развестись, не ускоряет кончину ненавистной безумицы. Имея возможность, не насилует гувернантку. Страдалец, тонкая и уязвимая натура, и любовь хорошей женщины вдвое младше него конечно же его спасёт, вознаградит за все обиды.
Как честная девочка, Джейн не живет с женатым, но выходит замуж за вдовца. И не подумайте, не из-за денег, она теперь состоятельная женщина, и только ее добрая воля велит ей
А вот он-то, ее дорогой хозяин, ради любимой ничем таким не жертвует. Давайте посмотрим на Рочестера не глазами влюбленной девочки? Немолодой аристократ, поиздержавшийся в заграничных поездках и разочарованный в любовницах, семейного очага желает. В округе немало девушек на выданье, да вот беда: женат наш Эдвард Фэйрфакс, а содержать жену-безумицу в одном поместье, с тем чтобы жить с женой-умницей в другом - средства не позволяют. Хотя вот же он замок в Ферндине, усадьба в глухом и нездоровом месте, не прельщающая арендаторов - приплати Грэйс Пул и отошли туда Берту-Антуанетту, а в Торнфильдхолле посели мадам номер два. Но нет, Рочестер желает жить на вулкане.
И ах, какой удар, жена-безумица никак не желает помереть, а мерзкий шурин не желает забыть о ее существовании. Страшно скандала, а убийство и вовсе тяжкий грех.
И тут мистер Рочестер видит гувернантку: юную, образованную и забавную. В случае чего, никто не вступится за птичку-невеличку, ее можно просто выгнать (а попробуйте незаметно избавиться от баронессы Ингрэм из Ингрэм-парка!), и бежать ей не к кому, да и кто ей поверит? Кто всадит пулю в нехилое плечико Рочестера, или жахнет кулаком в нос, или пригрозит божьим судом? Не появись, как черт из табакерки, богатый дядюшка с Мадейры, жила бы Дженет в незаконном браке с гневливым белым господином, наследника бы ему родила, узнала бы, что на третьем этаже проживает кусачая родственница хозяина, алкоголичка и пироманка - и куда бы делась. Ах да, они же планировали свадебное путешествие - сумасшедшую под замок, дочку в школу, сами вон из Торнфильда, а уж когда настанет час истины, мисс Эйр и стерпится, и слюбится, и не удерёт с подводной лодки.
И если мистер Рочестер резко стал хорошим - ограничил потребление алкоголя и продажных женщин, занялся воспитанием дочери - то позволительно же ему мечтать о семейном счастье со скромной чистой душой, такой любящей и доверчивой, что даже если от него отвернется весь мир, она будет век ему верна?
"Джен Эйр" была дерзкой и прогрессивной книгой для своего времени, но мне, наевшейся плодов эмансипации, почти через триста лет тому вперёд, бросается в глаза андроцентризм: не будь "трудной любви" с мистером Рочестером (и куда более "трудной" любви Шарлотты Бронте к Константину Эже), не было бы книги. Не вмешайся богатый дядюшка, не было бы у Дженет ни законного брака, ни собственных средств.
И есть, черт возьми, есть еще куда работать феминизму, если и в ХХI веке небезызвестный учёный вещает в лекции о гендерах: "Задача мужского - социализация женщины; ты реализуешь свое мужское, если учишься властвовать, и женское, если учишься подчиняться. Задача женщины - социализация природы \ детей". Привет, Джен Эйр, ты начинала с социализации детей, и твой хэппи-энд - "Читатель, я стала его женой" и матерью его первенца, сына. Дочери не в счёт...
|
</> |