Джазовые портреты от Мураками. Рэй Браун

топ 100 блогов cand_orel07.11.2021

Рэй Браун (Ray Brown; 13 октября 1926 — 2 июля 2002) — американский джазовый музыкант, один из лучших джазовых контрабасистов. В основном, его творчество можно отнести к жанру бибоп. Его игра отличается точностью, красотой и отличимостью звука, полнотой и виртуозностью сделанных со вкусом басовых соло, устойчивым развитым динамичным свингом. Он играет настолько совершенные ноты, как будто бы сидел всю ночь, устанавливая пальцы в наилучшие позиции для игры. Он - Бах среди басистов — Дон Томпсон. Рэй Браун оказал очень большое влияние на манеру исполнения и технику игры многих джазовых басистов.

Джазовые портреты от Мураками. Рэй Браун

То, что Рэй Браун — великий джазмен, обладающий выдающимся мастерством и джазовой душой, признают многие поклонники и критики. Правда, в последнее время молодые поклонники стали поговаривать, что, мол, все твердят «великий, великий», — а за какие, собственно, заслуги? Если взглянуть с позиций наших дней, то на фоне контрабасистов с их супертехникой, «владеющих контрабасом так же, как обычной гитарой» (слова Билли Кроу), Рэй Браун действительно может показаться несколько пасторальным.

Джазовые портреты от Мураками. Рэй Браун

В эпоху бибопа, когда усилители звука еще не получили широкого распространения, контрабасисты были вынуждены извлекать из инструмента сильные, густые звуки, для того чтобы их не заглушали другие инструменты. Для этого нужно было высоко устанавливать подставку. Для чего, в свою очередь, требовались сильные, натренированные пальцы. Одним словом, играть быстрые и сложные композиции было очень не просто. Именно в такую эпоху гремели техничные контрабасисты — Оскар Петтифорд, Чарльз Мингус и Рэй Браун.

Впрочем, начиная с 60-х, звукоусилительные системы и техника записи стали развиваться стремительными темпами. Именно тогда Скотт Лафаро существенно пересмотрел сложившуюся к тому времени концепцию игры на контрабасе. И все же, абстрагировавшись от духа времени, очень приятно слушать джазового контрабасиста, играющего, как в старые добрые времена, по классическим правилам. Поскольку Петтифорд и Мингус давно ушли из жизни, в наши дни эта роль осталась за Рэем Брауном. Если вам представится возможность услышать его «вживую», советую непременно ею воспользоваться. Тогда вы поймете, как должен звучать настоящий джазовый контрабас.

В игре Рэя Брауна нет лишних хитростей. Он играет просто, по-деловому. Демонстрируя мастерские соло, вызывающие возгласы восхищения, Рэй Браун никогда не выставляет целиком весь арсенал коронных «штучек». Своей невозмутимостью он напоминает искусного собеседника, временами вставляющего в светскую беседу острое словцо. Рэй Браун четко знает, что главная цель контрабасиста — задавать ритм, указывая тем самым другим исполнителям на их место в музыкальном процессе. Все остальные «штучки» — всего лишь «скромный десерт», подавать который ему доставляет большое удовольствие. Слушая Рэя Брауна, чувствуешь, как рождается джаз, и к горлу подкатывает комок. В этом и заключается величие музыканта.

У Рэя Брауна лучше слушать записи, сделанные в период его высшей популярности. Например, сейшны с гитарным трио Оскара Питерсона, а конкретно — альбом «The Poll Winners», выпущенный фирмой «Контемпорари». На нем вы услышите теплую, мягкую, свободную, высококлассную, полную юмора игру. Эта музыка, которая переживет всех нас. Она вечная. Страдания и самокопание? У Рэя Брауна вы этого не найдете.

Джазовые портреты от Мураками. Рэй Браун Barney Kessel with Shelly Manne and Ray Brown THE POLL WINNERS (Contemporary C-3535)
Barney Kessel with Shelly Manne and Ray Brown THE POLL WINNERS (Contemporary C-3535)

Рэй Браун (1926–2002). Родился в Питсбурге. Джазовый контрабасист, обладающий потрясающей техникой. В 1945-м был признан Диззи Гиллеспи, с тех пор выступал с Чарли Паркером и другими великими музыкантами. Начиная с 1951-го играл в трио Оскара Питерсона. В 1966-м покинул группу Питерсона. В 70-е выпускал альбомы под собственным именем. Тогда же возобновил сотрудничество с Питерсоном. С 1948-го по 1952-й был женат на Элле Фицджералд.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В двадцать первом веке возможности диктатур по подавлению протестов населения достигли таких высот, что сковырнуть устоявшуюся диктатуру изнутри, без внешней поддержки, иначе как реками крови, больше нельзя. Устоявшуюся, подчеркиваю. Януковича сковырнули только потому, что ему не дали ...
В серии публикаций, подготовленных ко Дню пожилого человека, даем советы от специалистов фонда «Старость в радость» для людей, нуждающихся в уходе, и их близких. О том, как правильно подбирать трость, рассказал эксперт нашего фонда Юрий Баев. ...
Водка в великом и могучем была всегда, а если не водка, то любой алкоголь. После завода в пивную или в рюмочную. Вечером во дворе с мужиками выпить надо, с горя выпить, от счастья выпить, от нечего делать выпить, днюха Ленина - выпить, похороны Сталина - помянуть, а значит выпить. ...
Девочки, вот я, наверное, единственная дура, которая пользуется сейчас ртутными градусниками. Вобщем, я его разбила. Всегда полагала, что знаю, что делать в таких ситуациях. Оказалось не совсем. Собрала ртуть на лист бумаги маленьким веником, ...
Любителям скучной транспортной статистики: подоспели первые оперативные итоговые цифры за 2017-й . По итогам года погрузка выросла на 3,2% относительно 2016-го - 1 261,3 млн. тонн (+39 млн. тонн). Основной прирост сделали уголь, на который была высочайшая коньюнктура в прошлом году ...