«Дивный новый мир» Хаксли - мир, в котором мы живем?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Хаксли был заменой предложенной изначально современной антиутопии «Бойня» шведской писательницы Осы Эриксдоттер о том, как стремление к ограничению веса людей для здоровья привело к страшнейшей диктатуре. Та книга нам показалась слишком однобокой и со сценами жестокости.
Я не могу сказать, что книга Хаксли мне безумно понравилась, что она нашла душевный отзыв, (от антиутопий этого и не ждёшь), но она помогла нам сформулировать некоторые принципы, лежащие в основе устройства современного общества потребления.
Собственно Хаксли сам сформулировал в своём эссе, написанном уже после книги в 1958 году: «Почти полного контроля над обществом власть достигает путем систематического поощрения желательного поведения с помощью множества видов практически ненасильственного манипулирования – физического и психологического, а также с помощью генетической стандартизации». Кстати, бесконечное повторение одного и того же для задалбливания «истины» напоминает и рекламу, и местные газеты.
Хаксли даёт художественное изображение «идеального общества», где дети выращиваются из пробирок и при этом эмбрионы сразу разбиваются на касты - альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Каждый предназначен для своей работы и просто генетически не способен для другой. Альф немного, но именно они все решают.
Там нельзя чувствовать себя несчастливым, а состояние довольства достигается за счёт того, что все прекрасно организовано, нет «обременяющих» родственных и семейных отношений, при этом поощряются многочисленные близкие отношения; есть возможность путешествовать… Кроме того, есть так называемая «сома»- вещество, которое все принимают, чтобы усугубить ощущение радости и подавить все другие «неправильные» чувства.
Обсуждали, действительно ли кастовость существует в западном обществе и поддерживается ли она государством.
Наши участники с опытом жизни в разных странах говорили, что хотя нет незыблемых групп, как в Индии, но все же по-прежнему социальная мобильность зависит в основном от доходов. Например, в американском обществе за последние два десятка лет стало намного труднее получить высшее образование детям тех, у кого его нет. Увеличился разрыв между людьми, которые „working poor“, т.е. несмотря на работу получают мало, и теми, кто хорошо зарабатывает.
А в Западной Германии всегда существовала система отбора, который помогают осуществлять три типа школ: гимназии для детей родителей с высшим образованием (за небольшим исключением), реаль шуле - для специализации без высшего образования, и хауптшуле для всех, кто не тянет. Правда в последнее время система улучшается.
Противоположностью идеальному обществу показана в книге жизнь «дикарей» в резервации. Она выглядит непривлекательно, но опять же скорее выступает символом утраченного в идеальном обществе - возможностью человеку продолжать быть все же частью живой природы.
Я при прочтении не приняла и не поняла концовку книги. Хотел ли Хаксли показать, что альтернатив у нарисованного им общества нет?
Скорее всего хотел довести до ума, что дикарям, не принимающим условности идеального общества, там не место.
Говорили о мягком, но достаточно серьезном самоконтроле в странах, в которых живем, - когда вроде бы ничего не воспрещается, но неугодные мнения и люди, которые их высказывают, постепенно становятся изгоями общества.
В общем, очень много тем накопали в небольшой по объёму книжице. Было невероятно интересно слушать друг друга.
А вы какие антиутопии читали? И какие произвели на вас сильное впечатление?
|
</> |