Динозавры в генеральских погонах

Итак, вот что предлагает армейское руководство:
1) Продлить весенний призыв до 31 августа (на полтора месяца). Фактически это означает, что призыв становится непрерывным: между окончанием весеннего призыва и началом осеннего у граждан призывного возраста остается один месяц.
2) Увеличение призывного возраста с 27 до 30 лет.
3) Отмена отсрочек на получение высшего образования и призыв студентов со второго курса.

Вообще, тот факт, что подобные предложения звучат на официальном уровне от высокопоставленных генералов – это беда.
Это означает, что армия стремительно теряет боеспособность, а сами генералы категорически не хотят жить в 21 века. Они все еще живут в Советском союзе, готовятся воевать с НАТО. Они по-прежнему верят, что с теми, кто в армии не служил, девушки не танцуют.
Другими словами, в руководстве российской армии сидят динозавры эпохи холодной войны, которые защищают две вещи.
Первое – советский уклад в армии, существовавший долгие годы. Любые армейские реформы эти люди воспринимают как угрозу вооруженным силам. И напротив, консервация, по их мнению, укрепляет армию и национальную безопасность. Я, кстати, уверен, что это во многом вопрос психологии – генералы испытывают подсознательный комплекс вины за распад СССР. 20 лет прошло с тех пор, как эта страна исчезла с мировой карты мира, а у них до сих пор фантомные боли. И они неосознанно защищают свою погибшую родину от вчерашних врагов.
Второе, что защищают генералы, - собственное привилегированное положение. Это положение им обеспечивают рабовладельческие порядки, установившиеся в армии в последние десятилетия. Солдаты здесь – бесправное мясо, которое не имеет право задавать вопросы, но обязано выполнять приказы. Надо генералу дачу построить? Будем строить.
Однако самая большая проблема, которую влечет за собой инициатива Генштаба, - это радикальный рост напряженности во взаимоотношениях между вооруженными силами и гражданским населением.
По факту армия и общество давно уже находятся в режиме противостояния.
Служба в вооруженных силах (давайте уж будем честны друг с другом) давно не воспринимается как почетная обязанность. Это трудовая повинность, причем в первую очередь для наиболее бедных молодых людей, которые не имеют возможности учиться и откосить. Это раньше смеялись над теми, кто в армию не идет. Сейчас времена изменились – неудачником воспринимается именно тот, кто не нашел возможности избежать призыва.
Получается такая игра в казаки-разбойники. Призывники убегают, комиссары ловят. Причем ловят с каждым годом хуже и хуже. И теперь собираются подправить правила игры в свою пользу, узаконив предложения генерала Смирнова.
Перманентное противостояние армии и общества – крайне опасное для страны явление. Оно, кстати, даже на уровне символов зафиксировано: у гражданского населения России один флаг (триколор), у военного – другой (красное полотнище).
Когда-то в нашей стране армию уважали. Сейчас ее боятся (не враги боятся, а свои же сограждане) и все чаще ненавидят. Ненавидят призывники, которых заставляют служить из-под палки. Ненавидят родители, которые не ходят отдавать своих пацанов в казармы, где калечат и издеваются. Даже сами военные армию зачастую ненавидят – потому что отдают ей многие годы своей жизни, а в награду получают унижения и нищенское довольствие.
Решить эту проблему может только власть.
Власть - либо усугубит этот разрыв, приняв предложения Генштаба и, тем самым, распишется в собственной несостоятельности провести военную реформу. Либо найдет, наконец, в себе силы создать в России современную профессиональную армию, основанную на контрактном принципе комплектования.
В последнее, честно говоря, верится с трудом.