Дилемма левых: образ/модель человека
blau_kraehe — 13.12.2022Надо сказать, что в Германии в левом движении очень давно
существовали два так сказать "образа человека", два идеала, к
которым надо стремиться, и на которые нужно ориентировать
политическую деятельность.
Источник первого образа - это социал-демократия старого
образца, включающая и коммунистов, и классических соцдемов, и
профсоюзников. Это образ "Трудящийся". Именно человек трудящийся
является основным субъектом политической левой жизни, трудовые
коллективы ведут классовую и политическую борьбу, человек
определяет себя через работу, профессию, трудовой коллектив.
Безработица в этой ситуации - трагедия, которая должна быть как
можно скорее преодолена. Трагедия не только материальная - потому
что человек ничего не зарабатывает - но и социальная (он выключен
из общественной жизни), и личная (он не самореализуется).
Источник второго образа - это "новая левая", широкое "движение
68-го", культурный марксизм. Здесь человек не определяется через
работу и профессию, вообще через какую-то деятельность на благо
человечества; все это вообще не является обязательным, в идеале
человек должен работать исключительно для собственного удовольствия
(скажу сразу - на сакраментальный вопрос "кто будет чистить
сортиры" у них ответа нет. Или еще хуже, в глубине души они
понимают, что сортиры будут чистить безропотные мигранты, а
добывать руду жители периферии). Безработица вообще не проблема,
разве что материальная, но государство обязано предоставить
обеспечение, причем содержать безработного максимально комфортно. В
идеале нужен безусловный основной доход (БОД), причем такой, чтобы
на него можно было очень сытно и безбедно жить.
До не таких уж давних пор единство и противоположность этих моделей
и составляли основное содержание левой политики в Германии.
Исходя из этих моделей, требуются совершенно разные политические
действия. Первая модель - это профсоюзы, работа с трудовыми
коллективами и рабочими советами (в Германии рабочий совет - это
как бы ячейка профсоюза на предприятии), требования сохранять
производство и рабочие места, требование права на труд и
предоставления безработным возможностей переучиться, создание новых
рабочих мест для них; развитие коллективных традиций - от маршей на
1-е мая до рабочих футбольных команд, требование доступности
хорошего образования для всех (в т.ч. профессионального), связь с
историческими корнями социал-демократии.
Вторая модель - политические требования БОДа и вообще "дать прямо
все, сейчас и как можно больше", каждый безработный должен, если
его свободной личности захочется, регулярно обедать в ресторане,
никого нельзя ни к чему принуждать, детей нельзя принуждать
учиться, а в школе нельзя применять авторитарные методы; рабочие
места никому не сдались, работать тоже никто не обязан, в общем,
никто никому ничего не должен, а вот государство всем должно
платить, и чем больше, тем лучше.
Причем до определенной степени интересы этих групп левых не
противоречили друг другу. До поры до времени. Ведь в конце концов и
"классические соцдемы" тоже требуют повышения пособий, зарплат и
различных социальных благ. Из каких соображений - вопрос не такой
важный. Да, есть еще такие моменты, как например, тип образования -
но все же в политической работе это вопросы второстепенные. Поэтому
те и другие прекрасно уживались даже, например, в одной партии
"Линке". Могли выработать требования и программу, которые
устраивали бы всех.
Но в последние годы вторая программа и второй "образ человека"
продвинулись значительно дальше. Естественно, буржуазия однозначно
предпочитает именно эту программу. Причина понятна: что может быть
ужаснее для капитала, чем организованные трудовые коллективы?
Теперь у нас "свобода личности" и "неавторитарная левая"
продвинулись настолько, что личность может выбирать свой гендер из
множества вариантов, скоро, видимо, будет легально курить марихуану
и менять пол ежегодно.
Что совершенно логично. Если человек не определяет себя через труд
- общественно полезный труд, оплачиваемый или даже не оплачиваемый
- то труд - это нечто отчуждаемое, необязательное, даже, если
честно, нежелательное, и к личности он не имеет отношения. А через
что тогда личность должна себя определять? Допустим, она могла бы
сидеть на пособии и заниматься каким-то видом творчества, но
творчество - это тоже труд и самоограничение. Образование - это
тоже еще какое ограничение личности. О семье я уже молчу вообще.
Так как должна личность без семейной роли (мать, отец, сын, дочь),
образования и труда определять свою идентичность? Остались
биологические признаки, а если точнее, то вторичные половые, о
которых можно бесконечно спорить, определять их по-разному и
наконец. менять хирургическим путем.
Физически это вероятно пришло к нам из-за океана, но повторяю, в
целом это совершенно логичное развитие идеи "ценности личности
самой по себе, вне коллектива, труда, полезности, семьи".
Так что теперь немецкая левая в принципе своем другая. Теперь уже
те старые соцдемы, что определяли человека через труд и коллектив
(ярким представителем является Сара Вагенкнехт) причислены чуть ли
не к правакам. Это авторитарные негодяи агенты
Путина, которые хотят загнать свободную личность в жесткие
рамки, мечтают курощать и низводить, и в душе они скрытые
нацисты.
Коммунистам в этом плане терять нечего, их по-любому считали
тоталитарными негодяями. А вот старые соцдемы проиграли.
Но в конце концов, может быть, и неплохо, что такое
противостояние обострилось. Мне, например, аргументы неавторитарных
"сторонников БОДа" порой казались заслуживающими внимания. В самом
деле, разве личность не ценна сама по себе, разве людей не нужно
любить такими, какие они есть? Оставим экономическую составляющую и
вопрос прибавочной стоимости и мытья сортиров - но вот в глобальном
философском смысле, в идеале это разве не так?
Теперь становится понятно, что личность - это действительно сумма
общественных отношений; воспитания и образования, труда и места в
коллективе и семье. Она должна быть в эти отношения вписана, и вот
чего точно никто не обязан (кроме разве что медиков и других
"помогающих") - это любить взрослого человека просто за само его
существование. И предоставлено человеку должно быть не пособие и
пропитание во всех смыслах - а место в обществе, работа,
соответствующее его способностям образование, социальное окружение,
включая самое близкое.
Собственно говоря, у человека, который всем этим обеспечен, вообще
вряд ли возникнет вопрос "ой, а к какому гендеру я отношусь - 55му
или 57му?"
Ему, если честно, будет просто некогда думать о таких
"проблемах".
|
</> |