Диамат Карла Маркса ч.2
new_rabochy — 17.02.2023
Хотя труды К.Маркса и Ф.Энгельса не принадлежат к истории
философии, их взгляды до сих пор имеют так много сторонников и
противников, особенно в нашей стране, что основные пункты их
мировоззрения стоит рассмотреть, не вдаваясь, конечно, в эти
крайности предубежденного отношения.
Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 года в Трире, в семье
адвоката, любителя классической античной литературы и приверженца
кантовской философии. Окончив гимназию, он в 1835 поступил в
Боннский университет. Через год Маркс перевелся в Берлинский
университет, где учился на юридическом факультете, интересуясь,
однако, преимущественно философией и историей. Здесь он слушал
лекции гегельянцев Эдуарда Ганса и Бруно Бауэра, правоведа Карла
фон Савиньи и одного из братьев Шлегелей. На студенческой скамье
Маркс пережил серьезные увлечения учениями Фихте и Гегеля, но затем
под влиянием «Сущности христианства» Людвига Фейербаха,
опубликованной в 1841 году, стал материалистом.
Людвиг Фейербах (1804-1872) был одним из последних
представителей гегелевской школы. Через критику христианства и
идеализма Гегеля, трактуемого как спекулятивная теология, Фейербах
вернулся к основным положениям французского материализма XVIII
столетия. Борьбу против религии он считал важнейшим условием
достижения свободы человека, который, по его убеждению, из страха
за собственную жизнь поставил себя в зависимость от Бога,
созданного его воображением. Не Бог творит человека, а человек
творит Бога, выражая тем самым свою эгоистическую природу.
Осознанию этого, согласно Фейербаху, способствовала идеалистическая
немецкая философия, которая заменила потустороннего Бога
человеческим разумом. Но идеализм, по Фейербаху, оторвал мышление
человека от действительного человека. Поэтому у Гегеля весь
чувственный мир превратился в результат деятельности абстрактной
идеи. Тем самым был мистифицирован как сам человек, так и то, что
его окружает. Мышление у Гегеля оказалось субъектом, а бытие
превратилось в предикат. Поэтому надо перевернуть гегелевскую
философию и всюду на место абстрактного бытия поставить природу как
бесконечное многообразие чувственно воспринимаемых предметов, а на
место мышления и духа – человека как природное, чувственное
существо. Только таким образом можно уничтожить последние остатки
средневекового мировоззрения и на месте христианской религии
утвердить материалистическую философию. «Философия будущего», как
называл ее Фейербах, должна опираться исключительно на физиологию и
антропологию, т.е. на учения о природе и человеке в том виде, в
каком они изучаются эмпирическими науками. Этот теоретический
переворот является, по Фейербаху, необходимым условием
практического освобождения человечества, прологом ликвидации
политической иерархии и установления собственно человеческих
отношений между людьми.
В 1841 Маркс получил в Йене степень доктора философии за
диссертацию «Различие натурфилософии Демокрита и Эпикура».
Отказавшись от академической карьеры, он в 1842 стал редактором
радикальной «Рейнской газеты», где до ее цензурного запрета в 1843
печатались левые гегельянцы братья Бауэры, Мозес Гесс и Арнольд
Руге. В 1843 Маркс написал рукопись «К критике гегелевской
философии права», в которой с позиций революционной демократии
выступил против государства вообще и понятия государства в
философии права Гегеля в особенности, встав на сторону гражданского
общества и пролетариата, подающего, по его словам, надежду на
освобождение человечества. В том же году после семилетней тайной
помолвки Маркс женился на прусской аристократке Женни фон
Вестфален, взяв за ней хорошее приданое.
Уехав в Париж, Маркс вместе с Руге издает там
«Немецко-французский ежегодник», где, кроме издателей, печатаются
поэты Генрих Гейне и Георг Гервег. «Наброски к критике политической
экономии" Ф.Энгельса, опубликованные в 1844, привлекают внимание
Маркса к работам Адама Смита и Давида Рикардо – классиков
английской политической экономии. В результате первого знакомства с
их произведениями Маркс пишет «Экономическо-философские рукописи
1844 года», содержащие применение положений Фейербаха к гегелевской
«Феноменологии духа» и тезис о необходимости снятия отчуждения
труда, трактуемого как «родовая сущность человека». С этого времени
Маркс и Энгельс заключают плодотворный дружеский союз, длившийся
вплоть до смерти Маркса 14 марта 1883 в Лондоне.
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в Бармене в семье
фабриканта, посещал гимназию в Эберфельде, но по настоянию отца
бросил ее и занялся торговлей. В 1841 Энгельс слушал берлинские
лекции Шеллинга и опубликовал против его философии откровения две
критические статьи. После смерти отца Энгельс унаследовал фабрики
фирмы «Эрмен и Энгельс» в Манчестере и много лет управлял ими,
наряду с этим постоянно занимаясь самообразованием. Он овладел
двадцатью языками и со временем стал универсальным дилетантом.
После смерти друга Энгельс много сил отдал публикации его
экономического наследия – издал лишь вчерне написанные Марксом два
последних тома «Капитала» и три тома «Теорий прибавочной
стоимости», т.е. истории политической экономии, которую Маркс
изучил в ходе создания «Капитала». Умер в Лондоне 5 августа 1895
года.
В 1844 Маркс и Энгельс пишут резко-полемическую работу «Святое
семейство, или Критика критической критики», направленную против
Б.Бауэра, А.Руге и всего круга своих прежних товарищей.
Единственный имеющий теоретическое содержание раздел этой работы
(параграф «Тайна спекулятивной конструкции», написанный Марксом),
демонстрирует, что ее автор трактует и критикует философию Гегеля
по-фейербаховски – как субъективный идеализм и спекулятивную
теологию.
В 1845 Маркс набрасывает т.н. «Тезисы о Фейербахе», в
которых формулирует для себя основные пункты своего собственного
мировоззрения. В центре этого мировоззрения он ставит
практику, острием которой выступает революционная практика
изменения обстоятельств – в противоположность их исключительно
теоретической критике Фейербахом. Практика есть критерий
истинности теории, ибо именно практическим путем люди изменяют
действительность, отражением которой служит любая теория.
Заключительный одиннадцатый тезис гласит: «Философы лишь различным
образом объясняли мир, дело же заключается в том, чтобы его
изменить».
Развертывание этих тезисов представляет собой написанная в
1845/46 Марксом и Энгельсом «Немецкая идеология. Критика новейшей
немецкой философии в лице Фейербаха, Бруно Бауэра и Макса
Штирнера». Все содержание этой объемистой рукописи сосредоточено в
первой главе, имеющей редакционное название «Фейербах:
противоположность идеалистического и материалистического
воззрений». В ней дан развернутый набросок их нового взгляда на
историю, центральный пункт которого состоит в том, что философия,
религия, искусство, мораль и право есть ничто иное, как идеология,
т.е. превратное, ложное сознание материальных отношений людей к
природе и друг к другу, выражающее и оправдывающее их наличное
состояние.
Конспект Климентьева В.Е.
лекций по истории философии
Муравьева А.Н. за 1998-2002 гг.