Действия ВВС Франции в 1939-1940 гг.: структурные и ситуативные факторы

топ 100 блогов knl_198318.01.2024
Оглавление:

Часть I
Часть II
Часть III

«НЕПОБЕЖДЕННЫЕ» ВВС В 1940 ГОДУ? ВКЛАД ЦИФР В ПОСТРОЕНИЕ МИФА

Вопрос об эффективности французских ВВС, который чисто технически сводится к сравнению количества сбитых и потерянных самолетов, является давним предметом споров и мифологии, который до сих пор не получил должного разрешения с научной точки зрения32. Это действительно трудная и даже опасная задача, если не сказать больше, поскольку цифры могут сильно различаться в зависимости от рассматриваемых категорий и от того, являются ли они полученными в результате более или менее системного анализа.

Количественные данные являются важнейшими инструментами для аргументации, доказывания и, в конечном счете, обоснования разных точек зрения. Эти дебаты сегодня носят в большей степени мирный характер, хотя иногда они бывают довольно жаркими. В их ходе обсуждается роль ВВС, их вклад в поражение или, наоборот, их непобежденный или даже победный характер33. «Чтобы понять, что означает "горькая победа" или "славное поражение", необходимо пройти через утомительное, но необходимое повествование о задействованных силах, победах и потерях», – написал главный редактор Air Actualités, журнала французских ВВС, в своей редакционной статье к выпуску, посвященному 50-летию битвы за Францию34.

Действия ВВС Франции в 1939-1940 гг.: структурные и ситуативные факторы
Уничтоженный Potez 63 на захваченном немцами аэродроме



С этой точки зрения часто звучащая цифра «тысяча побед», при потерях ВВС в 900 самолетов, является частью мифа, существующего в общественных и ведомственных интересах и предназначенного если и не доказать, то хотя бы утвердить в сознании и обосновать на основе примерного равного количества побед и потерь мнение об эффективности ВВС и отсутствии их ответственности за поражение 1940 г. Похоже, что это была одна из главных задач во всех этих статистических спорах для тех или иных ведомств, их представителей и защитников. Это можно сравнить с идеей «непобежденного флота», появившуюся в рамках своеобразной игры, направленной на то, чтобы свалить ответственность за поражение на других.

Исторические работы, посвященные ВВС в этот период, сегодня многочисленны и насыщены информацией, и мы наконец-то имеем возможность провести критический обзор этой темы35. Тем не менее, пробелы все еще остаются. Цель данной статьи – сосредоточиться именно на этом аспекте дискуссии, чтобы изложить, осветить и представить в широком контексте различные аспекты проблемы в максимально простой, доступной и строгой манере. Первым шагом будет установление количества побед, а вторым – попытка наиболее реалистичной оценки потерь, ограничиваясь в обоих случаях исключительно боевыми самолетами – категорией, имеющей наибольшее военное значение.

Официальный список побед французской истребительной авиации и «тысяча» побед

В этой области существует большая неразбериха и значительная разница между заявленными и реальными победами. Одна из причин путаницы кроется в хронологическом разграничении рассматриваемого периода. При оценке побед ВВС в большинстве случаев учитывается «странная война», что является существенным источником путаницы: тем самым мы незаметно переходим от «тысячи побед» французских ВВС (включая морскую авиацию, каким бы незначительным ни был ее вклад) в 1939-1940 гг. к «тысяче побед» истребительной авиации во время французской кампании, что не совсем одно и то же.

Основным источником здесь является «Отчет Аркура» (rapport d’Harcourt), инспектора истребительной авиации, который представляет собой приблизительную сумму боевых счетов 24 основных истребительных подразделений французских ВВС36, и различные производные от него, возникшие в результате его исправления и переосмысления в течение многих лет. В соответствии с ним, число подтвержденных и, следовательно, официально заявленных побед за период 1939-1940 гг. составляет 919, из которых 675 записаны в категорию «достоверных» (sûres) и 244 – в категорию «вероятных» (probables). К различию между ними мы еще вернемся, поскольку оно вносит серьезную путаница. Отчет позволил некоторым перейти от официально заявленных 919 побед к более круглой и знаковой цифре «тысяча побед».

Однако эти данные, полученные очень быстро в дни после заключения перемирия, являются лишь приблизительными и основанными на информации, имевшейся на тот момент: они не учитывают различные искажения, допускают ошибки в деталях, но главное – они страдают неполнотой, поскольку учитывают не все авиационные части37. Однако в целом, они вовсе не грешат завышением (за исключением GC II/7). На основе систематического изучения журналов боевых действий (Journaux des marches et opérations, JMO) К.-Ж. Эренгардт пришел к цифре 713 «достоверных» и 266 «вероятных» побед, то есть к 979 официально заявленных побед (эта цифра не учитывает несколько побед, одержанных бомбардировочной и разведывательной авиацией).

Основываясь на отчете Аркура, но трактуя его чрезвычайно широко, некоторые авторы даже зашли так далеко, что косвенно или явно утверждали, что французские ВВС (в основном истребители) сбили 1300 самолетов, то есть на их счет записывались все немецкие потери, как если бы RAF отсутствовали вовсе и не вели тяжелых боев38.

По ряду причин эти цифры представляются весьма сомнительными. Не само по себе количество заявленных и занесенных на счет подразделений побед, а их реальность, то есть соотносимость с количеством действительно сбитых самолетов противника. Одним из искажающих действительность факторов здесь являются так называемые «вероятные» (probables) победы.

Нанесенные потери: необходимая критическая оценка

Чтобы прийти к более точной оценке, мы предлагаем действовать методом последовательных приближений. Прежде всего, необходимо исключить вероятные победы – новую категорию, не существовавшую в 1914-1918 гг., изобретенную французскими ВВС и не встречающуюся в авиации других стран (RAF, Люфтваффе, ВВС США и т. д.). В подавляющем большинстве случаев, если вообще не во всех, они не соответствуют никаким реальным потерям, и в лучшем случае заявленный самолет мог быть поврежден. Короче говоря, они должны рассматриваться как крайне маловероятные.

Именно это и сделал К.-Ж. Эренгардт: пересмотрев едва ли не вдоль и поперек списки побед частей и применив к ним более строгие критерии – в частности исключив те самые «вероятные» победы и двойной учет, он пришел к цифре 693 «достоверных» победы. То есть именно это число является официально заявленным количеством побед французских ВВС в 1939-1940 гг. В результате применения этого более строгого метода, мы окончательно и бесповоротно уходим от «тысячи побед». При этом непосредственно для периода Французской кампании наиболее приемлемой исходной цифрой является около 600 «достоверных» побед (например 594, согласно Мартену39) за период с 10 мая по 24 июня40.

Теперь что касается двойного учета. Отчет Аркура представляет собой суммирование результатов авиационных частей. Учитывая особую методику зачисления побед частям и летчикам в ВВС Франции, общий счет части не является суммой побед, одержанных ее летчиками, а общий счет истребительной авиации не является суммой побед всех ее подразделений. Совместные победы (в бою с участием нескольких летчиков или нескольких авиагрупп) засчитываются как индивидуальные победы на счет участвовавших в бою пилотов и частей, а не разбиваются на части, как, например, в RAF. Это означает, что подтвержденная победа, одержанная в группе разными пилотами или разными подразделениями, засчитывается каждому из них, что влечет задвоение.

Впрочем, несмотря на кажущуюся на первый взгляд важность, в действительности вычитание задвоенных побед не вносит существенных корректив в общую картину, поскольку компенсируется пробелами отчета Аркура. К.-Ж. Эренгардт установил 713 официальных «достоверных» побед за период 1939-1940 гг., что близко к указанным в отчете Аркура 675 «достоверным» победам. Если вычесть 20 задвоенных на счетах частей побед, то остается 693 «достоверные победы». Вычтя около 80 «достоверных» побед, зачтенных частям в период «странной войны», мы приходим в итоге к примерно 600 победам в период Французской кампании.

Наконец, необходимо внести еще одну поправку и попытаться разграничить официально заявленные победы (степень реальности которых велика для «достоверных» и низка для «вероятных»). Не следует абсолютизировать официальные данные – они являются лишь приблизительными. Принятие всех заявленных побед за действительные погрешит против истины.

Таким образом цифра в 600 побед должна быть скорректирована путем применения некоего коэффициента, поскольку любая победа, хоть и признанная официально «достоверной», не всегда и не обязательно действительно означает уничтожение самолета противника. Между официальным признанием «достоверной» победы и фактическим уничтожением существует погрешность, связанная с возможностями наблюдения и подтверждения, о которой не следует забывать. Очевидно, что здесь имеют место неточности учета, ведущегося живыми людьми, каким бы хорошо налаженным он ни был. Эту погрешность трудно определить точным образом, но мы можем оценить, что она составляет от 10 до 12,5% необоснованных заявок41.

В результате всех этих подсчетов мы можем обоснованно предположить, что вся французская авиация (не только истребительная, и не только ВВС, но и морская авиация, каким бы незначительным не был ее вклад) уничтожили во время Французской кампании не менее 500, но не более 550 самолетов противника. Если же брать весь период 1939-1940 гг., то эта цифра округленно составляет 600 побед. Такие данные представляются разумной и реалистичной приблизительной оценкой.

Эта оценка соответствует тому, что давно известно о немецких потерях: 1300 немецких самолетов, потерянных (от всех причин) в операциях в мае-июне 1940 г. на Западном фронте (включая ПВО, а также британские, голландские и, в меньшей степени, бельгийские ВВС)42. В конечном итоге, официальные данные ВВС Франции и данные, основанные на немецких источниках, не так уж противоречивы и несовместимы, как может показаться на первый взгляд, при условии, что их следует анализировать критически43.

Официально признанные потери

Оценка потерь также является крайне важным вопросом, поскольку именно на основе неверного баланса побед (значительно завышенных) и потерь (заниженных) смог появиться и существовать по сей день миф если не о победе ВВС, то, по крайней мере, об их непобежденности44.

Официальные цифры представляются весьма необъективными, и мы полагаем необходимым перепроверять их на базе как можно более разнообразных и достоверных источников, чтобы привести к максимально точному соответствию с исторической действительностью. С одной стороны, в рамках военной этики и в силу ограничений, присущих официальному взгляду, эти цифры трактуются как «доблестные» потери, понесенные в бою. С другой стороны, они дают основания считать, что ВВС дрались на равных и были эффективны (потери были меньше, чем «тысяча побед»). Однако они далеки от действительности. Причем, намного.

Первоначально учитывались в основном боевые потери. Оценки здесь варьируются от 410 до 575 потерянных самолетов, причем официальные цифры становятся все более неопределенными к концу войны, поскольку в ВВС нарастает дезорганизация. «Несмотря на неравные силы, французские ВВС, благодаря высокому уровню подготовки своих летчиков-истребителей, одержали 919 побед в период со 2 сентября 1939 г. по 25 июня 1940 г. В период с 10 мая по 25 июня они одержали 733 победы в воздушных боях, потеряв только 410 машин»45. Плюс-минус 1000 побед при 500 потерях – именно это внешне объективное, но в действительности необоснованное сравнение, позволило некоторым выдвинуть тезис о непобежденных или даже победоносных ВВС, или же о ВВС, чей вклад был важным, если не решающим, для последующей победы RAF в Битве за Британию46.

Кроме того, эта оценка слишком неполна, чтобы быть точной. Помимо боевых потерь, существовали также потери, понесенные на земле от ударов вражеской авиации, в результате которых было уничтожено 230 самолетов, а также потери от аварий, которые были достаточно многочисленными (230). Таким образом, дополнительно было потеряно более 450 самолетов47. Это дает более полную цифру потерь, которая достигает в зависимости от того или иного источника от 900 самолетов (или немного меньше) до 1000. Но даже и в таком случае, теория непобежденных ВВС все еще остается в силе, поскольку свои потери по-прежнему меньше или равны потерям противника.

Однако и эти цифры все равно существенно и даже грубо занижены, поскольку не учитывают значительных дополнительных потерь, например, брошенных или уничтоженных самими частями самолетов, которые находились на момент спешного отступления в нелетном и не подлежащем быстрому ремонту состоянии (так были потеряны многие MS 406 и даже гораздо более редкие и ценные Dewoitine 52048), как, впрочем, и оставленных при отходе исправных самолетов49. Наконец, не учитываются также самолеты, которые получили повреждения в период боевых действий, но списывались уже после перемирия – в течение нескольких недель или даже месяцев после него (среди них было множество истребителей MS 406 и Bloch 152 из ремонтной мастерской ВВС (Atelier de réparation de l’armée de l’Air, ARAA) в Ольна).

Действия ВВС Франции в 1939-1940 гг.: структурные и ситуативные факторы
Брошенный на аэродроме Камбре и захваченный немцами поврежденный MS 406, 17 мая 1940 г.

Чтобы разобраться, необходимо провести дополнительный анализ. Цифры реальных потерь ВВС могут быть косвенно подтверждены путем сопоставления результатов инвентаризаций, проведенных самими ВВС на следующий день после перемирия. Если мы не учтем эти результаты, то придется констатировать, что несколько сотен вышедших с заводов и поставленных ВВС самолетов исчезли без следа. Поскольку потери личного состава не являются спорными, мы сосредоточимся только на материальных потерях, которые были значительными.

Фактически понесенные потери: косвенная оценка

Эта оценка стала возможной благодаря множеству подробных, согласующихся и проверенных источников по данной теме50. По существу, она заключается в том, чтобы соотнести количество произведенных и поставленных ВВС боевых самолетов с данными инвентаризации, проведенной сразу после перемирия в июне 1940 г.

Что касается истребительной авиации, то к 10 мая она получила 2000 современных самолетов (в основном Morane, Curtiss, Bloch и Dewoitine и многоместные Potez), к которым следует добавить 627 самолетов, поставленных в мае-июне, что дает в итоге 2627 машин. По данным инвентаризации, проведенной после заключения перемирия, уцелело 1705 самолетов, что приводит нас к 923 потерянным машинам (не считая самолетов, ожидающих списания во Франции). Что касается бомбардировщиков, то к 10 мая было получено 564 новых самолета, к которым следует добавить 473, поставленных во время Французской кампании, что в общей сложности составляет 1037 самолетов. В инвентарных списках после перемирия значится 808 уцелевших машин, то есть в потерянные можно записать 229 единиц. В части разведывательной авиации к 10 мая было получено 1063 самолета (в основном Potez 63 и его модификации, а также Bloch 174), а позднее – еще 136, то есть всего 1199. В инвентарных списках после заключения перемирия значится 569 уцелевших машин, то есть потерянными можно считать 630.

Действия ВВС Франции в 1939-1940 гг.: структурные и ситуативные факторы
Совершивший вынужденную посадку Potez 63. Самолеты этого типа понесли тяжелые потери

Если сложить все бомбардировочные и разведывательные самолеты, то получится, что до перемирия французские ВВС получили 2236 современных самолетов, а после перемирия их осталось 1377, т.е. разница в 859 потерянных самолетов. А если сложить количество истребителей, бомбардировщиков и разведчиков, полученных до перемирия, то получится 4864 новейших самолета. Поскольку после перемирия было учтено только 3082 из них, то общая разница составит 1782 потерянных боевых самолета (не считая машин, ожидавших списания во Франции в результате боевых действий и быстрого износа, число которых может быть очень разным, от 2 до 300).

Учитывая эти цифры, можно сделать обоснованный вывод, о том, что французские ВВС потеряли по прямым или косвенным причинам более 1500, а может быть даже и около 2000 самолетов51. Среди косвенных причин можно выделить влияние хода боевых действий (необходимость эвакуироваться со своих аэродромов из-за немецкого наступления, высокий процент неисправных самолетов), плохую организацию (слабость штатных средств ремонта, недостаток летчиков для перегонки техники), а также недостатки техники (подверженность поломкам, приводившая к многочисленным авариям, слишком большое количество различных типов самолетов и отсутствие стандартизации).

В результате всей это переоценки данных, выходит, что «тысяча побед», заявленная при потере менее 500 самолетов в бою, превращается в 500 реальных побед при потере от 1500 до 2000 машин. То есть вместо соотношения потерь один к двум, теперь получается три или даже четыре потерянных самолета на один вражеский. Таким образом, трактовка роли ВВС во французской кампании, оценка значимости и эффективности их действий радикально меняется.

Эффективность французской истребительной авиации

В свете этих оценок, какие выводы можно сделать об эффективности французской истребительной авиации? Хотя сравнения в этой области затруднительны52, все же не стоит спешить с выводами и утверждать, что она была низкой. На ее действия, несомненно, негативное влияние оказывал целый ряд причин, некоторые из которых – структурные и организационные, уже упоминались53. Но были и непредвиденные обстоятельства: постоянный отвод частей из-за немецкого наступления, перевооружение большого количества частей на более современную технику, трудности с пополнением частей, относительно низкие показатели вылетов и т.д. К этим двум группам факторов следует также добавить своего рода причины культурного характера. К таковым можно отнести широко известную недисциплинированность французских пилотов, имеющую в своей основе «рыцарскую» идентичность, которая заставляла их отдавать предпочтение индивидуальной и даже индивидуалистической концепции воздушного боя54. Все эти факторы в совокупности привели к дезорганизации ВВС и значительному снижению их эффективности.

Однако если посмотреть на результаты, достигнутые обеими сторонами и сопоставленные с соответствующим количеством задействованных самолетов, то можно, наверное, сказать, что в целом французская истребительная авиация превосходила своих немецких коллег. Большее количество немецких самолетов уничтожило в бою примерно столько же самолетов, сколько и французы. На более детальном уровне выявление зависимости между количеством воздушных побед и количеством авиагрупп, оснащенных тем или иным типом истребителей, позволяет определить сравнительную эффективность различных типов самолетов, использовавшихся французскими ВВС. Показатели авиационных частей особенно сильно варьируются в зависимости от используемого типа самолетов, а также от опытности личного состава55.

Что осталось от ВВС по окончании кампании? Количество и расположение оставшихся самолетов

Подсчет количества сохранившихся самолетов как во Франции, так и в Северной Африке – дело непростое, но, тем не менее, необходимое для полной оценки ситуации, поскольку число подразделений дает неполную картину. По официальным данным, на момент перемирия в Северной Африке находилось 850 самолетов, в том числе более 250 истребителей, более 200 бомбардировщиков и около 200 двухмоторных самолетов-разведчиков56. Провести различие между бомбардировщиками и разведчиками не всегда легко, поскольку это могут быть самолеты одного типа, но по-разному оборудованные.

В действительности, есть много свидетельств того, что эти цифры значительно занижены (поскольку они, видимо, учитывают только самолеты, находившиеся в списках частей) и что количество боевых самолетов, находившихся в Северной Африке, было значительно выше. Согласно гораздо более надежным и точным источникам57, на момент заключения перемирия там находилось более 500 истребителей, почти 500 бомбардировщиков и около 200 самолетов-разведчиков, что в общей сложности составляет более тысячи боевых самолетов. К этой немалой цифре следует добавить количество американских самолетов, которые были поставлены, но сборка которых еще не была завершена или которые еще не были приняты французскими ВВС в свой состав.

Действия ВВС Франции в 1939-1940 гг.: структурные и ситуативные факторы
Эвакуированные в Тунис бомбардировщики Amiot 351 на аэродроме Калаа Джерда в Тунисе, июль 1940 г.

Как видно, разница существенная и может быть даже двукратная. Это объясняется главным образом проведением массовой эвакуации как можно большего числа самолетов из Франции, зачастую происходившая не только по инициативе командования, но и по инициативе частей и летчиков (в том числе заводских). Таким образом смешались одновременно и относительно организованные, и совершенно спонтанные эвакуационные мероприятия, и мы неполностью осознаем масштабы, которые они могли иметь.

Кроме того, мы можем оценить количество боевых самолетов, оставшихся во Франции, в более чем 1000 истребителей, более 300 бомбардировщиков и около 300 самолетов-разведчиков, т.е. всего, по крайней мере, около 1600 самолетов (согласно тем же источникам, о которых говорилось ранее), по крайней мере часть из которых могла быть переброшена на другой берег Средиземного моря. Таким образом, французская кампания не привела к полной дезорганизации и тем более к разгрому ВВС, как это часто утверждается до сих пор. Несмотря на понесенные потери (или даже в определенном смысле благодаря им, как это ни парадоксально) старые самолеты, или самолеты переходных типов были заменены более современными, которые авиационная промышленность стала поставлять в количествах, становившихся все более значительными. То есть Французская кампания сопровождалась глубоким качественным обновлением французской авиации58.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На действия ВВС Франции в 1940 г. и их итоговую роль в событиях повлиял ряд серьезнейших факторов, таких как численное превосходство противника (около одного к трем), нехватка современных самолетов, организационные недостатки, обновление материальной части авиационных подразделений одновременно с боевыми действиями, трудности взаимодействия на всех уровнях (как в организации боевых действий, так и с промышленным производством) и над всем этим довлел фактор времени.

Некоторые из перечисленных выше обстоятельств носили структурный характер (график оснащения частей самолетами в зависимости от выпуска техники, а также доктрина взаимодействия с сухопутными войсками), другие же носили гораздо более ситуативный характер, связанный с влиянием конкретных исторических обстоятельств и возникновением многочисленных сложностей, ослаблявших боевой потенциал (перевооружение частей в ходе решающей кампании, осложненное как понесенными потерями, так и несвоевременными поставками современной техники, необходимость отступать, невысокое количество боевых вылетов, вызванное влиянием совокупности вышеназванных обстоятельств).

По всем этим причинам ВВС подверглись резкой критике после Французской кампании как на сугубо военном, так и на политическом уровне. Чтобы противостоять мифу об «отсутствующих» или «несуществующих» военно-воздушных силах, в значительной степени созданному командованием сухопутных войск, постепенно сложился и приобрел конкретную форму своего рода контрмиф о «непобежденных» или даже относительно «победоносных» с точки зрения их эффективности военно-воздушных силах. Этот контрмиф сохраняется и сегодня, для чего защитники ВВС создали определенную систему доводов и убеждений, которая, к сожалению, не соответствуют исторической действительности.

То, что сегодня называется «долгом сохранения памяти», является необходимым и правомерным. Память о летчиках французских ВВС действительно была в значительной степени забыта в воспоминаниях или памятных мероприятиях, за исключением тех случаев, когда их в чем-то обвиняли59. Однако восстановление исторической памяти о них не должно происходить в разрез с исторической реальностью. Признание этой реальности ни в коем случае не умаляет заслуг участников боевых действий и даже самих военно-воздушных сил.

Действия ВВС Франции в 1939-1940 гг.: структурные и ситуативные факторы
Французские летчики у истребителя Dewoitine 520

Сноски:

32. Это область, которой многие историки французской военной авиации не решаются заниматься по разным причинам, начиная с многосложности и технического характера данных, в которые необходимо вникать. Например, см. P. Facon, op. cit., и C. Carlier, Le destin manqué de l’Aéronautique française, dans Histoire militaire de la France, vol. 3 (sous la dir. de G. Pedroncini), De 1871 à 1940, Paris, PUF, coll. «Quadrige», 1997.
33. В этой части см. P. Buffotot, J. Ogier, L’armée de l’Air dans la campagne de France (10 mai - 25 juin 1940): essai de bilan numérique d’une bataille aérienne, Revue historique des armées, № 3, 1975, p. 88-117; J. Gisclon, Les mille victoires de la chasse française, op. cit. Также см. дополняющую и написанную в несколько ином ключе, иногда принимающую агиографическую оправдательную форму, но богатую фактической информацией и очень подробную работу P. Martin, Invisibles vainqueurs. Exploits et sacrifices de l’armée de l’Air en 1939-1940, op. cit.
34. Air Actualités – Le magazine de l’armée de l’Air, № 433, juin 1990.
35. См. P. Facon, op. cit.; C. d’Abzac-Epezy, op. cit., p. 23-29; et C.-J. Ehrengardt, «Mai-juin 1940: autopsie d’une débâcle», art. cité.
36. Эта таблица не приводится в настоящей публикации, поскольку, с одной стороны, детализация по подразделениям не представляет в данном случае непосредственного интереса, а с другой – она уже появилась в нескольких публикациях (например, J. Gisclon, Les mille victoires de la chasse française, op. cit.), наиболее доступной из которых, несомненно, является La bataille de France: 50e anniversaire, Air Actualités – Le magazine de l'armée de l'Air, № 433, June 1990.
37. К ним следует добавить следующие счета подразделений: шесть эскадрилий многоместных истребителей (эквивалент трех групп) – 10 «достоверных» побед; польская истребительная авиагруппа – 12; патрули или легкие эскадрильи ПВО (patrouilles ou escadrilles légères de défense) – 12; истребительные эскадрильи ВМС – 12; а также несколько побед, записанных на счет бомбардировщиков и разведчиков. C.-J. Ehrengardt, Mai-juin 1940: autopsie d’une débâcle, Aéro-Journal. Histoire de l’aviation, № 2, août-septembre 1998.
38. Спустя 50 лет после событий именно это неявно делает автор вводной статьи к различным материалам, посвященным памяти битвы за Францию, когда пишет следующее: «В дополнение к этим 733 победам истребителей, есть и те, которые были достигнуты бомбардировщиками, штурмовиками и разведчиками и самолетами наблюдения. (...). С учетом 120 самолетов, сбитых наземной ПВО, и 450 или около того разбитых вследствие боевых повреждений, Люфтваффе фактически потеряли 36,9 % самолетов первой линии» (Pour l'honneur des ailes françaises, Air Actualités – Le magazine de l'armée de l'Air, op. cit.). На самом деле эта публикация просто повторяет старые данные из SHAA (Histoire de l'aviation militaire, op. cit., p. 146).
39. Op. cit.
40. Несмотря на приблизительность и некоторые пробелы, отчет Аркура, охватывающий весь период 1939-1940 гг., в целом отличается не сильно. Если вычесть 70-80 «достоверных» побед, зафиксированных во время «странной войны» из 675 «достоверных» побед в отчете Аркура за весь период 1939-1940 гг., то мы получим плюс-минус те же 600 побед.
41. Это особенно хорошо видно на примере исследования К.-Ж. Эренгардта и С. Шорса, посвященного военно-воздушным силам Виши, которое, благодаря сравнительному изучению английских и французских архивов, позволяет оценить обоснованность или необоснованность заявок на победу (L'aviation de Vichy au combat. Les campagnes oubliées (3 July 1940 - 27 November 1942), Paris-Limoges, Lavauzelle, 2 t., 1985). Например, французская истребительная авиация одержала несколько «достоверных» и «вероятных» побед над Мерс-эль-Кебиром во время британской атаки в июле 1940 г. Однако согласно британским оперативным сводкам, в действительности потерь не было. И нет никаких оснований подозревать эти сугубо внутренние документы в пропагандистских намерениях (в отличие от цифр, обнародованных во время «Битвы за Британию»).
42. На этот счет см. J. Gisclon, op. cit.; C.-J. Ehrengardt, art. cité.
43. Единственный нерешенный вопрос – это доля французских, британских других воздушных сил. Если придерживаться круглых цифр (приблизительных, для установления порядков величин), то, приписав французским ВВС 500 реальных побед во французской кампании, а зенитной артиллерии – 100, мы получим приблизительное общее число 600 для французов. Далее, если мы отдадим RAF 400 реальных побед, а британской зенитной артиллерии – 50 (итого: 450), то мы получим в общей сложности 1050 уничтоженных немецких самолетов; таким образом, на долю голландских (в основном) и бельгийских ВВС остается около 250 реальных побед. Эта оценка, какой бы приблизительной она ни была, все же соответствует или совместима с общими потерями Германии в мае-июне 1940 г. (1300 машин), в достоверности которых нет причин сомневаться.
44. Например, ряд сайтов в сети «Интернет» до сих пор развивают этот миф.
45. Про доблесть французских летчиков см. Air Actualités, La bataille de France.
46. В этой части см. P. Martin, op. cit., который развивает этот тезис дальше всех. Однако здесь необходимо учесть, что относительно низкое число боевых потерь не объясняется каким-либо превосходством, а скорее свидетельствует о меньшей численности французской авиации и невысоком количестве совершенных ей боевых вылетов, что было связано с нехваткой техники и высокой степенью ее неисправности.
47. SHAA, Histoire de l’aviation militaire, op. cit.
48. Для иллюстрации этого достаточно одного примера. Хотя в ходе боевых действий было потеряно 85 D 520, только 54 из них были потеряны от воздействия противника. При этом 22 самолета пришлось уничтожить самим авиагруппам перед лицом немецкого наступления (R. Danel, The Dewoitine 520, London, Profile Publications, № 135, 1966).
49. К.-Ж. Эренгардт (art. cité) оценивает это число в 300. Например, около 80 разведывательных самолетов Potez 63/11 и 50 связных самолетов Caudron Goéland (которые мы здесь не рассматриваем, так как обсуждаем только боевые самолеты) были захвачены немцами в целости и сохранности на стоянках заводов-производителей.
50. Данные рассчитаны на основе информации, содержащейся в специализированных работах по различным типам самолетов, которые особенно богаты информацией и не часто используются в научных работах. В некоторых случаях удается даже определить судьбу каждого из самолетов: G. Botquin, The Morane-Saulnier MS 406, London, Profile Publications, № 147, 1967; J. Cuny, G. Beauchamp, Curtiss Hawk 75, Docavia-Éditions Larivière, vol. 22, 1985; J. Cuny, R. Danel, LeO 45, Amiot 350 et autres B4, Docavia-Éditions Larivière, vol. 23, 1986; R. Danel, The Dewoitine 520, London, Profile Publications, № 135, 1966; R. Danel and J. Cuny, Le Dewoitine 520, Docavia-Éditions Larivière, vol. 4. Чтобы сразу перейти к сути дела, а также из опасения наскучить читателю или отпугнуть его большим количеством второстепенных деталей, мы не будем вдаваться в подробности этой оценки. В идеале, необходимо было бы привести данные по 18 основным типам самолетов, которыми были оснащены боевые части ВВС. Резюме см. также: C.-J. Ehrengardt, art. cit.
51. Во избежание преувеличений, следует отметить, что часть этих потерь объясняется обычным выбытием техники в результате происшествий, неизбежно имеющих место при использовании авиационной техники, в том числе в условиях мирного времени. Следует также подчеркнуть, что эти цифры не включают потери предоставленных в распоряжение армейских частей наблюдательных авиагрупп (GAO), которые были пропорционально столь же значительными.
52. Невозможно говорить об эффективности самой по себе, независимо от условий, в которых приходится действовать. Конкретные условия (организационные, оперативные и материально-технические), в которых действовали Люфтваффе и Королевские ВВС как во время Французской кампании, так и в ходе битвы за Британию, несомненно, были гораздо более «комфортными», чем те, которые были навязаны французской авиации.
53. В частности, слабость средств связи (как между командованием и авиационными частями, так и внутри самих частей) и постоянные проблемы со взаимодействием, возникающие на всех уровнях, а также слабость собственных материально-технических и ремонтных средств в частях.
54. Эта недисциплинированность вызывала у некоторых французских летчиков ВВС «Свободной Франции» практически «аллергию» на гораздо более коллективные методы боевой работы RAF (до такой степени, что некоторые из них попросились на Восточный фронт и присоединились к GC «Нормандия», причем советская сторона сделала ровно такие же наблюдения в отношении французских летчиков). Эта индивидуальная концепция воздушного боя, унаследованная от Первой мировой войны, поразила и американских летчиков во время высадки во французскую Северную Африку в ноябре 1942 г.
55. Если разделить количество официально засчитанных «достоверных» побед (всего 675) за период 1939-1940 гг., записанных на счет групп, оснащенных тем или иным типом самолетов на количество групп, использовавших этот тип самолета, то получатся следующие данные: 45,8 побед на группы, оснащенные Curtiss H 75 (229/5), 21,6 побед для групп на D 520 (108/5), 18,75 на группы на Bloch 152 (150/8) и всего 15,75 приходится на группы, использовавшие MS 406 (189/12).
56. SHAA, Histoire de l’aviation militaire, op. cit.
57. Эти данные базируются на сведениях из специализированных работ, которые не часто используются в научных трудах, несмотря на то, что они основаны на скрупулезном изучении документальных источников. См. J. Cuny и R. Danel, op. cit; C.-J. Ehrengardt, «Mai-juin 1940: autopsie d'une débâcle», art. cit.
58. См. C. d’Abzac-Epezy, op. cit., p. 23-29. Атака Гибралтара в сентябре 1940 г. в ответ на нападение Англии на Дакар, состоявшаяся через два месяца после подписания перемирия, свидетельствует о сохранении и даже увеличении потенциала ВВС. Несмотря на расформирование частей после перемирия, ВВС смогли провести операцию с привлечением более сотни самолетов, обеспечив таким образом концентрацию сил, которой они не смогли достичь во время немецкого наступления в мае-июне 1940 г. (SHAA, Histoire de l’aviation militaire, op. cit.; C.-J. Ehrengardt et C. Shores, L’aviation de Vichy au combat, op. cit.).
59. Нельзя не отметить, что на научном уровне происходило то же самое, поскольку нам пришлось ждать почти шестьдесят лет, прежде чем мы смогли получить справочную работу П. Фасона по этому вопросу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну, что, вот всем, можно сказать, самый верх возможного официального заявления: лично от главы РФ и верховного главнокомандующего -- В. Путина Совсем свежее, опубликовано 1 час назад Так что рекомендую вне зависимости от принадлежности к сторонам конфликта в качестве информации, которая ...
Анализ волн Эллиотта хорошо работает с широко торгуемыми отдельными акциями, такими как Tesla. Автор: Bob Stokes Перевод в субтитрах: Текстовая версия видео: С июня 2019 года по январь 2021 года цена акций Tesla выросла более чем на 2400%. Данный факт позволяет увидеть ...
Флейта Иаковля ........ Я увижу во сне, я увижу во сне лишь песок, и в ночи я увижу: костер, розоватый висок, как, вздымаясь, летит далеко красноватая пыль, и взволнованным сердцем почую, что близко Рахиль. И увижу, увижу, как встала с небес, горяча, занебесная лестница в сильном ...
Извините, это снова я, и снова с жалобами.Некоторые сообщники уже видели, но мне ...
Оригинал взят у romanchur в Ночная гроза в городе Все спали, кроме А ндрея Кленницкого , который выбежал на улицу с фотоаппаратом и получил несколько шикарных снимков. ...