Действия ВВС Франции в 1939-1940 гг.: структурные и ситуативные факторы

Конечно, те, кто давно и глубоко интересуются действиями ВВС во Второй мировой войне, могут найти ее несколько поверхностной. Однако, все же это именно обзорная публикация, соответственно на это нужно сделать скидку. Кроме того, совершенно очевидно, что автор явно недостаточно хорошо знает и практически не затрагивает вопрос немецких потерь, и это самый главный недостаток статьи. Есть, конечно, и другие, но не буду акцентировать на них внимание. В целом, я лично узнал довольно много интересного.
Из-за ограничения на объем поста, пришлось разбить ее на три части. Местами автор пишет довольно мудрено и не без воды. Поначалу я переводил как есть, но потом стал упрощать. Таких мест мало и на смысл это никак не влияет. И особо обращу внимание на то, что определенная часть интересной информации помещена автором в сноски, поэтому не поленитесь их прочитать.

Французские летчики из истребительной авиагруппы GC 3/6 в феврале-марте 1939 г. у самолета MS 406
При этом, Вторая мировая война с самого начала характеризовалась возрастающей ролью авиации, которая становилась все более и более значимым оружием. Тем не менее, как это ни странно и парадоксально, во многих работах, посвященных поражению 1940 г., очень мало места уделяется действиям французских ВВС на этом этапе конфликта, как будто они практически отсутствовали или играли лишь незначительную роль. Именно этот пробел мы хотели бы постараться восполнить.
Как объяснить это «странное поражение»1 и чрезвычайную скорость, с которой оно произошло? Очевидно, что очень сложно выделить доли ответственности за него, но можно ли выделить некий условный «вклад», относящийся именно к военно-воздушным силам? В любом случае, снять ответственность с ВВС не представляется возможным. Они внесли свою лепту в поражение и даже, очевидно, могут считаться в полной мере ответственными за него2. С этой точки зрения мы можем выделить некоторые значимые факторы или определяющие причины структурного, или ситуативного характера, которые имели решающее значение на исход военных действий3.
С момента окончания военных действий так называемой Французской кампании (май-июнь 1940 г.) и подписания перемирия в июне 1940 г., роль ВВС и эффективность их действий были предметом постоянных и часто жарких споров, в которых каждая сторона, будучи заинтересованной в их исходе, пыталась оправдать себя и переложить на других тяжесть ответственности за поражение.
Изначально споры носили в основном военно-политический характер. Целью было быстро найти виновных в поражении 1940 г. На уровне военных, действия ВВС подверглись серьезной ревизии со стороны руководства сухопутных войск. В политическом плане критике подверглись последовательные действия различных правительств угасающей Третьей республики и, в частности, министров авиации (Кот, Ла Шамбр, Эйнак). Чтобы ответить на эти нападки, все политические и военные руководители французских ВВС пытались оправдаться, опираясь, в частности, на статистические данные своих ведомств4.
Поэтому с самого начала количественные данные были важнейшим источником для аргументации. С тех мрачных лет споры никогда не прекращались, даже если они часто принимали чисто технический характер. Сегодня, в результате постепенного накопления знаний, кажется, что причины поражения в полной мере известны, по крайней мере среди специалистов, а слабые стороны и трудности ВВС точно определены, проанализированы и не вызывают споров5.
ЗАПОЗДАВШЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ ВВС ПОСЛЕ НАЧАЛА ВОЙНЫ
На момент объявления войны положение французской авиации характеризовалось глубоким, хотя и неоднородным, численным и качественным отставанием в оснащении авиационной техникой. И мы знаем, что это была одна из главных слабостей Франции, наряду с исключительно оборонительной доктриной, отсталым высшим командованием, и устаревшими взглядами на применение танков6. Это отставание являлось полным для бомбардировочной и разведывательной авиации, не имеющих современных самолетов, и в гораздо меньшей степени относилось к истребительной авиации, находившейся в привилегированном положении как по доктринальным и культурным соображениям, так и по техническим и промышленным7.
В период между объявлением войны и фактическим началом широкомасштабных военных действий было положено начало глубокому обновлению ВВС. Оно касалось в основном качественной составляющей, связанной с производством и поставкой новой, гораздо более современной техники, в то время как численность авиационных подразделений оставалась относительно стабильной. Хотя было создано несколько новых истребительных групп, количество бомбардировочных частей осталось неизменным8. К сожалению, это обновление было недостаточным: поставки современных самолетов медленно превышали порог, за которым количество превращалось в качество, и слишком много типов самолетов по-прежнему по своим характеристикам не соответствовали требованиям времени.
Оснащение современной техникой
Составные части ВВС – подразделения и личный состав, существовали, находились в местах дислокации, и вроде бы должны были выполнять свои задачи. Но отсутствие предвидения, запоздалая мобилизация промышленности и хронические проблемы с организацией производства имели особенно тяжелые последствия. На ВВС сильно повлияли критические проблемы в планировании.
Состояние ВВС на начало конфликта стало результатом предшествующей политики, которая характеризовалась, с одной стороны, многочисленными значительными задержками в оснащении частей, а с другой – систематическим невыполнением планов оснащения по объему9. Это оказало глубокое влияние на состояние частей, подготовку личного состава и, как следствие, на боевые возможности ВВС. В итоге, особенно что касается бомбардировочной авиации, это привело к тому, что личный состав не имел достаточной подготовки и опыта и использовал типы самолетов, не отработанные ни с технической точки зрения, ни с точки зрения боевого применения10.
Увеличение числа различных программ представляло собой единственный найденный способ быстро перевооружить ВВС, чья техника в значительной степени устарела к моменту объявления войны. Роль промышленности при этом, по-видимому, очень значительна, и с этой точки зрения очень показательна помесячная разбивка самолетов, принятых в состав ВВС: только в марте 1940 г., то есть очень поздно (и слишком поздно с точки зрения влияния на ход войны), поставки современных самолетов действительно «взлетели» – удвоились по сравнению с предыдущими месяцами и преодолели отметку в сто единиц для каждой из трех рассматриваемых категорий самолетов – истребителей, бомбардировщиков и разведчиков11.
Поскольку французская авиационная промышленность была не в состоянии быстро создавать и поставлять современные самолеты, крайне необходимые для борьбы с Люфтваффе (в основном по причинам организационного характера)12, в 1938 г. начались закупки самолетов у США. Доля американских самолетов в ВВС неуклонно росла с момента объявления войны до драматических событий мая-июня 1940 г.
К сентябрю 1939 г. было заказано около 800 самолетов, а до германского наступления в мае 1940 г. их количество возросло до 2100, также были заказаны тысячи запасных двигателей и воздушных винтов. Всего заказы составили более 5000 самолетов (более 2000 истребителей, почти 2000 бомбардировщиков и почти 1000 учебно-тренировочных самолетов). К моменту июньского перемирия уже было поставлено около 1000 самолетов, в том числе 750 боевых (из них более 300 истребителей и более 300 бомбардировщиков)13. Около 500 таких самолетов были официально и фактически приняты в состав ВВС. А на момент перемирия американской техникой уже были оснащены 5 самых боеспособных и опытных истребительных авиагрупп, и 12 бомбардировочных и разведывательных авиагрупп, дислоцированных в Северной Африке или Леванте. То есть 17 групп из 47, или почти 40%14. Очевидно, что поток техники, закупленной в США, был значительным, и каков бы ни был исход французской кампании, ВВС объективно были обречены использовать американские самолеты во все большем и большем количестве15.
Запоздалое осознание слабости французской авиации и слишком малое время, имевшееся для того, чтобы попытаться создать качественно и количественно сбалансированные силы, а также внедряемые при реализации программ переоснащения и необходимые для серийного производства промышленные и технические методы (в попытках компенсировать задержки, накопившиеся за многие годы) привели к принятию на вооружение разномастной техники и к проблеме с ее стандартизацией, со всеми вытекающими отсюда сложностями снабжения, связанными с поставкой запасных частей, пополнением и ремонтом техники, а также с обучением механиков.
В этой связи трудно не отметить, что на вооружении Люфтваффе состояло всего шесть типов самолетов (одномоторный истребитель, двухмоторный истребитель, три бомбардировщика, пикирующий бомбардировщик), тогда как французские ВВС имели на вооружении в три раза больше – не менее 18 типов (шесть истребителей, включая один двухмоторный, семь бомбардировщиков, два штурмовика и три разведчика)16.
Изменение количества авиационных частей
Количество самолетов само по себе еще ни о чем не говорит. Кажется, что предпочтительнее изначально исходить из количества боеспособных частей. В сентябре 1939 г. в составе ВВС Франции таковых имелось всего 71: 23 GC17, 33 GB и 15 GR, в том числе 64 из них на территории материковой Франции (20 GC, 31 GB и 13 GR соответственно).
Зимой 1939-1940 гг. на базе ранее существовавших региональных истребительных эскадрилий были сформированы восемь новых авиагрупп одноместных одномоторных истребителей (взявших нумерацию 8-й, 9-й и 10-й эскадр), оснащенных относительно современными Bloch 152. По малопонятным причинам было принято решение отдать более новую технику именно этим недавно сформированным частям, тогда как многим более старым и более опытным авиагруппами была оставлены их быстро устаревающая техника, например, Morane-Saulnier 406, а их переоснащение пришлось на время французской кампании.

Истребители Bloch 152
К 10 мая во Франции находилось в общей сложности 24 авиагрупп одномоторных истребителей, которые были задействованы для целей противовоздушной обороны, сопровождения разведчиков и бомбардировщиков и прикрытия сухопутных войск. Однако четыре из этих групп находились в процессе переоснащения или обучения и поэтому не были готовы к немедленному развертыванию. Кроме того, шесть из 24 истребительных авиагрупп (т.е. их четверть) были перевооружены в ходе майско-июньской кампании. Очевидно, что это оказало общее влияние на эффективность боевого применения, поскольку относительно ограниченному числу полностью боеготовых подразделений пришлось выполнять множество задач. В конечном итоге только 14 GC приняли на себя всю тяжесть германского удара в мае-июне 1940 г.18
В то же время, с момента объявления войны и до 10 мая количество бомбардировочных частей оставалось неизменным – 33, из которых 31 дислоцировалась в континентальной Франции. Все они стали участниками боев в мае-июне. Таким образом, количество GB было явно больше, чем GC (что, однако, не означает, что численность бомбардировщиков была больше, поскольку GB имели меньше самолетов, чем GC). Всего в период с 3 сентября 1939 г. по 20 июня 1940 г. французские ВВС приняли в свой состав почти 1500 истребителей и 850 бомбардировщиков19.
Перевооружение разведывательных частей также было очень масштабным. Поскольку различные самолеты, которыми они были оснащены в начале войны, очень быстро выходили из эксплуатации из-за потерь и повреждений, пришлось заменить всю технику разведывательных авиагрупп.
«Странная война» в воздухе
Надо сказать, что этот термин не применим к противоборству в воздухе. В отличие от бездействия на земле, активность в небе была относительно значимой. Оценить ее достаточно легко, причем различные источники дают схожую картину: число «достоверных» (sûres) официально признанных побед истребительной авиации в 9500 вылетах составляет от 72 до 8220. Мы остановимся на первой цифре, которая выведена по более «жесткой» и строгой оценке К.-Ж. Эренгардта и др.21, исключающей, в частности, двойной учет, т.е. приписывание нескольким подразделениям одной и той же победы, достигнутой при совместных действиях. Как мы увидим позже, этот особенный метод учета имеет, как индивидуальный, так и коллективный понижающий эффект, поскольку бывает, что сумма индивидуальных счетов пилотов подразделения значительно превышает количество побед, засчитанных их подразделению, а общий счет всех подразделений превышает количество предположительно уничтоженных вражеских самолетов.
Какие уроки мы можем извлечь из «странной войны» в воздухе? Несмотря на то, что истребительная авиация выступила достойно, и даже имела счет в свою пользу (количество подтвержденных «достоверных» побед превысило боевые потери), имелись серьезные основания для беспокойства. В частности, все более очевидное превосходство новейших версий немецких истребителей над основным истребителем ВВС Франции Morane-Saulnier MS 406. Что же касается бомбардировочной и разведывательной авиации, то ситуация и вовсе была драматичная: ВВС не имели ни одного современного самолета и даже были вынуждены вывести свой основной разведывательный самолет Bloch 131 из эксплуатации из-за его чрезмерной уязвимости, приводившей к катастрофическим потерям.

Совершивший вынужденную посадку Bloch 131 из GR I/14
10 мая 1940 г., когда закончилась «странная война» и началось немецкое наступление и так называемая Французская кампания, французские ВВС выставили в метрополии 68 боевых частей (24 истребительные, 31 бомбардировочную и 13 разведывательных авиагрупп), все из которых должны были принять участие в боевых действиях. Эти части включали в себя (не считая небоеготовых или находившихся на хранении) 1400 самолетов весьма разнообразной и неодинаковой ценности, в том числе почти 640 истребителей, 240 бомбардировщиков и почти 500 самолетов разведки и наблюдения. Им противостояло более 1200 немецких истребителей и почти 1700 бомбардировщиков, при этом соотношение самолетов разведки и наблюдения было более или менее равным.
Исключив последнюю категорию и остановившись на самолетах с наибольшей боевой ценностью (наступательной или оборонительной), можно констатировать, что в боях участвовало менее 900 самолетов с французской стороны против почти 2900 немецких22, то есть налицо неблагоприятное соотношение сил, более чем один к трем.
Сноски:
1. Так названа книга Марка Блока, историка, основавшего вместе с Люсьеном Февром журнал «Анналы» (Annales d'histoire économique et sociale). Блок был мобилизован в 1939-1940 гг. и расстрелян немцами в 1944 г.
2. Эта ответственность, однако, смягчается зависимостью от сухопутных войск и подчинением им, несмотря на формальную институциональную независимость ВВС, что приводило к напряженности и даже конфликтам. Некоторые командиры ВВС все более уклонялись от распыления своих ограниченных ресурсов на удовлетворение требований сухопутной армии. Последняя мешала вести им самостоятельные действия, что уменьшает степень вины ВВС в неспособности остановить немецкое продвижение.
3. Мы сосредоточимся исключительно на боевой авиации. В частности, мы не будем затрагивать наблюдательную авиацию, состоящую из около 40 наблюдательных авиагрупп (Groupes aériens d’observation, GAO), переданных ВВС в непосредственное подчинение сухопутных частей. Какими бы полезными и даже необходимыми они ни были, они имеют ограниченную военную ценность. Мы также не будем рассматривать связные и транспортные самолеты, а также самолеты, используемые в летных школах и учебных центрах.
4. См. T. Vivier, L’armée de l’Air et le problème du réarmement aérien au procès de Riom (1940-1942), Revue historique des armées, № 2, 1990; C. d’Abzac-Epezy, L’armée de l’Air des années noires. Vichy 1940-1944, Paris, Economica, 1998, p. 32-36.
5. В частности, P. Facon, L’armée de l’Air dans la tourmente. La bataille de France 1939-1940, Paris, Economica, 1997; C.-J. Ehrengardt, mai-juin 1940: autopsie d’une débâcle, Aéro-Journal. Histoire de l’aviation, № 2, août-septembre 1998.
6. На этот счет см., например, Mai-juin 1940. Défaite française, victoire allemande sous l’œil des historiens étrangers (sous la dir. de M. Vaïsse), Autrement, № 62, mars 2000.
7. С одной стороны, необходимо учитывать важность и ценность истребителей в истории и культуре военной авиации; с другой стороны, в отличие от истребителей, имевших преимущественно оборонительные задачи, бомбардировщики предназначались для выполнения наступательных задач, что было несовместимо с сугубо оборонительной военной доктриной этого периода; наконец, с технической и промышленной точки зрения, построить одноместный одномоторный истребитель было гораздо проще, чем бомбардировщик.
8. Группа (Groupe) - истребительная, бомбардировочная или разведывательная, является основной организационной единицей ВВС. Состоящая из двух эскадрилий, она обычно включает в себя не менее 24 истребителей, или 18-20 бомбардировщиков, и, чаще всего, значительно меньше самолетов-разведчиков. Эскадры, которые после создания ВВС в 1934 г. пришли на смену старым полкам и состояли из двух-трех групп, после объявления войны были расформированы и заменены тактическими группами (Groupement), которые имели менее жесткий состав и были более гибкими в использовании. В дальнейшем для обозначения различных типов авиационных групп будут использоваться аббревиатуры GC [истребители], GB [бомбардировщики] и GR [разведчики].
9. По данному вопросу см. E. Chadeau, L’industrie aéronautique en France 1900-1950. De Blériot à Dassault, Paris, Fayard, 1987; J.-B. Duroselle, Politique étrangère de la France. La décadence 1932-1939, Imprimerie Nationale (1re éd., 1979), rééd. Points-Histoire, 1983; Service historique de l’armée de l’Air (SHAA), Histoire de l’aviation militaire. L’armée de l’Air 1928-1981, Paris-Limoges, Lavauzelle, 1981; T. Vivier, La politique aéronautique militaire de la France. Janvier 1933 - septembre 1939, Paris, L’Harmattan, 1997.
10. Речь идет об Amiot серии 350 и, в меньшей степени, о LeO 45.
11. По этому вопросу см. весьма показательные таблицы в Histoire de l'aviation militaire..., op. cit. p. 106-107.
12. См. E. Chadeau, L'industrie aéronautique en France..., op. cit.
13. Histoire de l’aviation militaire..., op. cit.; J.-B. Duroselle, Politique étrangère de la France, op. cit., p. 447 et sq.; P. Listemann, Pour le franc symbolique. La liquidation des contrats français, Aéro-journal, № 16, décembre 2000.
14. После перемирия будут собраны еще 200 самолетов. Суда, перевозившие самолеты, разгружались в Марокко, где были установлены линии сборки бомбардировщиков «Гленн-Мартин» и «Дуглас».
15. Несмотря на очень разное качество заказанной техники, сам по себе данный факт являлся существенным подспорьем для возможного продолжения войны с опорой на Северную Африку. См. на этот счет Ph. Garraud, Une poursuite de la guerre était-elle envisageable en juin 1940? Le cas de l’armée de l’Air, Guerres mondiales et conflits contemporains, № 194, décembre 1999. В более широком смысле см. A. Merglen, La France pouvait continuer la guerre en Afrique française du Nord en juin 1940, Guerres mondiales et conflits contemporains, № 168, octobre 1992, а также Quelques réflexions historiques sur l’armistice franco-germano-italien de juin, ibid., № 177, janvier 1995.
16. У немцев: истребители Messerschmitt 109 et 110, бомбардировщики Dornier 17, Heinkel 111, Junkers 88 и Junkers 87 Stuka. У французов: истребители MS 406, Bloch 152, Curtiss H 75, Dewoitine 520, Caudron 714 и Potez 631, бомбардировщики Amiot 143, Bloch 210, Farman 222, Lioré-et-Olivier LeO 45, Amiot 350, Douglas DB 7, Glenn-Martin 167, Potez 633 и Breguet 693, разведчики Potez 63 и 637, Bloch 174.
17. Включая три группы двухмоторных многоместных ночных истребителей (которые как таковые будут в дальнейшем расформированы и разделены на отдельные эскадрильи), но без учета региональных истребительных эскадрилий, которые затем составят основу для формирования новых GC.
18. Для полноты картины, к этому необходимо добавить шесть эскадрилий ночных истребителей, оснащенных двухмоторными трехместными самолетами, что эквивалентно трем дополнительным GC (группы были расформированы как таковые между объявлением войны и наступлением в мае 1940 г.), роль которых, очевидно, была весьма второстепенной.
19. SHAA, Histoire de l’aviation militaire, op. cit.
20. 80 достоверных побед (+34 вероятных) при потере 63 самолетов по SHAA (ibid.) или 82 достоверные победы (+31 вероятная) при потере 72 самолетов по P. Facon, L’armée de l’Air dans la tourmente. La bataille de France 1939-1940, Paris, Economica, 1997. О потерях см. также P. Martin, Invisibles vainqueurs. Exploits et sacrifices de l’armée de l’Air en 1939-1940, Éditions Yves Michelet, 1990.
21. C. Ehrengardt, C. Shores, H. Weisse, J. Foreman, Les aiglons. Combats aériens de la drôle de guerre, septembre 1939 - avril 1940, Paris-Limoges, Lavauzelle, 1983.
22. SHAA, Histoire de l’aviation militaire, op. cit. Очевидно, что уместно добавить к этому числу самолеты Королевских ВВС, что существенно исправляет сложившееся неравенство сил. Но это уже другая дискуссия, к которой мы не будем обращаться в данной статье.
23. L. Robineau, La conduite de la guerre aérienne contre l’Allemagne de septembre 1939 à juin 1940, Revue historique des armées, № 3, 1989, p. 102-112; A. D. Harvey, The french armée de l’Air in may-june 1940: A failure of conception, Journal of Contempory History, № 25, 1990, p. 447-465.
|
</> |