Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)

топ 100 блогов s0no08.01.2013

В комментариях к  посту "О плюрализме мнений"   мне написали, что есть темы, которые не допускают обсуждения. Дескать, для цивилизованного человека некоторые вопросы имеют единственное решение, и любая попытка их рассматривать - это признак фашизма, людоедства и морального падения в бездну.

Кто так считает, может и дальше оставаться при своем мнении - я никого не хочу агитировать "за" или "против". Но в этом посте попробую замахнуться на святое -  идею гуманизма в том виде, в каком она существует в современном обществе. Нет, ничего ниспровергать я не буду, а просто сделаю небольшой дилетантский обзор. Можете не согласиться с логикой - это ваше право.

Что такое гуманизм? Определений этого термина много, но возьмем такое "Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей". Право на счастье - это здорово, но непонятно. Как его, это счастье,  измерять и как его обеспечивать, вам вряд ли кто-то скажет. Да и ценность личности  - тоже понятие расплывчатое. Поэтому для наглядности я буду говорить о том, что формально не вошло в это определение, но подразумевается как основа основ - о ценности человеческой жизни. В самом деле, если жизнь не стоит ломаного гроша, то и о какой-то там свободе и развитии и рассуждать не имеет смысла, разве нет?

Детям, беременным и впечатлительным под кат не ходить.

Наверное, начать обзор нужно с того, что понятие гуманизма есть категория этическая, а этика в истории человечества диктовалась прежде всего господствующей религией. Миром управляли боги, и от их расположения зависело не только благополучие, но даже и выживание социума. Что при таком подходе значила отдельно взятая человеческая жизнь? Меньше, чем ничего.


Человеческие жертвы приносились всеми народами древности. В Африке убивали царей-жрецов (дагомеи, ашанти), а заодно и сотни царских рабов. У семитских народов (ассирийцы, аммонитяне, финикийцы, карфагеняне) вместо царя в искупительных целях живьем сжигали детей. История об Аврааме, которому господь велел принести сына "во всесожжение", произрастает именно из этих милых обычаев.

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
Принесение ребенка в жертву Молоху. Народ ликует и просит милости

Ритуал человеческих жертвоприношений имеет древние корни в Индии. Человеческая жертва, принесенная богине Кали, позволяет просить ее о чем угодно. Поэтому нелегально эта практика существует и в наше время. В жертву приносят девочек от 6 до 12 лет, перерезая им горло и собирая кровь в чашу. Потом эту кровь пьют.

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
Богиня Кали. Юбочка из отрубленных голов и рук, а также красноречивые орудия убийства в ее собственных руках говорят сами за себя.


В Китае жертвы приносились духам гор и рек во время гадательных практик. То есть гадания проводились на костях жертв, принесенных этим самым духам. Да и кроме гаданий, поводов для жертвоприношения было достаточно: и массовые убийства для сопровождения умерших, и ритуальное лишение жизни женщин, которые во время засухи отождествлялись с демонами, эту засуху вызвавшими, и казни на алтаре Шэ - древнего божества Земли.

Японцы широко практиковали так называемые "строительные жертвы", когда в фундамент крупных сооружений (например, мостов), заживо замуровывалась мать с младенцем. Эта практика была прекращена только в 16 веке.

У римлян человеческие жертвоприношения были объявлены варварством и запрещены в 97 году до н.э., но гладиаторские бои, идея которых восходит к ритуальному жертвоприношению богу войны Марсу, остались и просуществовали вплоть до падения римской империи в 5 веке.

О человеческих жертвоприношениях у древних кельтов известно из письменных свидетельств их врагов - римлян. Юлий Цезарь пишет о том, что вместе с трупом хозяина кельты сжигали его домашних. Способ умерщвления зависел от того, какому богу предназначались жертва: назначенных Таранису сжигали, Тевтату - топили, Езусу - вешали на деревьях.

Древние германцы не отставали - способ убийства жертвы, предназначенной Одину, потрясал даже видавших виды современников: на спине осужденного рассекали ребра, разводили их в стороны наподобие крыльев и вытаскивали наружу легкие. То, что получалось, называлось "кровавым орлом". 

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
"Кровавый орел" в процессе изготовления.

Скандинавы жили по тем же правилам. Исландская сага об Инглингах повествует, что свейского конунга Домальде принесли в жертву ради лучшего урожая и удачи в бою.

У майя в жертву приносились в основном рабы (пленники, захваченные в соседних племенах), но при закладке храмов и восхождении на трон новых правителей сердца вырезалось у не у рабов, а у детей - членов племени. Древние инки не отставали - по их мнению, человеческой кровью питалось Солнце. В дни празднования нового года в землю закапывали девственных юношей и девушек. Ацтеки вырезали у жертв сердце или сжигали их живьем. Думаете, это было очень давно? Ха-ха. Человеческие жертвоприношения прекратились только после испанской колонизации - в 16 веке нашей эры.

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
Обсидиановый нож майя для вырезания сердца и последующего снятия кожи жертв


А что наши добрые предки-славяне? Мы, конечно, не ацтеки, но без человеческих жертв тоже не обошлось. В "Повести временных лет" есть свидетельства, которые можно интерпретировать как ритуальные убийства. В 11 веке при голоде в Ростовской земле волхвы заявили: "и привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя... и оубивашета многы жены". Вряд ли "оубивашета многы жены" было единичным случаем - голод случался не так уж и редко.



В культуре самых разных народов существует миф о Драконе, который требовал жертвы в виде прекрасной девушки. Миф этот распространен настолько широко, что образ Дракона можно считать архетипическим. Кровавая жертва в обмен на жизнь остальных членов племени - так уж устроен мир, что поделаешь. Правда, позже красавица превратилась в девственницу, а сюжет оброс вторичными смысловыми коннотациями и стал подаваться как битва тьмы и невинности. Но изначально - кровь одного в обмен на жизнь многих. Социум приносил в жертву своих членов богам, духам и силам, от которых зависело выживание социума. Человеческая жизнь ценилась несоизмеримо меньше общественного блага. 

Так когда же появился гуманизм? Может быть, он пришел вместе с распространением христианства? Бог есть любовь, возлюби ближнего своего и все такое... О, нет. На территории Европы не одну сотню лет пылали костры святой инквизиции, на которых во славу Господа тысячами сжигали ведьм и еретиков. Тянуло дымом в Испании и Франции, Италии и германских к няжествах, Швейцарии и Люксембурге, Англии и Шотландии, Ирландии и Нидерландах, Скандинавии и Северной Америке. 

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
Сжигание еретиков на костре

А что Россия?   Ну, не тысячи жертв, но было. В 1227 году в Новгороде сожжены 4 колдуна, в 1441 "псковичи сожгли двенадцать женок вещих". В "Слове о маловерии" Серапиона (XIII век) говорится, что его современники сжигали огнем неповинных людей при бедственных событиях жизни: неурожае, бездождии, холоде. 


Ну и чем эти казни отличались от сожжения жертв у ацтеков? Разве что тем, что варвары-ацтеки перед началом ритуала давали жертвам наркотик, чтобы снизить боль, а добрые христиане подвергали казнимых таким многодневным пыткам, что смерть казалась актом милосердия. 

Ритуальными жертвоприношениями дело не ограничивалось.  Во имя чистоты веры людей убивали,  просто начиная войну. В 11-13 веках  крестоносцы залили кровью ближний восток. Может быть, их жестокость распространялась только на мусульман? Как бы не так. В 12-м веке в ходе альбигойских войн было вырезано больше половины населения Южной Франции. Усмиритель Пруссии  великий магистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на курляндского епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его епископства. И это было исполнено!

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
Крестоносцы вырезают жителей города Безье.  Чтобы искоренить ересь в корне, "особая комиссия" Папы приняла решения об истреблении всех жителей Безье, без разбора, католик  это или катар. Бог сам разберется, кто из них праведник.

Что же дальше? В глубинах мрачного Средневековья пустила первые ростки эпоха Возрождения. Именно с ней связывают возникновение понятия гуманизма как философской категории. Но, в отличие от нынешнего понимания термина, ренессансный гуманизм трактовался не как защита прав человека, а как "ревностное понимание всего, что составляет целостность человеческого духа". Фактически это было гносеологическое, а не этическое понятие. Хотя и этика тоже испытала на себе влияние этого течения. Главным ее принципом стала идея о высоком назначении человека. Идея заключалась в том, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями,  свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой.

Но пока титаны духа (Петрарка, Данте Алигьери, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Томас Мор и многие другие) писали в своих молескинах о высоком, жизнь продолжалась своим чередом.

Быстро осваивалась территория Южной Америки и современной Мексики. Кортес и его сподвижники, возмущенные жестокостью дикарей, вырезали более миллиона индейцев (это по самым скромным подсчетам). Думаете, убивали только воинов? В августе-сентябре 1539 года конкистадор Франсиско де Чавес сровнял с землей королевство Каруа Кончукос (нынешняя территория Перу) и убил 600 детей младше трехлетнего возраста, что стало самым массовым убийством детей в истории. Добрые, добрые христиане.

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
Фернандо Кортес. С виду благообразный красавчик, да?

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
А это сеньор Кортес после одной из битв с ацтекам


В середине первого тысячелетия ритуальные человеческие убийства постепенно были заменены на принесение в жертву животных (когда мусульмане в курбан-байрам режут баранов, это оно и есть). Но служение богу продолжилось: с 16 по 17 век Европу захлестнули религиозные войны. На этот раз кровью был залит не какой-то там восток или заморские земли, а территория самой Европы. С людишками никто не церемонился.

Так, например, 16 февраля 1568 года святая инквизиция осудила на смерть всех (!) жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести этот приговор в исполнение. Это не вполне удалось, но королевская армия сделала, что смогла. Только в Харлеме было убито 20 тысяч человек, а всего в Нидерландах – 100 тысяч.

24 августа 1572 года во время Варфоломеевской ночи было вырезано 30000 человек - мужчин, женщин и детей. В 16 же веке английская «королева-девственница» Елизавета I отрубила голову не только Марии Стюарт, она казнила ещё 89 тысяч своих подданных.

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
Варфоломеевская ночь.

Тридцатилетняя война в XVII веке унесла половину населения Германии и то ли 60, то ли 80 процентов – историки спорят – населения её южной части (всего около 5 миллионов человек). Папа Римский даже временно разрешил многожёнство, дабы восстановить народное поголовье. Усмирение Кромвелем Ирландии стоило ей 5/6 населения. И это только несколько примеров. На самом деле резня шла непрерывно во всех странах.

Может быть, такая жестокость была присуща только правителям, а простой народ призывал к милосердию? Да где там. Любимым развлечением были публичные казни. И то сказать, ни интернета, ни даже телевидения не было. Дамских романов в магазинах не продавали, комедианты приезжали только по ярмарочным дням. Чем развлекаться-то? Вот народ и валил валом посмотреть. А посмотреть было на что. Описание публичной казни, случившейся уже в 18 веке, я выкладываю под отдельным катом в конце поста. 

В общем, социум не слишком был склонен тратить ресурсы на содержание в тюрьмах своих членов, не согласных с законами этого самого социума. Либо казнь, либо каторга (в прежние времена - галеры). Не хочешь жить, как все - умри или принудительно работай на благо общества.


Идем дальше. Что у нас в 18 веке, как там с гуманизмом? Грянула Великая Французская революция. Девиз: "Свобода. Равенство. Братство". Ну наконец-то! Вот они, правильные слова, подчеркивающие ценность человеческой жизни. А на деле?

1 августа 1793 г. революционный французский Конвент издал декрет с предписанием «уничтожить Вандею». В начале 1794 г. армия взялась за дело. «Вандея должна стать национальным кладбищем», – провозгласил храбрый генерал Тюрро, возглавивший «адские колонны» карателей. Расправа длилась 18 месяцев. Расстрелов и гильотин (из Парижа доставили даже детские гильотины) для исполнения указа оказалось недостаточно. Уничтожение людей происходило, по мнению революционеров, недостаточно быстро. Решили: топить. Город Нант, как пишет Норман Дэвис, был «атлантическим портом работорговли, в связи с чем здесь под рукой имелся целый флот огромных плавучих тюрем». Но даже этот флот быстро иссяк бы. Поэтому придумали выводить гружённую людьми баржу на надёжной канатной привязи в устье Луары, топить её, потом снова вытаскивать канатами на берег и слегка просушивать перед новым употреблением. Получилось, пишет Дэвис, «замечательное многоразовое устройство для казни».

Просто умерщвлять людей революционным затейникам было мало. Они находили удовольствие в том, чтобы до погрузки на баржи срывать с них одежду и связывать попарно. Беременных женщин обнажёнными связывали лицом к лицу со стариками, мальчиков со старухами, священников с девушками, это называлось «республиканскими свадьбами». Чтобы спрятавшиеся в лесах не выжили, а умерли от голода, был вырезан скот, сожжены посевы и дома. Якобинский генерал Вестерман воодушевлённо писал в Париж: «Граждане республиканцы, Вандея более не существует! Благодаря нашей свободной сабле она умерла вместе со своими бабами и их отродьем. Используя данные мне права, я растоптал детей конями, вырезал женщин. Я не пожалел ни одного заключённого. Я уничтожил всех». Обезлюдели целые департаменты, было истреблено, по разным подсчётам, от 400 тысяч до миллиона человек. (эти два абзаца взят отсюда, очень рекомендую посмотреть запись целиком)

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
Резня в Вандее.

А в других странах? Очень впечатляет  даже простое перечисление вооруженных конфликтов. Может сами посмотреть. На 18 век в Европе приходится 25 войн, из которых последняя по счету, но не по значению, военная компания называется во множественном числе "наполеоновские войны".

Может быть, в 18-19 веках войны стали более гуманными, если такое выражение вообще применимо к военным действиям? Что происходило в мире? Увы. 19 век оставил в истории кровавый след. Его "достижения" с плавным переходом в 20 век:

- геноцид индейцев Северной Америки (начался в 18 веке, количество жертв - около 3 миллионов человек);
- геноцид аборигенов Австралии  (начался 1788 году, к 1911 году население снизилось с 750 до 31 тысячи человек);


Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
Аборигены Австралии - каторжники.

- геноцид конголезского населения (за период с 1880 по 1920 год количество жертв по разным оценкам колебалось от 3 до 10 млн человек) - тут отличился бельгийский король Леопольд;
- геноцид коренных народов Намибии, бывшей немецкой колонией; генерал фон Тротт уничтожил от 50 до 80% населения - расстреливал,  отравлял колодцы,
   выгонял женщин и детей в пустыню, где они погибали от голода и отсутствия воды;
- геноцид армян в Османской империи (конец 18 - начало 20 века). Количество жертв измеряется сотнями тысяч застреленных, зарезанных, живьем закопанных в землю;

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
Геноцид армян в османской империи.

- геноцид ассирийцев в Османской империи (количество погибших - от 500 до 750 тысяч человек);

 20 век:

- холокост (6 миллионов евреев);
- план Ост (геноцид населения Восточной европы и СССР). Не был доведен до конца, но в его рамках было уничтожено около 3 млн советских военнопленных. Потери среди мирного населения СССР во 2-й мировой войне - порядка 14 миллионов человек.

И все это... под теми же религиозными знаменами.

Но это сделали кровожадные западные европейцы, не имеющие представления о гуманности. А что же Россия? А Россия, точнее, СССР, как и французский Конвент, тоже претворяла в жизнь идеи свободы, равенства и братства. По разным оценкам число жертв сталинских репрессий колеблется от 5,5 до 40 млн человек.

Итак, в 20 веке кровь льется на всех континентах. Но, может быть, где-нибудь на востоке есть оазис любви и покоя? Буддисты - добрые ребята. Даже не едят мяса, чтобы не отнимать жизнь у животных. Давайт заглянем в Тибет середины 20 века, перед тем, как далай-лама сбежал от "китайских захватчиков". Рабство, отрезанные уши, отрубленные руки, выколотые глаза - нет, это не похоже на человечность.

Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)
Раб с выколотыми глазами в Тибете.

Итак, мы уже добрались до середины 20 века, а гуманизма в современном понимании слова как не было, так и нет. Человеческая жизнь все так же ничего не стоит.  Когда и откуда же он взялся, а главное - что он принес человечеству? Об этом - в продолжении поста.



Обещанная сцена казни. Детям, беременным и слабонервным под кат не ходить.

13 декабря 1756 года бывший лакей Дамьен ранил перочинным ножом короля Людовика Пятнадцатого. Собственно, на убийство он не покушался. Он лишь мечтал обратить внимание короля на народные бедствия, а внимание публики – на свою скромную особу. Хотя король вроде бы возражал, парламент приговорил Дамьена к мучительной казни. Она продолжалась несколько часов. Некоторые семейства покинули столицу в этот день, а по возвращении строго-настрого запретили слугам рассказывать об увиденном. И все же, и все же, и все же…

«Второго марта 1757 г. Дамьена приговорили к «публичному покаянию перед центральными вратами Парижского Собора»; его «надлежало привезти туда в телеге, в одной рубашке, с горящей свечой весом в два фунта в руках», затем «в той же телеге доставить на Гревскую площадь и после раздирания раскаленными щипцами сосцов, рук, бедер и икр возвести на сооруженную там плаху, причем в правой руке он должен держать нож, коим намеревался совершить цареубийство; руку сию следует обжечь горящей серой, а в места, разодранные щипцами, плеснуть варево из жидкого свинца, кипящего масла, смолы, расплавленного воска и расплавленной же серы, затем разодрать и расчленить его тело четырьмя лошадьми, туловище и оторванные конечности предать огню, сжечь дотла, а пепел развеять по ветру».

Далее: «Зажгли серу, но пламя оказалось столь слабым, что лишь слегка опалило кожу с наружной стороны руки. Затем один из заплечных дел мастеров, высоко засучив рукава, схватил специально выкованные стальные щипцы… и принялся раздирать… Палач сей, хоть и был человек дюжий, с большим трудом вырывал куски мяса…» Далее: «После этих терзаний Дамьен, много кричавший, но не богохульствовавший, поднял голову и оглядел себя. Тот же приставленный к щипцам палач…», – короче, плеснул варево. Потом к изуродованным конечностям привязали тросы. При каждой пытке несчастный «кричал адским криком: «Боже, помилуй! Господи, помилуй!» Несмотря на все мучения, время от времени поднимал голову и отважно оглядывал себя… Несколько духовников поднялись и долго говорили с ним. Он охотно целовал поднесенное распятие, вытягивал губы и все повторял: «Господи, помилуй!»
Затем лошади рванули. Но многочисленные попытки разорвать человека успехом не увенчались. Дамьен «поднимал голову и оглядывал себя. Пришлось впрячь еще двух лошадей… но и это тщетно.

Наконец, палач Самсон сказал господину Ле Бретону (судейскому чиновнику, – В.Б.), что нет ни способа, ни надежды довести дело до конца, и попросил его осведомиться у господ судей, не позволят ли они разрезать Дамьена на куски. Вернувшись из города, господин Ле Бретон приказал попробовать еще раз… Но лошади заартачились, а одна… рухнула наземь. Духовники вернулись и снова говорили с ним (с Дамьеном, – В.Б.). Он сказал им…: «Поцелуйте меня, судари». Кюре церкви Святого Павла не осмелился, а господин де Марсийи нагнулся, прошел под веревкой, привязанной к левой руке, и поцеловал его в лоб. Палачи обступили его, и Дамьен сказал им, чтобы не бранились, делали свое дело, а он на них не в обиде; просил их молиться за него, а священника церкви Святого Павла – отслужить молебен на ближайшей мессе.

После двух-трех попыток…, поскольку больше ничего не оставалось, надрезали тело Дамьена в бедрах… Четыре лошади потянули что есть силы и оторвали обе ноги, сначала правую, потом левую. Потом надрезали руки у предплечий и подмышек и остальные связки… Лошади надсадно рванули и оторвали правую руку, потом левую. Когда все четыре конечности были оторваны, духовники пришли говорить с ним. Но палач сказал им, что он мертв, хотя, по правде сказать, я видел, что он шевелится, а его нижняя челюсть опускается и поднимается, будто он говорит… Четыре оторванных конечности отвязали от тросов и бросили на костер, сложенный в ограде рядом с плахой, потом торс и все остальное закидали поленьями и вязанками хвороста и зажгли воткнутые в дрова пучки соломы…» (цит. по: М. Фуко, с. 7–10). Что добавить к этому? То ли, что некоторые придворные дамы с жадностью смотрели на такое зрелище (правда, они получили за это осуждение короля)?..То ли, что даже Вольтер посчитал конец Дамьена (все эти ужасы и изуверства) естественным и закономерным итогом его поступка? (отсюда)


Девственница для дракона, или Несколько слов о гуманизме (часть 1)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Узнав этот расклад, я могу сказать только одно: свидетели этого убийства ...
Как мы уже когда-то разбирали, глагол werden может использоваться не только в прямом смысле "становиться" (кем-то или чем-то) или для образования будущего времени, но и для т. н. страдательного залога - Passiv. Das Job wird gemacht ("джоб" - англицизм, произносится как в английском) - ...
Тяжелое ранение в голову получил, сотрудничавший с основателем ЧВК "Вагнер" Евгением Пригожиным владелец телеграм-канала «Записки авантюриста», капитан 4 бригады 2 Армейского корпуса 8 армии ВС РФ Игорь Мангушев. Политтехнолог Мангушев ушел на СВО и командовал взводом, который ...
Хунта не однородна, как она сама пытается убедить в этом окружающих. Это стало видно и по следующему примеру. В Администрацию президента подан из генпрокуратуры законопроект «Про недопущення переслідування та покарання осіб з приводу подій, що мали місце у зв’язку з масовими акціями в Дон ...
...