Дэвид Боуи: как он путешествовал по СССР в 1973 году.


Путешествие Дэвида Боуи по СССР сложно с чем-то сравнить. Музыкант выходил на сибирские полустанки в оранжевых штанах и желтых ботинках. Боуи был для советских людей марсианином, у него остались теплые впечатления о провинции. Но не о Москве.
Из Японии в Россию
Дэвид Боуи вместе со своим другом детства, барабанщиком Джеффом
МакКормаком, отправился в СССР из Японии 21 апреля 1973 года.
Выехав на теплоходе «Феликс Дзержинский» из Йокогамы в Находку,
Дэвид должен был добраться до Владивостока, отправной точки
Транссибирского Экспресса. Боуи в то время боялся летать самолетом,
поэтому выбрал не самую близкую дорогу – сначала водную от Японии
до берегов СССР, а затем –Транссибирскую магистраль.
По словам МакКормака, весь путь за ними по пятам следовали
агенты КГБ. Во время плавания британские музыканты исполнили
несколько песен, и так как их окружали изолированные от западного
шоу-бизнеса русские, никто не признал в Боуи рок-звезду мировой
величины.
В Находке Боуи совершил пересадку на поезд, который впоследствии
вспоминал как похожий на «старинный французский поезд начала века с
прекрасной деревянной обшивкой внутри, старинными зеркалами,
бронзой и бархатными сиденьями».
Культурный шок
В Хабаровске артист переместился на другой поезд, стандартный
советский вагон СВ, чистый и простой. Находящийся под впечатлением
от японского турне, Боуи ходил по поезду из Хабаровска в Москву в
разноцветном кимоно, пел песни проводницам, покупавшим ему в
подарок ряженку.
На одной из станций музыкант вышел из вагона в ярко-желтом
наряде с вызывающе ярким меховым воротников, чем смутил проходящих
мимо солдат. Встретившись в вагоне с дембелями, Боуи намеревался
спросить, где можно найти открывашку, однако непосредственный
русский солдат помог ему открыть бутылку минералки при помощи своих
зубов.
Единственным неприятным случаем за всю поездку стала высадка в
Свердловске. Не выходя всю дорогу из купе, Боуи под давлением друга
решил немного размяться на платформе. Дэвид прихватил с собой
16-миллиметровую японскую камеру, на которую снимал все
происходящее вокруг, и принялся фотографировать стоящих неподалеку
охранников: «Русские нам сказали, что мы можем снимать всё, за
исключением военных объектов. Мы фотографировали на станции в
Свердловске, когда к нам подошёл человек в тёмных очках, одетый в
кожаную куртку, и потребовал отдать плёнку».
Боуи не стал отдавать отснятый материал предполагаемому агенту
КГБ, к тому же, поезд уже отправлялся. Подружившиеся с артистом
проводницы быстро затащили звезду в поезд, чтобы не возникла
потасовка.
Не только Боуи удивлял советских граждан: наблюдая за женщинами,
работающими на железной дороге, забивающими в шпалы костыли или
несущими топливо в тяжелых канистрах в лютый мороз, музыкант
недоумевал, в то время как для русских его появление было подобно
высадке марсианина.
Впечатления от Москвы
Пока друзья тешили друг друга мечтами о том, чтобы принять участие
в первомайском параде, что считалось большой честью для иностранца,
поезд прибыл в Москву.
30 апреля, спустя больше чем через неделю путешествия, Боуи
вышел в столице СССР в вызывающих оранжевых брюках, желтых ботинках
на платформе и кофейного цвета пиджаке с зелеными заплатками.
Артист и его друзья остановились в «Интуристе», а затем посетили
Первомайский парад: «Все члены партии маршируют на улицах, несут
красные флаги и поют патриотические песни. За этим весьма интересно
наблюдать: зрелище огромного количества людей, объединённых общей
целью, впечатляет».
Еще один друг Боуи – фотограф Лии Чайлдерс, столкнулся с проблемой
окончания срока визы: видимо, пора было возвращаться на Запад.
Однако Лии решил во что бы то ни стало посмотреть на первомайское
шествие,
и остался в стране незаконно.
Уже почти добравшись до аэропорта, Лии заехал в гостиницу к Боуи
и сообщил ему о своих планах, на что тот отреагировал следующим
образом: «Ты спятил! – в ужасе сказал Дэвид, – Мы же тебя больше
никогда не увидим! Это тебе не шутки шутить, это же Россия!».
Лии отшутился и поехал вместе с приставленным к нему гидом.
Отпросившись в туалет, он вылез через окно, спрятался и немного
подождал. Когда Лии вышел на улицу, он обнаружил, что в преддверии
празднества Москва перекрыта, а его гостиница полна солдат и
милиции. Фотографа доставили в гостиницу где-то на окраине, и с
утра, после того как Лии ускользнул из номера, ему пришлось пешком
добираться до центра. В конечном итоге Лии добрался до гостиницы,
где в это время завтракал Боуи и смог посмотреть парад. Однако уже
вскоре после этого за Лии явились милицейские и отправили его в
Берлин. После фотограф вспоминал: «Россия так достала меня, что
после нее попасть в Западный Берлин было все равно что пережить
кислотную эйфорию!»
Дорога домой
Дэвид тем временем гулял с друзьями по Москве, зашел в ГУМ, купив
там душистое мыло и трусы в качестве сувенира. МакКормак вспоминал
эту прогулку так: «Когда мы были в Москве, мы представляли собой
самое странное зрелище во всём городе. Мы ведь говорим о
рыжеволосом мужчине со сбритыми бровями! А тут ещё и я — с копной
чёрных кудрей! Мы выделялись».
Еще более разительный контраст музыканты составляли со встреченным
ими британским корреспондентом Бобом Мьюзелом, одетым в строгий
костюм. К тройке иностранцев, гуляющей по центру столицы, часто
подбегали дети и выпрашивали жвачки.
Троица прогулялась по Красной площади, зашла в мавзолей, Кремль
и спускалась в метро, очень поразившее Боуи. После прогулки Мьюзел
повел артистов в ресторан «Националь», где их встретили официанты с
крахмальными фартуками и официанты с салфетками, переброшенными
через руку. Атмосфера ресторана напомнила друзьям о лондонских
джентльмен-клубах, и они полакомились икрой, рыбой, вином и другими
русскими деликатесами.
Тем не менее, москвичей Боуи назвал людьми холодными, а сибиряков
вспоминал с теплом и называл их очень радушным народом. Однако
музыканту пора было лететь в Берлин. Так преодолев 8610 километров
в простом вагоне Транссибирской магистрали, Боуи, спустя 18 дней в
закрытой от посторонних глаз железным занавесом России, покинул
далекую и непонятную страну.
Из Берлина Боуи писал своему менеджеру, что даже написал
несколько песен о России. Действительно, спустя несколько лет у
музыканта вышел альбом «Station To Station», навеянный
впечатлениями мрачного переезда из Сибири в Москву.
Несмотря на то, что в СССР Дэвид пытался непредвзято
фотографировать то, что ему казалось интересным, на Западе СМИ
довольно быстро окрестили его работы подделками, формирующими
ложный позитивный образ советской России. Побывав еще два раза в
России, показав Москву Игги Попу и выступив с концертом в 1996,
Боуи остался недовольным московской публикой, и пообещал больше
никогда не возвращаться в Россию.
https://news.rambler.ru/.../38231416-devid-boui-kak-on.../