Детство в уютной тени ядерного гриба
kornev — 23.03.2023 Общаясь с комментаторами, я вдруг осознал, насколько по-разному относятся к перспективе ядерного апокалипсиса люди, пожившие во время Холодной войны, и молодежь, которая выросла уже после ее завершения. Здесь – настоящий водораздел между поколениями. Похоже, многим нынешним юным «снежинкам» идея о том, в любой момент может нешуточно начаться ядерная война, серьезно плющит сознание. Тогда как у нас, стариков, на такого рода страхи – железный иммунитет. Мы с самого детства жили в ситуации, когда в любой момент могла начаться тотальная термоядерная война между сверхдержавами, и от нас это никто не скрывал. Эту тему даже в школе проходили. Помню, в кабинете НВП все стены были завешаны плакатами на тему «последствия поражения ядерным, химическим и бактериологическим оружием». Там были нарисованы разрушенные города, а также обугленные, кашляющие и покрытые волдырями страдальцы, испытавшие на себе действие ОМП. Эта тема, конечно, проходилась в старших классах, но первоклассники могли свободно заходить в этот кабинет и с интересом разглядывать картинки. Притом зная из радио и телевизора, что это в любой момент может стать реальностью. Были даже практические тренировки - «вспышка справа», «вспышка слева», одевание противогаза и т.п. И это до сих пор воспринимается как некий нейтральный фон, ничуть не омрачавший наше детство. Помню, школьные хулиганы периодически подрисовывали на этих плакатах прикольные дополнения и комменты (интернета и соцсетей еще не было). Подозреваю, что у многих эта тема даже переплелась с ностальгией по счастливому советскому детству. Например, у Медведева, который на публику мрачно грозит ядерной войной, а на самом деле, подозреваю, просто гедонистически будит у себя приятные воспоминания о детских годах в уютной тени ядерного гриба.Вот написал это, и осознал, насколько же мы, советские люди, были «повернуты крышей», и как нынешняя молодежь должна от нас шарахаться. Хотя полезнее было бы наоборот: срочно обучиться нужному состоянию «крыши», чтобы не сойти с ума в новой реальности. Надо воспринимать все это с некой иронией и здоровым фатализмом.
Кстати, для жителей Брянщины, больше всех в РФ пострадавших от Чернобыля, ядерная война в каком-то смысле состоялась, что еще больше укрепило «иммунитет». Я после этого в лес по грибы-ягоды всегда ходил с дозиметром, чтобы не нарваться на «лучистую полянку». Скоро, похоже, придется брать с собой и миноискатель.
И еще одну вещь я внезапно осознал: все эти три десятилетия между окончанием старой Холодной войны и началом новой, тема «ядерного апокалипсиса» у меня никуда из сознания по-настоящему не выгружалась, а так и висела в фоновом режиме, забытая, но активированная. Обрушение советского строя вызвало столько проблем и новых забот, и было недосуг подумать, что «война-то закончилась, можно больше не бояться». Более того, это, похоже, подсознательно сыграло терапевтическую функцию, позволяя переносить жизненные невзгоды с оптимизмом и хорошим настроением. «По сравнению с ядерной войной все это ерунда», и «не нужно слишком заморачиваться проблемами, потому что завтра эта война, возможно, начнется, и эти проблемы обнулятся сами собой». Для многих людей, слишком зациклившихся на мелких проблемах, «терапия ядерной войной» может оказаться полезной.
- Доктор, у меня проблемы! Много проблем!
- Подумай о ядерной войне, сынок. Вот я и картинки подобрал.
- Да, стало получше.
|
</> |