Десять сталинских провалов: чистки в армии

топ 100 блогов werewolf000109.12.2019 Чистки в армии - один из сталинских провалов, причем я уверен что его следует рассматривать отдельно от 1937 года - это разные, хотя и родственные процессы. По видимому, это чья-то удачная провокация, на которую Сталин повелся и ослабил армию перед войной.
Итак, моя версия как это происходило.
Первое - Сталин в отличие от многих доподлинно знал, какую роль сыграла армия в феврале 1917 года. Знал про армейский заговор. Ему рассказал об этом Молотов, один из самых осведомленных о 1917 годе людей, член русского бюро РСДРП в феврале 1917 года. Именно потому что Молотов много знал о 1917 годе - Сталин держал его рядом с собой почти до самого конца.
Сталин поэтому в отличие от Троцкого никогда не доверял военспецам.
В 1930 году - случилось дело "Весна", которое мало известно, потому что по нему не расстреливали - дело о заговоре военспецов, которое сейчас считается сфабрикованным. А почему, собственно?
В 1936 году испанская армия восстала против правительства и началась гражданская война. На Сталина и сотоварищи это произвело мрачное впечатление - они все это примерили на себя и подумали - а сколько в СССР тех кто готов восстать?
И наконец кто-то, в 1937 году передал в СССР документы о "заговоре Тухачевского"

По воспоминаниям Шелленберга, в начале 1937 года через белогвардейского генерала Скоблина в руки шефа «полиции безопасности» III Рейха Гейдриха попал ряд документов, раскрывающих существование в среде высших офицеров РККА оппозиции Сталину. Гейдрих решил прощупать возможные связи между генералитетами вермахта и РККА, несмотря на опасения руководителя разведывательного бюро при германском МИДе Курта Янке о возможности двойной игры со стороны Скоблина (было известно, что жена Скоблина певица Надежда Плевицкая поддерживает связи с ГПУ). Тем не менее, Гитлер решил не раскручивать связи вермахта и РККА в Германии, а передать документы в СССР, добавив несколько бумаг, которые должны были убедить Сталина, что между руководством вермахта и РККА существует сговор. Для большей достоверности были разыграны ночные налёты на архив вермахта и управление военной разведки. Доказательства существования контактов между вермахтом и РККА действительно были обнаружены, хотя и не имели серьёзного объёма. Таким образом бумаги Скоблина и документы, похищенные из архива вермахта, должны были убедить Сталина, что в РККА существует фашистский заговор, целью которого является переворот и уничтожение самого Сталина, вкупе с установлением прогерманского режима в Москве. Посредником для переговоров выступил президент Чехословакии Бенеш, собственноручно написавший письмо Сталину. В Москве отреагировали быстро, предложив работать напрямую через посольство в Берлине. К удивлению немцев, Сталин предложил заплатить за документы. Гейдрих запросил 3 млн золотом. В начале мая 1937 года спецпосланник из Москвы, заплатив потребованные Гейдрихом миллионы, вывез документы в СССР[17]. По данным советского разведчика Л. Треппера, эти документы были сфальсифицированы.

Вариантов, кто мог спровоцировать это дело - несколько
1. Немцы
2. Белогвардейцы
3. Англичане - на мой взгляд, самое вероятное несмотря на отсутствие доказательств. Дело в том, что немцы примерно в то же время получили сообщение о заговоре в вермахте, но Гитлер оказался умнее Сталина и не поверил. Цель провокации многоуровневая - ослабить и там и там армию, посеять вражду между Россией и Германией, недоверие между армией и руководством страны. В случае с СССР - цель была достигнута идеально.

А дальше - просто руководство НКВД во главе с Ежовым поняло что так можно выслужиться - и начало дуть дела о заговорах в армии одно за другим, капая на воспаленный мозг Сталина. Который и так был параноиком - а постоянные сообщения о заговорах его окончательно доконали.
Итог.

1936

6 июля — арест командира 8-й мехбригады комдива Д. А. Шмидта[93][прим. 2].
7 июля — арест начальника штаба 18-й тяжёлой авиабригады майора Б. И. Кузьмичёва[94][прим. 2].
14 августа — арест заместителя командующего войсками ЛВО комкора В. М. Примакова[95][прим. 2][прим. 3].
15 августа — арест командира 25-й стрелковой дивизии комбрига М. О. Зюка[96][прим. 2].
20 августа — арест военного атташе в Великобритании комкора В. К. Путны[95][прим. 2][прим. 3].
2 сентября — арест армейского инспектора КВО комкора С. А. Туровского[97][прим. 2].
25 сентября — арест командира и военкома 97-й стрелковой дивизии комдива Ю. В. Саблина[98][прим. 2].
17 декабря — арест начальника штаба 66-й стрелковой дивизии полковника И. Л. Карпеля[99][прим. 2].

1937

23 февраля—5 марта — Пленум ЦК ВКП(б). Нарком обороны СССР К. Е. Ворошилов на заседании Пленума ЦК ВКП(б) заявлял: «…В армии к настоящему моменту вскрыто пока не так много врагов. Говорю — к счастью, надеясь, что в Красной Армии врагов вообще немного. Так оно и должно быть, ибо в армию партия посылает лучшие свои кадры; страна выделяет самых здоровых и крепких людей».
29 марта — Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение № 47/102, в первом пункте которого говорилось: «Предложить НКО уволить из рядов РККА всех лиц командно-начальствующего состава исключённых из ВКП(б) по политическим мотивам»[100].
12 мая — арест начальника Военной академии имени М. В. Фрунзе командарма 2-го ранга А. И. Корка[101][прим. 3].
15 мая — арест заместителя командующего МВО комкора Б. М. Фельдмана[102][прим. 3]
22 мая — аресты командующего ПриВО Маршала Советского Союза М. Н. Тухачевского[104][прим. 3] и председателя Центрального совета Осоавиахима СССР комкора Р. П. Эйдемана[102][прим. 3]. 26 мая после очных ставок с Примаковым, Путной и Фельдманом Тухачевский дал первые признательные показания, признав себя виновным в подготовке военного заговора в РККА, целью которого было насильственное свержение власти и установление в СССР военной диктатуры. Для реализации успеха якобы планировалось подготовить поражение РККА в будущей войне с Германией и, возможно, Японией.
28 мая — арест бывшего командующего КВО командарма 1-го ранга И. Э. Якира[104][прим. 3].
29 мая — арест командующего БВО командарма 1-го ранга И. П. Уборевича[104][прим. 3].
31 мая — самоубийство бывшего 1-го заместителя наркома обороны и начальника ПУРККА армейского комиссара 1-го ранга Я. Б. Гамарника[прим. 4]. Согласно исследованию Черушева, отстранённый от должности Гамарник опасался ареста и поэтому застрелился[105].
1—4 июня — внеочередное расширенное заседание Военного совета при наркоме обороны с участием Сталина, который не только выступил с речью, но и был самым активным участником прений. Заявив о раскрытии «военно-фашистского заговора» в Красной Армии, в котором якобы участвовали видные советские военачальники, Сталин потребовал развернуть кампанию по разоблачению заговорщиков, вредителей и шпионов, которых, по его словам, было много во всех государственных структурах, в том числе и в Вооружённых Силах.
7 июня — издан приказ НКО № 072, которым личному составу РККА было объявлено о существовании в армии контрреволюционной военной фашистской организации, конечной целью которой была ликвидация советского строя, свержение советской власти и рабоче-крестьянского правительства и восстановления в СССР капитализма; согласно этому приказу, в «руководящую верхушку» заговора входили 10 человек: Гамарник, Тухачевский, Якир, Уборевич, Корк, Примаков, заместитель командующего ОКДВА комкор М. В. Сангурский, Б. М. Фельдман, Путна и Эйдеман[106].
11 июня — дело по обвинению Тухачевского, Уборевича и Якира, Корка, Б. М. Фельдмана, Эйдемана, Примакова и Путны в шпионаже, измене Родине и подготовке террористических актов было рассмотрено в закрытом заседании Специального судебного присутствия Верховного Суда СССР. В 23 часа 35 минут был оглашён приговор — всех восьмерых приговорили к смертной казни.
12 июня — издан приказ НКО № 96, которым личному составу РККА было объявлено о вынесении смертного приговора руководителям «военно-фашистского заговора» в Красной Армии. Цели заговорщиков были названы те же, что и в приказе НКО № 072, но в числе руководителей уже было названо девять человек — застрелившийся Гамарник и осуждённые на процессе 8 высших командиров; из их числа «исчез» Сангурский[107].
13 июня — приказ НКО № 96 опубликован в «Правде»[108].
21 июня — издан совместный приказ НКО и НКВД № 082, согласно которому участники контрреволюционных и вредительских фашистских организаций, явившиеся с повинной, рассказавшие о своих преступлениях и сдавшие всех своих сообщников, не подлежали аресту и уголовному преследованию[109].
Июнь — военным советам округов и флотов предоставлено право увольнять и санкционировать аресты офицеров[110].
31 июля — Политбюро ЦК ВКП(б) обязало «обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий» обеспечить трудоустройство уволенных офицеров, в том числе исключённых из ВКП(б) по политическим мотивам, в предприятия и учреждения хозяйственных наркоматов[111].
11 августа — издан приказ НКВД № 00485, который предписывал к 20 ноября 1937 произвести аресты людей ряда категорий, связанных с ПОВ; в первую очередь подлежали аресту, в том числе, военнослужащие Красной Армии и работники оборонных предприятий и цехов[112].
17 октября — издан приказ НКО № 0163, которым военным советам было воспрещено увольнение офицеров, а отстранения по политическим мотивам требовалось по телеграфу согласовывать с наркомом обороны[113].

1938

Январь — январский пленум ЦК ВКП(б) принял постановление «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключённых из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков»[114], сыгравшее положительную роль в кампании по восстановлению в партии несправедливо исключённых офицеров и возвращению их в РККА[115].
20 января — в рамках решений январского пленума ЦК ВКП(б) издана директива Е. А. Щаденко № УН 9/19/974, предписывающая пересмотреть все представления к увольнению и произведённые увольнения за весь 1937 г., «чтобы всех неправильно уволенных вернуть в РККА»[116].
8 июня — Главный военный совет РККА (ГВС) постановил уволить из ОКДВА командиров и политработников следующих национальностей: немцы, поляки, латыши, эстонцы, корейцы, финны, литовцы, турки, румыны, венгры и болгары, а также очистить командно-политические кадры округа «от врагов народа, от сомнительных и морально разложившихся элементов»[117].
22 июня — ГВС постановил в кратчайший срок закончить очистку комначполитсостава ЛВО «от лиц, непригодных для службы в приграничном округе»[118].
24 июня — ГВС постановил уволить из приграничных военных округов офицеров следующих национальностей: немцы, поляки, латыши, эстонцы, корейцы, финны, литовцы, турки, румыны, венгры и болгары, а также передать всех офицеров этих национальностей вне зависимости от места несения службы, если на них имеются компрометирующие материалы, органам НКВД[119]. Издана директива НКО № 200/ш, текст которой до сих пор не выявлен; согласно исследованиям историков, она предписывала уволить из РККА комначсостав национальностей, имеющих независимую государственность. Обычно указывают, что к таковым относились поляки, немцы, румыны, латыши, литовцы, финны, эстонцы, корейцы и др.[120][121]
27 июня — ГВС постановил принять предложение Л. З. Мехлиса об изъятии из ДКФ, ЗабВО и СибВО «всех колчаковцев, активно боровшихся против советской власти»[122].
17 ноября — СНК СССР и ЦК ВКП(б) принято постановление «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», которым ликвидировались тройки НКВД[123]. Постановление способствовало изменениям в работе органов НКВД и юстиции и, как следствие, созданию более благоприятных условий для соблюдения законности[124][125][126].



В своих воспоминаниях Маршал Советского Союза А. И. Ерёменко так охарактеризовал репрессии в РККА[174]:

Товарищ Сталин значительно повинен в истреблении военных кадров перед войной, что отразилось на боеспособности армии.

Мнение генерала армии А. В. Горбатова:

Считалось, что противник продвигается столь быстро из-за внезапности его нападения и потому, что Германия поставила себе на службу промышленность чуть ли не всей Европы. Конечно, это было так. Но меня до пота прошибли мои прежние опасения: как же мы будем воевать, лишившись стольких опытных командиров ещё до войны? Это, несомненно, была, по меньшей мере, одна из главных причин наших неудач, хотя о ней не говорили или представляли дело так, будто 1937—1938 годы, очистив армию от «изменников», увеличили её мощь.[175]

Маршал Советского Союза А. М. Василевский полагал, что репрессии 1937 года сыграли значительную роль в истории СССР:

Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я кроме парфюмоманьячности ж еще и фильмоголик) не могу без хороших фильмов, что ж поделать. Правда тут села смотреть анимешный сериал и "Американского папашу" с 7 по 5ый сезоны. Именно в обратном порядке. Кстати, что интересно - я могу смотреть  мультипликационные сериалы, но не ...
В старом споре между верующими и атеистами один из верующих сказал: Давайте останемся при своих. Будем считать, что вы, атеисты, произошли от обезьяны. А мы, верующие – Божественное творение. На что получил ответ: Хорошо, но давайте теперь сравним атеиста с обезьяной – какой ...
Пару дней назад мне в руки попала газета «Комсомольская правда». На первой полосе броский заголовок: «За “Единую Россию” – 56%!!!». «О, заказушка», - подумал я. И, судя по всему, не ошибся. Наслаждайтесь, друзья: * * * Пропагандисты «Единой России» ...
. Пришлось его успокаивать его же собственным методом - дрыном по башке, и надо отметить - Мамай проделал это блестяще.. Навстречу бежали люди из обслуживающего персонала группы. Злоба. Он глубоко вздохнул, стараясь сконцентрироваться, затем ...
мне кажется, что людям, которые смотрят сериалы (особенно больше одного за раз), некуда девать свою жизньопомнитесь, любители хауса и чего вы там еще любите! сколько вам там осталось? вы хотите потратить это время на какое-то говно?PS тут блоггеры ...