Десять сталинских провалов: чистки в армии

топ 100 блогов werewolf000109.12.2019 Чистки в армии - один из сталинских провалов, причем я уверен что его следует рассматривать отдельно от 1937 года - это разные, хотя и родственные процессы. По видимому, это чья-то удачная провокация, на которую Сталин повелся и ослабил армию перед войной.
Итак, моя версия как это происходило.
Первое - Сталин в отличие от многих доподлинно знал, какую роль сыграла армия в феврале 1917 года. Знал про армейский заговор. Ему рассказал об этом Молотов, один из самых осведомленных о 1917 годе людей, член русского бюро РСДРП в феврале 1917 года. Именно потому что Молотов много знал о 1917 годе - Сталин держал его рядом с собой почти до самого конца.
Сталин поэтому в отличие от Троцкого никогда не доверял военспецам.
В 1930 году - случилось дело "Весна", которое мало известно, потому что по нему не расстреливали - дело о заговоре военспецов, которое сейчас считается сфабрикованным. А почему, собственно?
В 1936 году испанская армия восстала против правительства и началась гражданская война. На Сталина и сотоварищи это произвело мрачное впечатление - они все это примерили на себя и подумали - а сколько в СССР тех кто готов восстать?
И наконец кто-то, в 1937 году передал в СССР документы о "заговоре Тухачевского"

По воспоминаниям Шелленберга, в начале 1937 года через белогвардейского генерала Скоблина в руки шефа «полиции безопасности» III Рейха Гейдриха попал ряд документов, раскрывающих существование в среде высших офицеров РККА оппозиции Сталину. Гейдрих решил прощупать возможные связи между генералитетами вермахта и РККА, несмотря на опасения руководителя разведывательного бюро при германском МИДе Курта Янке о возможности двойной игры со стороны Скоблина (было известно, что жена Скоблина певица Надежда Плевицкая поддерживает связи с ГПУ). Тем не менее, Гитлер решил не раскручивать связи вермахта и РККА в Германии, а передать документы в СССР, добавив несколько бумаг, которые должны были убедить Сталина, что между руководством вермахта и РККА существует сговор. Для большей достоверности были разыграны ночные налёты на архив вермахта и управление военной разведки. Доказательства существования контактов между вермахтом и РККА действительно были обнаружены, хотя и не имели серьёзного объёма. Таким образом бумаги Скоблина и документы, похищенные из архива вермахта, должны были убедить Сталина, что в РККА существует фашистский заговор, целью которого является переворот и уничтожение самого Сталина, вкупе с установлением прогерманского режима в Москве. Посредником для переговоров выступил президент Чехословакии Бенеш, собственноручно написавший письмо Сталину. В Москве отреагировали быстро, предложив работать напрямую через посольство в Берлине. К удивлению немцев, Сталин предложил заплатить за документы. Гейдрих запросил 3 млн золотом. В начале мая 1937 года спецпосланник из Москвы, заплатив потребованные Гейдрихом миллионы, вывез документы в СССР[17]. По данным советского разведчика Л. Треппера, эти документы были сфальсифицированы.

Вариантов, кто мог спровоцировать это дело - несколько
1. Немцы
2. Белогвардейцы
3. Англичане - на мой взгляд, самое вероятное несмотря на отсутствие доказательств. Дело в том, что немцы примерно в то же время получили сообщение о заговоре в вермахте, но Гитлер оказался умнее Сталина и не поверил. Цель провокации многоуровневая - ослабить и там и там армию, посеять вражду между Россией и Германией, недоверие между армией и руководством страны. В случае с СССР - цель была достигнута идеально.

А дальше - просто руководство НКВД во главе с Ежовым поняло что так можно выслужиться - и начало дуть дела о заговорах в армии одно за другим, капая на воспаленный мозг Сталина. Который и так был параноиком - а постоянные сообщения о заговорах его окончательно доконали.
Итог.

1936

6 июля — арест командира 8-й мехбригады комдива Д. А. Шмидта[93][прим. 2].
7 июля — арест начальника штаба 18-й тяжёлой авиабригады майора Б. И. Кузьмичёва[94][прим. 2].
14 августа — арест заместителя командующего войсками ЛВО комкора В. М. Примакова[95][прим. 2][прим. 3].
15 августа — арест командира 25-й стрелковой дивизии комбрига М. О. Зюка[96][прим. 2].
20 августа — арест военного атташе в Великобритании комкора В. К. Путны[95][прим. 2][прим. 3].
2 сентября — арест армейского инспектора КВО комкора С. А. Туровского[97][прим. 2].
25 сентября — арест командира и военкома 97-й стрелковой дивизии комдива Ю. В. Саблина[98][прим. 2].
17 декабря — арест начальника штаба 66-й стрелковой дивизии полковника И. Л. Карпеля[99][прим. 2].

1937

23 февраля—5 марта — Пленум ЦК ВКП(б). Нарком обороны СССР К. Е. Ворошилов на заседании Пленума ЦК ВКП(б) заявлял: «…В армии к настоящему моменту вскрыто пока не так много врагов. Говорю — к счастью, надеясь, что в Красной Армии врагов вообще немного. Так оно и должно быть, ибо в армию партия посылает лучшие свои кадры; страна выделяет самых здоровых и крепких людей».
29 марта — Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение № 47/102, в первом пункте которого говорилось: «Предложить НКО уволить из рядов РККА всех лиц командно-начальствующего состава исключённых из ВКП(б) по политическим мотивам»[100].
12 мая — арест начальника Военной академии имени М. В. Фрунзе командарма 2-го ранга А. И. Корка[101][прим. 3].
15 мая — арест заместителя командующего МВО комкора Б. М. Фельдмана[102][прим. 3]
22 мая — аресты командующего ПриВО Маршала Советского Союза М. Н. Тухачевского[104][прим. 3] и председателя Центрального совета Осоавиахима СССР комкора Р. П. Эйдемана[102][прим. 3]. 26 мая после очных ставок с Примаковым, Путной и Фельдманом Тухачевский дал первые признательные показания, признав себя виновным в подготовке военного заговора в РККА, целью которого было насильственное свержение власти и установление в СССР военной диктатуры. Для реализации успеха якобы планировалось подготовить поражение РККА в будущей войне с Германией и, возможно, Японией.
28 мая — арест бывшего командующего КВО командарма 1-го ранга И. Э. Якира[104][прим. 3].
29 мая — арест командующего БВО командарма 1-го ранга И. П. Уборевича[104][прим. 3].
31 мая — самоубийство бывшего 1-го заместителя наркома обороны и начальника ПУРККА армейского комиссара 1-го ранга Я. Б. Гамарника[прим. 4]. Согласно исследованию Черушева, отстранённый от должности Гамарник опасался ареста и поэтому застрелился[105].
1—4 июня — внеочередное расширенное заседание Военного совета при наркоме обороны с участием Сталина, который не только выступил с речью, но и был самым активным участником прений. Заявив о раскрытии «военно-фашистского заговора» в Красной Армии, в котором якобы участвовали видные советские военачальники, Сталин потребовал развернуть кампанию по разоблачению заговорщиков, вредителей и шпионов, которых, по его словам, было много во всех государственных структурах, в том числе и в Вооружённых Силах.
7 июня — издан приказ НКО № 072, которым личному составу РККА было объявлено о существовании в армии контрреволюционной военной фашистской организации, конечной целью которой была ликвидация советского строя, свержение советской власти и рабоче-крестьянского правительства и восстановления в СССР капитализма; согласно этому приказу, в «руководящую верхушку» заговора входили 10 человек: Гамарник, Тухачевский, Якир, Уборевич, Корк, Примаков, заместитель командующего ОКДВА комкор М. В. Сангурский, Б. М. Фельдман, Путна и Эйдеман[106].
11 июня — дело по обвинению Тухачевского, Уборевича и Якира, Корка, Б. М. Фельдмана, Эйдемана, Примакова и Путны в шпионаже, измене Родине и подготовке террористических актов было рассмотрено в закрытом заседании Специального судебного присутствия Верховного Суда СССР. В 23 часа 35 минут был оглашён приговор — всех восьмерых приговорили к смертной казни.
12 июня — издан приказ НКО № 96, которым личному составу РККА было объявлено о вынесении смертного приговора руководителям «военно-фашистского заговора» в Красной Армии. Цели заговорщиков были названы те же, что и в приказе НКО № 072, но в числе руководителей уже было названо девять человек — застрелившийся Гамарник и осуждённые на процессе 8 высших командиров; из их числа «исчез» Сангурский[107].
13 июня — приказ НКО № 96 опубликован в «Правде»[108].
21 июня — издан совместный приказ НКО и НКВД № 082, согласно которому участники контрреволюционных и вредительских фашистских организаций, явившиеся с повинной, рассказавшие о своих преступлениях и сдавшие всех своих сообщников, не подлежали аресту и уголовному преследованию[109].
Июнь — военным советам округов и флотов предоставлено право увольнять и санкционировать аресты офицеров[110].
31 июля — Политбюро ЦК ВКП(б) обязало «обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий» обеспечить трудоустройство уволенных офицеров, в том числе исключённых из ВКП(б) по политическим мотивам, в предприятия и учреждения хозяйственных наркоматов[111].
11 августа — издан приказ НКВД № 00485, который предписывал к 20 ноября 1937 произвести аресты людей ряда категорий, связанных с ПОВ; в первую очередь подлежали аресту, в том числе, военнослужащие Красной Армии и работники оборонных предприятий и цехов[112].
17 октября — издан приказ НКО № 0163, которым военным советам было воспрещено увольнение офицеров, а отстранения по политическим мотивам требовалось по телеграфу согласовывать с наркомом обороны[113].

1938

Январь — январский пленум ЦК ВКП(б) принял постановление «Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключённых из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков»[114], сыгравшее положительную роль в кампании по восстановлению в партии несправедливо исключённых офицеров и возвращению их в РККА[115].
20 января — в рамках решений январского пленума ЦК ВКП(б) издана директива Е. А. Щаденко № УН 9/19/974, предписывающая пересмотреть все представления к увольнению и произведённые увольнения за весь 1937 г., «чтобы всех неправильно уволенных вернуть в РККА»[116].
8 июня — Главный военный совет РККА (ГВС) постановил уволить из ОКДВА командиров и политработников следующих национальностей: немцы, поляки, латыши, эстонцы, корейцы, финны, литовцы, турки, румыны, венгры и болгары, а также очистить командно-политические кадры округа «от врагов народа, от сомнительных и морально разложившихся элементов»[117].
22 июня — ГВС постановил в кратчайший срок закончить очистку комначполитсостава ЛВО «от лиц, непригодных для службы в приграничном округе»[118].
24 июня — ГВС постановил уволить из приграничных военных округов офицеров следующих национальностей: немцы, поляки, латыши, эстонцы, корейцы, финны, литовцы, турки, румыны, венгры и болгары, а также передать всех офицеров этих национальностей вне зависимости от места несения службы, если на них имеются компрометирующие материалы, органам НКВД[119]. Издана директива НКО № 200/ш, текст которой до сих пор не выявлен; согласно исследованиям историков, она предписывала уволить из РККА комначсостав национальностей, имеющих независимую государственность. Обычно указывают, что к таковым относились поляки, немцы, румыны, латыши, литовцы, финны, эстонцы, корейцы и др.[120][121]
27 июня — ГВС постановил принять предложение Л. З. Мехлиса об изъятии из ДКФ, ЗабВО и СибВО «всех колчаковцев, активно боровшихся против советской власти»[122].
17 ноября — СНК СССР и ЦК ВКП(б) принято постановление «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», которым ликвидировались тройки НКВД[123]. Постановление способствовало изменениям в работе органов НКВД и юстиции и, как следствие, созданию более благоприятных условий для соблюдения законности[124][125][126].



В своих воспоминаниях Маршал Советского Союза А. И. Ерёменко так охарактеризовал репрессии в РККА[174]:

Товарищ Сталин значительно повинен в истреблении военных кадров перед войной, что отразилось на боеспособности армии.

Мнение генерала армии А. В. Горбатова:

Считалось, что противник продвигается столь быстро из-за внезапности его нападения и потому, что Германия поставила себе на службу промышленность чуть ли не всей Европы. Конечно, это было так. Но меня до пота прошибли мои прежние опасения: как же мы будем воевать, лишившись стольких опытных командиров ещё до войны? Это, несомненно, была, по меньшей мере, одна из главных причин наших неудач, хотя о ней не говорили или представляли дело так, будто 1937—1938 годы, очистив армию от «изменников», увеличили её мощь.[175]

Маршал Советского Союза А. М. Василевский полагал, что репрессии 1937 года сыграли значительную роль в истории СССР:

Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
25 лет назад произошло эпохальное событие, изменившее жизнь миллионов людей к лучшему - практически бескровно распался Советский Союз. Власть большевистской банды, прошедшей на крови и обмане, закончилась бесславно и и тихо. Мир не потрясли катаклизмы, солнце не упало с небес. СССР ...
18:49:56 DSC_7096 Taken on January 16, 2016 Nikon D60 ,18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/6.3 55.0 mm 1/200 200 Barcelona, Catalonia, ES Eixample, ...
Вчера, на сайте были опубликованы мурзилки по изменениям в правилах и наказаниях вступившие в силу с 01/01/2013 Чего то не хотят большие картинки подвешиваться. Вот тут pdf Ну так что, у кого какой баттхёрт в этой ...
Давайте ПЕРВУЮ серию сезона сегодня посмотрим. До того, как задания разбирать, надо посмотреть весь сезон. Сегодня начнем, завтра в течение дня постараемся закончить. Давайте обсуждать серии, независимо от теста пока. И те, кто тестирование проходили, и те, кто не проходили, ...
Почему, когда кто-то очень аккуратный, сразу все говорят, что у него какой-то психоз, либо какая-то страшная травма детства. Либо это кто-то, кто жил в страшной бедности, т.е. тоже травма, связанная с вещами (и их драгоценностью). Мы вот недавно в очередной раз обсуждали с М. его семью, ...