Денег нет, но вы держитесь
doora — 08.10.2022Я вот не военный аналитик в отличие от многих сейчас, но я зато финансовый, и некоторые вещи в силу своей бывшей профессии знаю очень хорошо. На этой неделе Медуза и Инсайдер опубликовали по заметке про российский бюджет-2023. Медуза пишет что бюджет сверстан исходя из официального прогноза падения ВВП 0.8%, что очень оптимистично — Центробанк предсказывает 1-4% падения (молодцы какие, предсказали примерно весь спектр), Всемирный Банк остановился на 3.4%. Это при том что в прогнозе уже учитывается очень небольшое падение нефтегаза. То есть, как отмечают собеседники Медузы, бюджет сверстан исходя из нужд по расходам, а не из возможностей по доходам.
Как это происходит, я себе примерно представляю. Отдел прогнозирования доходов говорит что исходя из прогноза Минэкономики по отраслям, доходы могут быть вот такими-то, департаменты по расходам представляют свои планы расходов, сводный отдел сводит с таким-то дефицитом. Руководство говорит такой-то дефицит нас не устраивает, расходы снижать нельзя, плохо будет выглядеть, если только по факту не доплатить (что в кризис обычно и делают, не доплачивают всякому инфраструктурному строительству и регионам), так что давайте прогнозируйте доходы получше. Тогда обычно Минэкономики повышает прогнозы по отраслям, еще иногда Минфин повышает «собираемость» налогов. В общем натягивают как могут на глобус сову. Вот это, по мнению собеседников Медузы и происходит с бюджетом сейчас. Пикантность в том что 0.8% падения — это оптимистичный прогноз до мобилизации.
В структуре расходов повышение только по оборонным статьям — с примерно трех триллионов рублей до примерно пяти, это включает секретную часть, но более подробной разбивки нет. Больше ничего не повышают — ни социалку, ни поддержку экономики.
А Инсайдер в свою очередь пишет что повышение оборонных расходов с трех до пяти триллионов не обеспечит нужд мобилизации. Там сложно провести хоть какой-нибудь анализ, поскольку две трети оборонного бюджета секретные, открыта только часть по снабжению армии (продукты, форма — такое) и денежное довольствие военнослужащих. Секретные две трети обычно идут на ВПК и закупку оружия, оставшийся триллион распределяется примерно пополам между денежным довольствием и снабжением. Учитывая возросшие нужды ВПК и то что выбывшее оружие придется как-то восполнять, сложно ожидать что эти расходы не будут повышены как минимум в полтора раза. Снабжение тоже оставляет желать лучшего как показала война — его бы тоже поднять раза в два на каждого служащего, а служащих фактически становится в два раза больше за счет мобилизации. То есть либо на выплаты мобилизованным и всякие там гробовые не остается ничего, либо никак не увеличивается снабжение по сравнению с бюджетом этого года, то есть на человека будет в два раза меньше.
Я подозреваю что будет использован третий проверенный прием — обязательства по выплатам мобилизованным и семьям погибших, а также по снабжению спустят на регионы, и там уж каждый сокращает что может — строительство и инфраструктуру в первую очередь, потом зарплаты учителей и врачей.
|
</> |