День в истории. Один из классиков соцреализма


Владимир Серов (1910—1968). Зимний взят. 1954
21 июля — день рождения Владимира Серова (1910—1968), классика соцреализма. Главный жанр творчества художника — монументальная историческая живопись, революционная тема. Длительное время мастер был, что называется, «на коне». И это вызвало острую враждебность к нему со стороны, так сказать, художественной «оппозиции».
Так, художник-авангардист Александр Лабас (1900—1983) отзывался о Серове так:
«На протяжении долгих лет мне приходилось встречаться со многими художниками, но такого я себе даже не представлял. Он нисколько не похож на художника, словно сделан из совершенно другого теста. У меня было такое неприятное чувство, будто приехал барин, самовлюблённый, холодный, расчётливый, думающий только о себе. Толстяк, ловкач, хитрец, коварный и алчный, эдакий коршун, быстро умеющий сориентироваться и надеть маску доброжелательного, симпатичного человека, радеющего о государственном деле.

Декрет о мире. 1957

Декрет о земле. 1957
У него много приёмов, которые тщательно отработаны. Многие на это покупались — он словно гипнотизировал, острил, будто бы гладил вас по головке, а женщинам незаметно ловко отпускал комплименты. Когда он что-то резко критиковал, то извинялся, говоря, что это его сугубо личная точка зрения, а вообще он принимает любой стиль и почерк. Но я-то видел, что это только завеса... Так и мне всё время казалось, что Серов не улавливает самого главного: он не понимает искусства, настоящую живопись, её глубокий смысл. То, что он никакой не живописец, это бесспорно, это видно по его картинам. Он этого, конечно, не понимает и, наоборот, думает, что всё у него прекрасно, а мы, бедные художники, целиком у него в руках и от него зависим. Это он правильно понимает, потому что так и есть на самом деле, и это наше несчастье и большая беда, что нами уж очень долго управляют такие „художники“».

Ленин провозглашает Советскую власть. Первый вариант картины, 1947. На втором варианте, написанном в 1962-м, Сталин исчез

Ленин провозглашает Советскую власть. Второй вариант картины. 1962

23 января 1924 года. Горки. Похороны В.И. Ленина. 1962—1964

В Смольном. 1957

Ждут сигнала. (Перед штурмом). 1957

Ходоки у В.И. Ленина. 1950

Портрет В.И. Ленина. Репродукцию именно этой работы Серова в 1962 году, судя по фотографиям, несли во время волнений рабочие в Новочеркасске
Однако говорить о бездарности работ Серова сейчас, когда с ухода мастера из жизни миновало уже более полувека, а картины его не забываются, никак не приходится. Бездарные работы не помнят так долго. А в том, что их отлично помнят, убедиться нетрудно — достаточно погуглить в Сети «фотожабы» по его картине «Ходоки у В.И. Ленина». Там можно найти всё: и Ленина, играющего в карты с ходоками, и Ильича с ходоками в Макдональдсе, ходоков и ждуна, пробуждающегося Адама Микеланджело с Лениным (вместо бога), обнажённую Данаю Рембрандта с ходоками, и разнообразных инопланетных существ...
Или вот, произведение современного немецкого художника по мотивам Серова:

Георг Базелиц (1938 г.р.). «Ходоки у В.И. Ленина (Серов)». 1999
На первый взгляд, на картине ничего не понятно, это какая-то абстракция. Но на самом деле на ней действительно изображены три ходока, вот только... вверх ногами. Изображение Ильича на холсте отсутствует. Произведение Базелица было продано на аукционе Кристи в 2015 году за четверть миллиона долларов США.

Владимир Серов работает над картиной «Последний патрон». Блокадный Ленинград. 1942

Автопортрет периода блокады Ленинграда. 1941