День в истории. Маршал Советского Союза против журнала "Огонёк"
maysuryan — 24.11.2022Маршал Советского Союза Сергей Фёдорович Ахромеев (1923—1991)
23 ноября 1989 года Маршал Советского Союза Сергей Ахромеев направил письмо в редакцию знаменитого тогда перестроечного журнала «Огонёк», который имел миллионные тиражи и огромную популярность. У письма этого была своя предыстория.
В октябре того же года «Огонёк» поместил на свою обложку фотографию ветерана войны, держащего в руках книжку И. Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза». Лицо ветерана было перечёркнуто хлёсткой надписью «Сталин с ними!». Такая эпатажная по тем временам обложка (общество ещё не привыкло к тому, что ветеранов войны ни во что не ставят, а тем более, что стало обыденным при Ельцине, разгоняют дубинками на митингах или, как на постмайданной Украине, поливают зелёнкой) привлекала к себе внимание.
Одновременно в том же номере журнала была помещена подборка читательских писем под общим заголовком «За что нас не любят». Ниже приводятся типичные отрывки.
Пишет ветеран партии, войны и труда П. Блинов из города Николаев: «Сахаров, Сахаров... Он стал депутатом-то лишь на митинговой, антикоммунистической теме. Если Дон-Кихот воевал с ветряными мельницами, то вы — с мертвецами. Я верю, что обманутый вами и всякого рода неформалами рабочий класс на следующих выборах вышвырнет этих интеллигентных болтунов типа Сахарова из рабоче-крестьянского парламента... Пятьдесят лет я выписывал "Огонёк", когда он действительно был о г о н ь к о м; вы его превратили в пепел. И пока вы там сидите — по недоразумению ли? — я от подписки отказываюсь. Буду всё делать, что в моих руках, чтобы на ваш журнал и другие не подписывались».
Из другого письма, 6 подписей из города Бердск: «Мы опять придём к разделению на богатых и бедных, то есть к тому, от чего отказались сразу же после революции. Пробудись сейчас К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, да они бы со стыда и позора попросили, чтобы их опять закопали».
Третье письмо, пишет Григорий Павленко, полковник в отставке, член КПСС с 1941 года, участник Великой Отечественной войны: «Я с большим вниманием слежу за вашим журналом, и в конце концов пришёл конец моему терпению читать ваши публикации врагов народа и бывших контрреволюционеров и сынков недобитых белогвардейцев; сынков кулаков и недобитых буржуев. До чего вы дописались!
Журнал ваш как только не поносит всех руководителей партии и народа, с которыми народу пришлось возрождать индустриализацию, ковать победу в тяжёлые годы войны!.. Придёт время, и вы будете держать ответ: кому служите и на кого работаете, если это можно назвать работой».
Всего журнал получил в качестве откликов на эту обложку и эту подборку писем около 9 тысяч писем, по его собственным данным, и за, и против. Но самое весомое, пожалуй, письмо пришло от маршала Ахромеева.
Вот что писал маршал, который спустя полтора года после этой переписки стал одним из погибших в Августе 1991 года. Свою оценку маршал изложил в конце общей статьи по армейским проблемам (где тоже критиковал журнал): «Вы поместили на обложке Вашего журнала полковника-танкиста с книгой Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза» в руках, закрыв его лицо надписью: «Сталин с ними» (не с ним, а с ними). Я не могу согласиться с политической позицией этого полковника. Демонстрация книги Сталина, как я понимаю, показывает его позицию. Но у него на груди семь нашивок за ранения на фронтах Великой Отечественной войны. Прошу обратить внимание — семь, и из них три тяжёлых! Но Вы не проявили уважения даже к человеку, принявшему такие муки и пролившему такую кровь за Отечество. Попробовала бы мужская часть редакционной коллегии журнала «Огонёк» хоть раз сходить в атаку на фашистскую оборону, гореть в танке, быть раненными хотя бы один раз... Если бы Вы такое испытали, Вы не были бы такими жестокими. Какого милосердия и для кого можно ждать от Вас?».
1988 год. Встреча в Белом доме президента США Рональда Рейган и начальника Генерального штаба ВС СССР маршала Ахромеева
1988 год. Маршалу Ахромееву в США во время посещения фермы Дир-Крик вручают индейский головной убор
Редакция журнала отвечала на это маршалу Советского Союза, который и сам был ветераном войны: «Попытка объявить ветерана, прижимающего к груди сталинский томик, стоящего под трёхцветным российским знаменем, воплощением всех ветеранов войны оскорбительна прежде всего для ветеранов».
Вот такая вышла дискуссия либерального журнала и маршала... Что тут добавить? За два дня до смерти, 22 августа 1991 года, Сергей Фёдорович писал президенту СССР М.С. Горбачёву: «Почему я приехал в Москву по своей инициативе — никто меня из Сочи не вызывал — и начал работать в «Комитете» [ГКЧП]? Ведь я был уверен, что эта авантюра потерпит поражение, а приехав в Москву, ещё раз убедился в этом. Дело в том, что, начиная с 1990 года, я был убеждён, как убеждён и сегодня, что наша страна идёт к гибели. Вскоре она окажется расчленённой. Я искал способ громко заявить об этом». В своей записной книжке в те дни он записал: «Пусть в истории хоть останется след — против гибели такого великого государства протестовали».
А когда С. Ахромеев в дни августа 1991-го погиб в результате странного «самоубийства» (почему-то маршал выбрал в качестве способа свести счёты с жизнью петлю, хотя у него имелось огнестрельное оружие), и был похоронен, то в ночь после похорон его могила была вскрыта, а маршальский мундир — похищен. И к нему тоже, пользуясь его выражением, «не проявили уважения»...
В чём-то похожей на судьбу маршала оказалась и судьба того ветерана Красной Армии, из-за снимка которого и возникла вся эта дискуссия. Это был полковник в отставке Виктор Ефимович Никитенков (1927—1998), участник взятия Берлина и Кёнигсберга, получивший на фронте семь ранений. На фронт он пошёл 16-летним, подделав документы и прибавив в них себе год. Вот другая его фотография:
Сделана она была 9 Мая 1994 года, когда он один пришёл с красным флагом на Поклонную гору в Москве. Ветерана обступила толпа ельцинистов с криками: «Убери тряпку!». Но он не позволил отнять флаг, и не стал его убирать. В 90-е годы Виктор Ефимович был бессменным участником многих антиельцинских акций. А погиб он в 1998 году, у подъезда своего дома, когда переходил дорогу в строго положенном месте. Сбила его иномарка, владельцев которой так и не разыскали...
Так оба ветерана, и полковник, и маршал, ушли в Святые Девяностые...
Действует параллельный блогу ДЗЕН-КАНАЛ
Подписывайтесь, если понравилось.
|
</> |