День в истории. Любимый художник Сталина против Сальвадора Дали
maysuryan — 11.08.2022Александр Герасимов. Художники на даче у Сталина. 1951 год. Автор картины — рядом со Сталиным, с трубкой
12 августа (31 июля) — день рождения Александра Герасимова (1881—1963), которого называют «любимым художником Сталина».
Из статьи Александра Герасимова «Распад буржуазного искусства» в журнале «Огонёк» за май 1949 года:
«Чем иным, как не издёвкой над зрителем, можно назвать полотна «ведущих» буржуазных живописцев, изображающих вместо людей каких-то ублюдочных уродов с разложившимися от гниения лицами? У каждого нормального человека такие «картины» не могут вызвать ничего, кроме отвращения. А вот за рубежом находятся искусствоведы и критики, объявляющие этот бред шедевром и призывающие художников обращаться не только к духовному облику человека, но и к его «внутренностям», «ко всей человеческой машине».
Такое «искусство» способно довести зрителя до нервного потрясения. Да так оно и бывает. Не так давно в Америке небезызвестный художник-сюрреалист Сальвадор Дали, девиз которого — «Параноик пользуется реальной действительностью для утверждения обуревающей его идеи», встретился со своеобразным «протестом» против «новаторского» оформления им (Дали) витрин универсального магазина. Об этом рассказывает Дерек Картэн в книге «Такова Америка». «Дали, — пишет Картэн, — понаставил в витринах обычное для него огромное скопище причудливых и слегка непристойных предметов». И когда художник задумал поместить эти предметы в ванну, «отороченную мехом», то «ошарашенный и возмущенный нью-йоркский житель проник в универсальный магазин и разыскал Дали. Между ними завязалась жестокая драка... В конце концов Сальвадор Дали вылетел из своей витрины, прижимая к себе ванну и выкрикивая дикие проклятья...»
Сальвадор Дали (1904—1989)
О моральном бесстыдстве и безнравственности буржуазного искусства свидетельствует и скульптура Генри Мура «Семейная группа». Вместо людей скульптор изображает каких-то доисторических животных с головами пресмыкающихся.
А между тем буржуазная критика оценила это уродство, как гениальное произведение. Американский журнал «Мэгэзин оф Арт» поместил о Муре восторженную статью, снабдив фоторепродукцию «Семейной группы» изречением самого автора: «Красота в смысле поздней Греции или Ренессанса не есть цель моей скульптуры». Как видим, кредо автора — безобразие, а цель его творчества — патология.
Таких примеров можно привести десятки».
Генри Мур. Семейная группа. Фотография этой работы была приведена в качестве одной из иллюстраций к статье А. Герасимова
Но, возвращаясь к произведениям нашего мэтра. Для него самого излюбленной темой в творчестве была, как ни странно, тема пейзажа после дождя. Одна из самых дорогих ему картин — «Мокрая терраса. (После дождя)».
«Мокрая терраса. (После дождя)». 1935
А вот тут он добавил на изображение пейзажа после дождя кое-кого, лично ему хорошо знакомого:
А. Герасимов. «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле». 1938 год. Этот холст был, вероятно, самой популярным произведением художника до 1956 года
Получилась картина, в шутку прозванная в народе «Два вождя после дождя».
А это полотно, по данным Исторического музея, где оно находится, является наиболее популярной работой художника в настоящее время:
А. Герасимов. «Гимн Октябрю». 1942
Любопытно, что изображает оно торжественное заседание в Большом театре в 1942 году по случаю 25-летия Октября, которого (заседания) никогда в реальности не было. Или, можно сказать, что заседание состоялось только на картине Герасимова.
Действует параллельный блогу ДЗЕН-КАНАЛ
Некоторые публикации будут появляться там раньше, чем здесь, а некоторые, возможно, только там. Рекомендуется подписаться.