рейтинг блогов

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

топ 100 блогов maysuryan23.10.2022 Теги: Горбачев День в истории. Контрреволюция в Венгрии
Октябрь 1956, Будапешт, Венгрия. Участники восстания празднуют свою победу возле сброшенного памятника Иосифу Сталину — у сапог снесённой статуи

23 октября 1956 года — годовщина начала вооружённого контрреволюционного восстания в Венгрии. Американский журнал «Тайм» в начале следующего года назвал его участника «человеком года» и поместил на своей обложке такой романтический портрет венгерского «борца за свободу»:

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

С точки зрения советской печати, этот «борец» выглядел немного иначе:

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

Таким облик этих «борцов» донесла до нас фотография:

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

Что же там произошло в Венгрии в 1956 году? Вот несколько фактов о тех событиях.

1. Пружиной для восстания стало, конечно, отсутствие «развенчания культа личности» в Венгрии. С конца 1940-х годов здесь шли аресты «старых коммунистов». Янош Кадар, ставший позднее руководителем страны, вспоминал, что о коммунистах, переживших подполье, в то время спрашивали: «Как это они остались живы? Подозрительно, как их оставили в живых? А те, кто был в западной эмиграции? Тех, несомненно, завербовала западная разведка... Так что все оказались под подозрением». В сентябре 1949 года состоялся суд над бывшим министром Ласло Райком, которого приговорили к смерти. Он оказался самым видным, но далеко не единственным из арестованных коммунистов. В 1951 году во время празднования 1 Мая демонстранты ещё несли портреты члена Политбюро Яноша Кадара, но сам он в это время уже находился в тюремной камере. Ему пришлось испытать на себе крайне тяжёлые меры «физического воздействия», в результате чего он получил серьёзное увечье и, как говорил, потерял возможность иметь детей... После смерти Сталина арестованных начали освобождать. Кадар, например, вышел на свободу в июле 1954 года. После освобождения его принял сам глава компартии Матьяш Ракоши, в своё время одобривший его арест. «Я вошёл в его кабинет, — рассказывал Кадар, — он встал мне навстречу, обнял и сказал: «Я так рад, что ты остался жив». После этого Кадар вернулся в состав высшего руководства страны.

2. Главного виновника арестов и казней многие уже видели в самом Ракоши и считали, что пока он у власти, нет гарантии, что аресты не возобновятся. На волне этого общего настроения в Политбюро образовалась противостоящая Ракоши группа. Её возглавлял председатель Совета министров Имре Надь. В мае 1954 года Никита Хрущёв говорил Надю: «Арестованных освобождают медленно... Ракоши не хочет выпускать их, так как понимает свою вину и боится скомпрометировать себя... Ракоши трудно, ибо он сам давал указания на аресты». Тогда же Георгий Маленков отмечал: «Ошибки исправляются очень медленно. Ракоши не возглавил исправление ошибок». ХХ съезд КПСС и критика на нём «культа личности Сталина» нанесли новый сокрушительный удар по Ракоши. Ему пришлось уйти со своего поста. 6 октября в Будапеште прошло торжественное перезахоронение останков Ласло Райка и трёх казнённых вместе с ним партийных деятелей. Проводить прах Райка и его товарищей вышли огромные массы народа — для властей это оказалось полной неожиданностью. В вузах после этого начались бурные студенческие собрания, на которых до поздней ночи кипели горячие споры.
22 октября студенты Будапештского политехнического института приняли воззвание ко всему студенчеству страны. Они призывали на следующий день провести демонстрацию и поддержать их требования к властям. В частности, студенты добивались, чтобы во главе правительства вновь встал Имре Надь, ранее отправленный Ракоши в отставку и исключённый из партии.

День в истории. Контрреволюция в Венгрии
Имре Надь (1896—1958). Падение социализма в Венгрии сопровождалось усиленным почитанием Имре Надя, который был торжественно перезахоронен в июле 1989 года и объявлен национальным героем. Однако в 2016 году его памятник, поставленный у Венгерского парламента, демонтировали — но уже как «большевика» и «агента Москвы». А на месте этого памятника был восстановлен памятник «жертвам коммунизма», стоявший там ещё при адмирале Хорти.

3. Советский историк Л. Нежинский писал: «Утро 23 октября 1956 года выдалось в Будапеште серое, пасмурное. Тихо катил свои мутноватые воды Дунай. Ничто, казалось, не предвещало никаких потрясений в этот обычный осенний день». Однако на стенах домов были расклеены листовки с призывом к демонстрации. Вначале власти запретили её проведение, но потом уступили, и даже призвали молодых коммунистов возглавить демонстрацию и «сказать на ней своё слово». Янош Кадар, считая такой шаг роковой ошибкой, позднее восклицал по этому поводу: «Нельзя ездить на тигре!». По мере того как демонстрация двигалась через город, масса народа росла.
Часть толпы двинулась к огромному памятнику Сталину на одной из площадей столицы. Раздавались выкрики: «Советскую армию — домой, забирайте Сталина с собой!». После полуторачасовых усилий с помощью тягачей статую повалили на землю. После этого люди, торжествуя, поволокли её к советскому посольству, где и оставили лежать на земле.
По радио между тем выступил глава правящей Венгерской партии трудящихся, близкий соратник Ракоши Эрнё Герэ. Он с возмущением назвал демонстрантов «фашистским сбродом» и потребовал разойтись. После этой речи толпа перешла к вооружённому восстанию... Демонстранты решили, что Герэ находится на радиостанции, откуда передавалась речь (на самом деле это было не так). Захватив оружейный завод, они вооружились винтовками и на грузовиках отправились штурмовать здания радиостанции. Так раздались первые выстрелы и пролилась первая кровь... Бои закипели и в других ключевых точках города.

День в истории. Контрреволюция в Венгрии
Голова снесённого памятника Сталину

День в истории. Контрреволюция в Венгрии
Будапешт в дни восстания

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

4. Власти вновь решили уступить восставшим. Новое правительство возглавил Имре Надь, которого только десятью днями ранее восстановили в партии. 23 октября в 23 часа Имре Надь с трибуны обратился к толпе у здания парламента. «Товарищи!» — начал он свою речь. В ответ раздались оглушительный свист и крики: «Никакие мы не товарищи!», «Здесь нет товарищей, мы венгры!». «Венгры, братья!» — продолжал премьер-министр. Но и после этого его слушали неспокойно, выкрики из толпы мешали ему говорить...
28 октября в главной партийной газете «Сабад неп» появилась ставшая знаменитой статья с новой официальной оценкой событий. В ней говорилось: «Мы не согласны с теми, кто огульно квалифицирует события последних дней как попытку контрреволюционного фашистского путча. Молодёжь Будапешта выразила чувства, благородные и пламенные порывы, рождённые в сердце всего народа. Мы должны, наконец, понять, что в стране развернулось всеохватное национально-демократическое движение... В годы минувшего беззакония оно тлело подспудно и разгорелось ярким пламенем от первого дуновения свободы». Эту оценку в тот же день повторил в своём выступлении Имре Надь. Он сообщил, что решением властей распускается Управление госбезопасности. 30 октября, обращаясь к народу у здания парламента, Имре Надь заявил: «Революция, героями которой вы являетесь, одержала победу...» Он сообщил, что однопартийная система в стране, введённая в 1950 году, упраздняется. Немедленно после этого решения в стране возобновилась деятельность запрещённых ранее партий, в том числе Социал-демократической партии. Правящая Венгерская партия трудящихся распускалась. Вместо неё создавалась новая Венгерская социалистическая рабочая партия (ВСРП).
30 октября был освобождён и глава Венгерской католической церкви кардинал Йожеф Миндсенти, арестованный в 1948 году. Утром следующего дня на бронетранспортёре в сопровождении танков кардинал вернулся в столицу. Его приветствовал торжественный звон колоколов всех будапештских католических храмов. «Благодаря поразительному мужеству сейчас происходит освобождение нашей страны. Эта борьба за свободу не имеет аналога в мире», — заявил кардинал.

День в истории. Контрреволюция в Венгрии
Кардинал Миндсенти (1892—1975) среди восставших

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

Участники массового движения требовали вывести из страны Советскую Армию. 1 ноября Имре Надь принял посла Советского Союза в Венгрии Юрия Андропова. Глава правительства потребовал, чтобы СССР незамедлительно начал вывод своих войск из страны. Он также заявил, что Венгрия выходит из Варшавского Договора и становится нейтральной. Советского посла он демонстративно называл не «товарищем», как это было принято, а «господином Андроповым». В тот же день Имре Надь обратился по радио к народу. Он сообщил, что Венгрия вышла из Варшавского Договора. Своё выступление глава правительства закончил словами: «Да здравствует свободная, независимая, демократическая и нейтральная Венгрия!». «Таким образом, о Венгрии социалистической речи уже не шло», — отмечали позднее официальные венгерские источники.
Выступил по радио и Янош Кадар, глава новой правящей партии — ВСРП. "Славное восстание нашего народа, — заявил он, — сбросило с шеи страны ярмо ракошизма, обеспечив народу свободу, а стране — независимость, без которых немыслим социализм». Но после этой речи Кадар таинственно исчез из Будапешта, и до 4 ноября о его местонахождении ничего не было известно.

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

Между тем Надь объявил о создании нового многопартийного правительства. В него вошли коммунисты (ВСРП), социал-демократы, руководители возрождённой Партии мелких сельских хозяев. Тем самым восстанавливалась правительственная коалиция 1945 года.

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

5. 30 октября произошёл штурм Будапештского горкома партии, после которого состоялась расправа над его защитниками. Тела убитых сотрудников госбезопасности и партийных работников подвешивали за ноги и спускали на верёвках с балкона вниз головой. Ещё нескольких вывели на улицу и повесили на фонарных столбах. Всего в тот день погибли 25 защитников горкома. Позднее венгерская печать сообщала, что в те дни по всей стране развернулась настоящая «охота на людей». Людей хватали и вешали на фонарях или деревьях. Для расправы было достаточно, например, неких жёлтых ботинок, которые якобы выдавались только работникам госбезопасности...
В Кремле этот штурм расценили как «фашистский погром», и после него решено было подавить восстание силами Советской Армии. Москва получила согласие своих союзников по Варшавскому Договору, а также Китая и Югославии. Последнее, с учётом самостоятельной позиции Югославии, было для советских властей «приятной неожиданностью».

Картины расправ в Будапеште-1956 — под спойлером:

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

День в истории. Контрреволюция в Венгрии

День в истории. Контрреволюция в Венгрии


5. 24 октября в мятежный Будапешт прибыли члены советского руководства Анастас Микоян и Михаил Суслов. Во время одного из заседаний, в котором они участвовали, с улицы раздалась пулемётная очередь. Над головами собравшихся пронеслись пули, со стены посыпалась штукатурка. «Машинально, — вспоминал участник этого заседания А. Хегедюш, — я посмотрел на Микояна. Тот глазом не моргнул...»
Требовалось дать какое-то законное обоснование вводу войск. На сторону Советской армии перешли Янош Кадар и некоторые его сторонники, в начале ноября тайно покинувшие Будапешт. В городе Сольнок под защитой советских войск они образовали «революционное рабоче-крестьянское правительство». Ранним утром 4 ноября Янош Кадар, находясь в Сольноке, произнёс речь по радио, в которой заявил: «Пробил час действия!.. Наведём порядок, установим безопасность и спокойствие в нашей стране». На Будапешт двинулись советские войска. В шестом часу утра по столичному радио выступил Имре Надь. Он заявил: «Советские войска начали наступление на Будапешт. Наши войска вступили в бой. Венгерское правительство просит Организацию Объединённых Наций оказать срочную помощь...»
4 и 5 ноября в Будапеште шли ожесточённые уличные сражения. Советские танковые части встретили здесь серьёзное сопротивление. Всего, по официальным данным, погибли более 2,7 тысяч венгров и около 700 советских солдат. Ранения получили свыше 20 тысяч венгерских граждан. О размахе сопротивления можно судить также по количеству изъятого у восставших вооружения: свыше 180 тысяч единиц огнестрельного оружия, 3 тысячи пулемётов, 40 орудий и миномётов.
Через несколько дней сопротивление повстанцев было сломлено. Имре Надь вместе с двадцатью соратниками и членами их семей нашёл убежище в посольстве Югославии. Кардинал Миндсенти укрылся в американском посольстве. Позднее Имре Надь согласился покинуть посольство. Летом 1958 года его с тремя соратниками приговорили к смерти и 16 июня повесили. Иначе сложилась судьба кардинала Миндсенти. Ему пришлось провести 15 лет в посольстве США. Лишь в 1971 году по соглашению с Ватиканом он получил возможность выехать в Австрию.

6. Уличные расправы в Венгрии привели в смущение даже тогдашних «коммунистов-реформаторов», критиков Сталина. Один из них, позднее видный деятель «Пражской весны» 1968 года и студенческий друг Горбачёва, Зденек Млынарж (1930—1997), вспоминал свои ощущения тех дней: «В воспоминаниях и размышлениях бывших коммунистов почти не упоминается о существенном обстоятельстве, охладившем к концу 1956 года критический настрой, — мы тогда просто испугались... Наряду с общими проблемами перед моими глазами представало совершенно конкретное видение: толпа, линчующая и вешающая коммунистов на фонарных столбах. Я разговаривал тогда с коммунистами разных поколений, и они признавались, что и в их сознании бродили подобные мысли... Эти ощущения соучастия и страха были в нас, коммунистах, очень сильны, действовали как холодный душ после эйфории, длившейся несколько месяцев. Я вынужден признать, что страх этот вновь сближал меня с теми, кого я презирал... Один из друзей моей комсомольской юности... Карел Кинл, которого за радикальную критику сталинизма исключили из партии ещё осенью 1956 года, говорил мне тогда: «А что я скажу, если придут вешать коммунистов? Что я уже не в партии? Да им наплевать — ведь я там был ещё месяц назад. А мой сосед — свинья сталинская! Я с ним на одном дереве висеть не хочу. Если станут вешать, придётся сказать: «Хорошо, но только, пожалуйста, подальше от этого типа, хотя бы не на одно дерево!».

Забавно, что эта шутливая фраза Карела Кинла — «вешайте, но не на одном дереве!» — осталась с того времени и в памяти студенческого друга Млынаржа Михаила Горбачёва. Много позднее, в XXI веке, он говорил: «Есть люди, которые говорят, что Ельцина и Горбачёва нужно повесить на одном и том же дереве. Ну, давайте хотя бы тогда на разных ветках».
Такие дела...

Действует параллельный блогу ДЗЕН-КАНАЛ
Подписывайтесь, если понравилось.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В течении двух десятков лет западные либералы уверяли нас, что мир входит в эпоху зелёной энергетики, что цивилизация уже в считанные годы откажется от углеводородов. И сколько денег на этом пилили люди в научных халатах и чиновничьих пиджаках. А оказалось, что всё это миф. ...
Суть московского выборного скандала. Местные власти почуяли недоброе и решили неугодных кандидатов забанить еще на подходе. Это, наверное, и есть свидетельство того, что выборы в Москве в плане техническом при подсчете голосов, можно считать честными. Поэтому власти выбрали ...
Третье впечатление от дорогой родины к шуткам не располагает. И даже иронизировать особо не хочется. Только ругаться.Я вообще-то не хотела ничего писать об иранской медицине. Потому что тут каждая вещь сама по себе мало что скажет. Надо ...
Кисейные барышни «…Давайте откроем дамский магазин», – сказал однажды знаменитый литературный персонаж. Действительно, почему бы нам не последовать его примеру? Только пусть на этот раз там будет не одежда («готовое платье», как он бы выразился), а… ткани. В конце концов, в куске ...
Борьба с коррупцией в Башкортостане набирает обороты. В прошлом году был создан Совет при Президенте РБ по противодействию коррупции. Новостей об успехах Совета, правда, пока не было, но мы же все понимаем, что нужно время на организационные ...