День в истории. Брехт
maysuryan — 10.02.202110 февраля — день рождения немецкого драматурга, прозаика и поэта Бертольта Брехта (1898—1956). Брехт был по взглядам левым, антифашистом, марксистом, в последние годы жизни — сторонником правительства ГДР, хотя его поддержка носила довольно критический характер. Любопытно заметить, что советская либеральная интеллигенция в последние десятилетия существования СССР очень превозносила творчество Брехта (например, культовый в этой среде театр Юрия Любимова в брежневские годы часто ставил пьесы Брехта), чтобы потом, разумеется, забыть. Потому что после победы буржуазного строя всё оно, конечно, как и следовало ожидать, обернулось против этого строя.
Скажем, Валерия Новодворская в 1988 году в одной из публикаций восхищалась "гениальными", по её словам, строчками Брехта:
Идут бараны
И бьют в барабаны.
Шкуру на них дают сами бараны.
Брехт писал, разумеется, про барабанные шкуры нацистов и фашистов. Но это ничуть не помешало той же Новодворской весной 2014 года нацепить значок киевских правосеков. Ведь это совсем не те самые бараны!..
Ну, а для левых и марксистов Брехт своей актуальности вовсе не потерял. Из его высказываний:
"Фашизм является современной исторической фазой развития капитализма, и в этом смысле он — нечто и новое и старое одновременно.
В фашистских странах капитализм существует теперь только как фашизм, и поэтому бороться против фашизма можно только как против капитализма, капитализма самого неприкрытого, в его наиболее наглой, жестокой и демагогической форме.
Что же получится, если противник фашизма попытается сказать правду о нем, не затрагивая при этом капитализм, его порождающий? Где уж тут дойти до истины, годной для практического применения!
Противники фашизма, не являющиеся противниками капитализма, с их жалобами на варварство, идущее от варварства, напоминают людей, которые не прочь вкусить от тельца, но не хотят, чтобы его зарезали. Они любят мясо, но не выносят вида крови. Пусть мясник вымоет руки перед тем, как принести мясо, — это их вполне удовлетворит. Они ведь не против имущественных отношений, порождающих варварство, а лишь против варварства как такового. Они поднимают свой голос против варварства, находясь в странах, где господствуют те же имущественные отношения, но где мясники пока еще моют руки, прежде чем принести мясо".
|
</> |