День в истории. Большевик, которого хотел расстрелять Ильич

топ 100 блогов maysuryan16.02.2024 День в истории. Большевик, которого хотел расстрелять Ильич
Почтовая открытка Льва Котлярова (1925—2007). Н.И. Подвойский, из серии открыток с портретами героев гражданской войны. 1964

16 февраля — день рождения большевика Николая Ильича Подвойского (1880—1948), одного из главных организаторов Октября.
В своих воспоминаниях Николай Ильич рассказывал о своём остром конфликте в самый разгар Октябрьского восстания с... Владимиром Ильичём Лениным. Причём конфликт дошёл до того, что Ленин пригрозил ему расстрелом! Дело было так. Подвойский хотел обеспечить совершенно бескровный штурм Зимнего, и ради этого медлил со взятием дворца. Но возникшая задержка имела серьёзные политические последствия, и Ленин требовал от него не медлить. «Почему так долго? — негодовал Ленин. — Что делают наши военачальники? Затеяли настоящую войну! Зачем это? Окружение, переброски, цепи, перебежки, развёртывание... Разве это война с достойным противником? Быстрей! В атаку! Хороший отряд матросов, роту пехоты — и все там!..» Подвойский: «Владимир Ильич буквально засыпал нас всех записками. Он писал, что мы разрушаем всякие планы; съезд открывается, а у нас ещё не взят Зимний и не арестовано Временное правительство». «Тов. Ленин присылал мне... десятки записок, в которых ругался...: «надо открывать заседание Съезда, а Зимний всё ещё не взят». Мне рассказывали потом, что Владимир Ильич, ожидая, с минуты на минуту взятия Зимнего, не вышел на открытие Съезда. Он метался по маленькой комнатке Смольного, как лев, запертый в клетку. Ему нужен был во что бы то ни стало Зимний... Владимир Ильич ругался... Кричал... Он готов был нас расстрелять».
Это не фигура речи: в какой-то момент Подвойский прямо отказался повиноваться Ленину. Ильич этого не стерпел, вскипел и пригрозил ему за неповиновение партийным судом и расстрелом: «Я вас предам партийному суду, мы вас расстреляем!». Подвойский был поражён этими словами Владимира Ильича и позднее писал, что в этот момент он впервые почувствовал, что приходит действительно твёрдая, пролетарская власть.

День в истории. Большевик, которого хотел расстрелять Ильич
Николай Подвойский

Как рассказывает Подвойский, конфликты его с Ильичём возникали, как минимум, дважды: первый раз со взятием Зимнего, второй — вокруг организации отпора Керенскому и генералу Краснову в их походе на Петроград. Из столицы надо было двинуть навстречу мятежникам войска, а те не хотели подчиняться и покидать город.
«Торопясь, я рассказал Ленину о том, что наша попытка заставить солдат уйти провалилась. Я сказал ему, что Волынский и другие надёжные полки просто отказались покинуть казармы и что нет никакой надежды, что хоть один полк согласится уйти из города.
— В таком случае вы должны их выгнать, — спокойно сказал Ленин. — Они должны уйти на фронт сию же минуту, немедленно, любой ценой!
— Крыленко пробовал, но у него не получилось, — ответил я. — Меня они не слушают. С этими полками ничего не поделаешь.
Ленин пришёл в страшное негодование, его лицо исказилось неузнаваемо. Он посмотрел на меня в упор и, не повышая голоса, хотя мне показалось, что он кричит на меня, сказал:
— Вы ответите перед Центральным Комитетом, если полки не уйдут из города немедленно! Вы слышите меня, немедленно!
Я пулей вылетел из комнаты и через несколько минут уже был снова в казармах. Я скомандовал сбор. Мне не надо было им ничего объяснять. Солдаты, наверно, по моему лицу поняли, что дело нешуточное. Молча поднялись и стали собираться в поход. За ними последовали и другие полки».

День в истории. Большевик, которого хотел расстрелять Ильич

О дальнейшей деятельности Подвойского есть любопытное воспоминание генерала Михаила Бонч-Бруевича (1870—1956). Этого генерала не следует путать с известным большевиком Владимиром Бонч-Бруевичем. Один — революционер-марксист, другой — «слуга царю, отец солдатам», дворянин, царский генерал, хотя оба при этом... родные братья. :)
Михаил Бонч-Бруевич вспоминал:
«С Николаем Ильичём Подвойским, виднейшим по тому времени военным работником, мы сразу не то, чтобы невзлюбили друг друга, а разошлись во взглядах на основные принципы формирования армий.
Николай Ильич был горячим и неумеренным поклонником Всевобуча.
Сам по себе Всевобуч или система всеобщего обязательного военного обучения не вызывала у меня никаких возражений. И когда 22 апреля 1918 года ВЦИК утвердил декрет об обязательном обучении военному делу, я был несказанно рад, ибо Красная Армия, строилась ещё на основе добровольчества, декрет же делал обязательным для каждого рабочего и крестьянина восьминедельное военное обучение.
Эта допризывная подготовка обеспечивала Красной Армии относительно обученные пополнения и, конечно, способствовала укреплению вооружённых сил Республики.

День в истории. Большевик, которого хотел расстрелять Ильич
1918, 7 ноября. В.И. Ленин, Я.М. Свердлов, В.А. Аванесов, Н.И. Подвойский, Г.И. Окулова и М.Ф. Владимирский перед открытой мемориальной доской в память павших за мир и братство народов. Москва, 7 ноября 1918 года. Панно «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Скульптор Сергей Конёнков. Установлено в 1918 году. Демонтировано в 1948 году.

День в истории. Большевик, которого хотел расстрелять Ильич

Во главе Всевобуча стоял Подвойский, большой энтузиаст этого дела. К сожалению, он не удовольствовался допризывной подготовкой трудящихся и начал ратовать за необходимость создания армии милиционного типа с очень коротким сроком службы. Формирование этой армии Подвойский предлагал поручить Всевобучу, превратив его таким образом в своеобразный главный штаб.
Поначалу, покамест не выяснились ещё противоположные наши точки зрения на принципы обороны Республики, Подвойский относился ко мне очень дружелюбно и не раз советовался со мной, давая читать составленные им самим и его сотрудниками по Всевобучу пространные доклады.
Основным козырем Николая Ильича, которым он особенно охотно пользовался, было то обстоятельство, что в старой, ещё социал-демократической программе партии армия заменялась народной милицией. Придав этой милиции строго классовый характер, Подвойский считал, что делает сугубо-партийное и, безусловно, правильное дело, пропагандируя в действительности то, что поставило бы страну на колени перед любым из её врагов.
В конце концов он пришёл к выводу о необходимости объединения территориально сформированных дивизий в особую «Тер-армию». Я предполагал, что территориальные части вольются в Красную Армию, численность которой уже в ближайшее время надо было довести до миллиона. Но по мысли Подвойского «Тер-армия» должна была представлять собой особые вооружённые силы, параллельные «генеральской» армии, формируемой Высшим Военным Советом и военными округами.
Идея такой армии у меня ничего, кроме протеста, вызвать не могла, и я громогласно раскритиковал затею Николая Ильича.
Завязалась длительная борьба, в которой Подвойский не раз брал верх. Пользуясь своей близостью к правительству, он многократно добивался согласия высоких инстанций на практические мероприятия, вытекающие из его пагубной затеи.
Но он был всё-таки не в силах заглушить мой критический голос и, чтобы посрамить меня, созывал всевозможные заседания, на которых громил меня, как старорежимного генерала. Окончательно теряя самообладание, Подвойский принимался доказывать, что как «царский генерал» я только тем и занимаюсь, что «умело обманываю Советскую власть».

Всё-таки идея «генеральской» армии в конечном счёте взяла верх.

В октябре 1941 года, когда немецко-фашистские войска приближались к Москве, Николай Ильич, которому было уже за 60, снова рвался в Красную Армию, но его не взяли по возрасту. Тогда он в качестве добровольца участвовал в рытье окопов под Москвой...

А этот рисунок относится к рубежу 1920-х и 1930-х годов, когда Подвойского послали в... Московскую консерваторию, где возник конфликт между студенчеством и консервативной профессурой. Профессоров обвиняли, в частности, в том, что они «зажимают» учащихся из рабочих, предъявляют к ним непомерные требования.

День в истории. Большевик, которого хотел расстрелять Ильич
Валентин Аврех. Профессора Голованов, Райский, Подвойский. Карикатура. Около 1928

Насколько можно понять смысл карикатуры, её автор обвиняет Подвойского в том, что он «отмазывает», красит в защитный красный цвет профессора Голованова, который этого явно, по его мнению, не заслуживает.

День в истории. Большевик, которого хотел расстрелять Ильич

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Какое-то время моим родным и друзьям даже голову ломать не надо было, что мне подарить на Новый Год или день рождения: книгу про путешествия или очередной путеводитель - что же еще? Их у меня накопилось на три полки в книжном шкафу, а мне все мало. Помимо путеводителей Lonely Planet, ...
Глава профсоюза Газпрома убил на охоте топ-менеджера монополии Трагический ...
. Перед выборами Зеленский клялся, что будет летать рейсовыми самолетами, а президентские - продаст. Два. Продаст. Один себе оставит, чтобы куда-то далеко, куда рейсов нет. Но по привычке спиздел - доставляя неудобства пассажирам, в предвыборное турне по Украине зебил отправился ...
Доброго утра всем!! Хорошего дня и настроения!! ...
Липкие, противные, навязчивые люди, которые хотят вашего внимания и вообще чего-то от вас хотят... Вы же сами не собираетесь быть таким? То, что простительно собаке, не выглядит таким же милым со стороны незнакомого человека. Да и со стороны знакомого человека тоже. Но с другой ...