День рождения. Леонид Шварцман
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![День рождения. Леонид Шварцман День рождения. Леонид Шварцман](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-c4b7d2.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/8/7/7/16959778.jpg)
Леонид Аронович Шварцман (настоящее имя — Израиль; 30 августа
1920, Минск, ССРБ — 2 июля 2022, Москва, Россия) — советский и
российский режиссёр-мультипликатор и художник мультипликационного
кино; народный художник Российской Федерации (2002), лауреат Премии
Президента Российской Федерации (2017). Почётный директор
Московского музея анимации (2006).
Работал преимущественно с режиссёрами Львом Атамановым, Романом
Качановым, Иваном Уфимцевым, Иваном Аксенчуком.
В штат студии "Союзмультфильм" Шварцман попал еще студентом
благодаря удачной курсовой работе "Буратино". В 1948 году педагог и
художник-мультипликатор Анатолий Сазонов, взял его ассистентом на
картину "Федя Зайцев". На студии Леонид Аронович проработал до 2002
года, но и после ухода на пенсию много времени отдавал любимому
ремеслу – иллюстрировал книги, участвовал в выставках, был почетным
директором Музея анимационного кино. Художник придумал множество
образов в знаменитых мультипликационных фильмах. Предлагаем
вспомнить, как создавались некоторые из них.
Аленький цветочек (1952)
В начале 1950-х годов советские мультипликаторы часто использовали технологию, прозванную "эклером". По сути фильм создавался дважды: сначала снимались артисты, которые вживую разыгрывали сюжет, а затем художники рисовали с них героев и тоже переносили на пленку. "Когда мы расшифровывали пленку с игрой актеров, то покадрово проецировали ее на маленький экранчик. Нужно было найти такое приспособление, чтобы с одной стороны... закрепить эпидиаскоп, а с другой – экран.
Для этого прекрасно подошел... токарный станок французской фирмы Eclair. Отсюда всю технологию стали так называть", – рассказывал Леонид Аронович. Объяснялся такой титанический труд просто – было мало опыта, чтобы сделать движения мультяшных героев естественными. "Эклер" позволял художникам-мультипликаторам "набить руку", фиксируя движения реальных людей.
Для создания образа Чудища из "Аленького цветочка" был приглашен актер Михаил Астангов, известный ролью Негоро в фильме "Пятнадцатилетний капитан". Его обвязали подушками и нарядили в халат. В таком виде он бродил по съемочному павильону. А на роль расколдованного принца позвали 24-летнего Алексея Баталова, только что отслужившего в армии.
![ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-fd4c2d.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/9/7/7/16959779.jpg)
Золотая антилопа (1954)
Леонид Аронович считал, что огромный вклад в создание мультфильма "Золотая антилопа" внес театральный актер и режиссер Рубен Симонов. Именно с него нарисован жадный и коварный Раджа. "Он надел тюрбан, подпоясался и так вжился в образ, что и походка, и мимика, и мельчайшие жесты – все было разыграно гениально", – рассказывал мастер. Талантливая актерская работа помогла аниматорам создать яркий рисованный образ.
![ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-73d1f2.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/0/8/7/16959780.jpg)
Снежная королева (1957)
Работа над сказкой "Снежная королева" шла более двух лет. Много времени занял сбор материала. Художники Леонид Шварцман и Александр Винокуров ездили в Тарту и Ригу – изучали городские пейзажи, делали зарисовки. Использовали также архивы библиотеки имени Ленина.
"Мы достаточно свободно распределяли свои роли и свои обязанности, кто в какой области сильнее как художник", – говорил Леонид Аронович. В итоге Винокуров нарисовал королевский замок, дворец Снежной королевы, пейзажи и образы разбойников. Шварцман создал основные персонажи, включая Снежную Королеву. Художник называл ее "поэтическим символом картины".
![ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-3ddafc.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/8/7/16959782.jpg)
Дядя Степа – милиционер (1964)
Рисованный мультипликационный фильм "Дядя Степа – милиционер" – один из первых проектов, где Шварцман выступил единственным художником-постановщиком. Фильм был снят режиссером Иваном Аксенчуком по стихотворению Сергея Михалкова. Кстати, в дальнейшем поэт стал одним из первых, кто отдал Леониду Ароновичу пальму первенства в создании образа Чебурашки.
![ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-d424d1.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/3/8/7/16959783.jpg)
Варежка (1967)
Трогательная история девочки, мечтающей о собаке, заслужила огромную любовь зрителей и признание профессионалов. Серебряная медаль Международного кинофестиваля в Москве, первая премия Международного фестиваля мультипликационного кино в Аннеси (Франция), приз города Хихона "За высокое художественное качество мультипликации" на Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Хихоне (Испания) – это только несколько престижных наград из тех, что получила картина.
![ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-477a8b.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/5/8/7/16959785.jpg)
Крокодил Гена (1970)
"Чебурашка, можно сказать, рождался в муках: всех персонажей уже нарисовали, а он не получался. Весь подготовительный период (полгода) ушел в основном на него", – вспоминал художник. Причина была в том, в книге Эдуарда Успенского нет точного описания неведомого существа. В предисловии упоминается о том, что он неуклюжий, плюшевый, с круглой головой, желтыми большими глазами и коротким хвостом. О больших ушах в книге не говорилось.
Шварцман разрабатывал Чебурашку вместе с режиссером Романом Качановым. В итоге получился всем известный герой. Правда, поначалу у него был хвост и ножки. Но по просьбе мультипликаторов хвостик "отпал", а от ножек остались только большие ступни.
![ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-41715f.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/6/8/7/16959786.jpg)
Аврора (1973)
Мультфильм "Аврора" – проект, для которого Шварцман создал самую большую декорацию за все время своей работы на студии. Для постройки модели крейсера ему пришлось досконально изучить настоящую "Аврору". "Картинки к тому фильму мне до сих пор нравятся – такие стилизации под гравюру, хотя все это просто черная бумага плюс белила.
И странным образом... мультфильм получился необыкновенно грустный – может, благодаря песне Шаинского…", – вспоминал художник-постановщик.
![ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-424f59.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/8/8/7/16959788.jpg)
38 попугаев (1976)
Камнем преткновения в создании фильма "38 попугаев" стал Удав. Леонид Шварцман признавался, что не любил и даже боялся змей. Но здесь ему пришлось отправиться в зоопарк и долго наблюдать за рептилиями. "Удав мне был непонятен – как его очеловечить?" – вспоминал он.
Дело пошло, когда художник придумал персонажу удивленные бровки. Кстати, Василий Ливанов тоже долго мучился с озвучиванием своего героя, пока режиссер Иван Уфимцев не махнул рукой, велев актеру говорить своим, достаточно "удавским" голосом.
![ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· киноÑилÑма ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· киноÑилÑма](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-514c4c.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/0/9/7/16959790.jpg)
Котенок по имени Гав (1976)
"Котенок по имени Гав" – цикл мультипликационных фильмов, которые начал снимать режиссер Лев Атаманов. Он был давним соратником и наставником Шварцмана. "Лев Константинович... давно предлагал мне заняться режиссурой, но мне по-прежнему интересно было работать художником", – рассказывал Леонид Аронович.
В 1981 году Атаманова не стало. Успешный фильм нельзя было бросить на полпути, и Шварцман включился в работу режиссера-мультипликатора. 5 выпуск 1982 года он снял полностью. Однако считал, что ему не удалось точно воспроизвести атмосферу первых фильмов.
![ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· киноÑилÑма ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· киноÑилÑма](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-21e677.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/1/9/7/16959791.jpg)
Обезьянки. Гирлянда из малышей (1983)
Серия "Обезьянки" началась с рассказа Григория Остера "Гирлянда из малышей". Поэт и художник вместе придумали образ воспитательницы, "выгуливающей" своих подопечных в зоопарке с помощью веревочки. Причем, некоторые манеры и движения они позаимствовали у Софи Лорен.
Однако больший интерес в готовом мультфильме вызвали обезьянки. Они оказались такими забавными, что стали главными героями последующих картин, для которых сценарии были написаны специально.
![ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма ÐÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· мÑлÑÑÑилÑма](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-874395.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/2/9/7/16959792.jpg)
Друзья, конечно, это не все, что создал мастер. Леонид Аронович ушел из жизни 2 июля 2022 года, но остались его замечательные мультфильмы, обожаемые многими поколениями зрителей.
![Ðеонид ШваÑÑман Ðеонид ШваÑÑман](/images/main/den-rojdeniya-leonid-shvarcman-124b96.jpg?from=https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/5/9/7/16959795.jpg)