День рождения. Лазарь Лагин


Лазарь Иосифович Лагин (настоящая фамилия — Гинзбург; 21 ноября [4 декабря] 1903, 4 ноября 1903 или 4 декабря 1903, Витебск — 16 июня 1979, Москва) — русский советский писатель и поэт, ведущий представитель советской сатирической, фантастической и детской литературы, автор повести-сказки «Старик Хоттабыч». Псевдоним Лагин — сокращение от Лазарь Гинзбург — имени и фамилии писателя.
По случаю хочу вспомнить статейку — https://www.yaplakal.com/forum2/topic2707401.html
«У советских собственная гордость» – писал когда-то Владимир Маяковский. Сказок это тоже касалось. Был советский Пиноккио – Буратино, советский Дулиттл – Айболит, советский Волшебник Оз – Волшебник Изумрудного города… Ну, а советского джинна нам подарил писатель по имени Лазарь Иосифович Лагин.

Конечно, на самом деле никакой он не Лагин (с таким-то
именем-отчеством), а Гинзбург. Из имени и фамилии – ЛАзарь ГИНзбург
– он и слепил свой литературный псевдоним.
Родился наш герой 4 декабря 1903 года в белорусском городе Витебске
в бедной еврейской семье. Поэтому неудивительно, что в исторической
битве юноша поддержал большевиков. Сразу после окончания школы
16-летний Лазарь отправляется на гражданскую войну, через год
вступает в Коммунистическую партию (тогда РКП (б)), а уже после – в
комсомол. Что, в общем-то, неудивительно, если учесть, что
комсомольская организация возникла позже партийной. По сути, Лагин
этот самый комсомол на Белоруссии и создавал.

Дальнейшая карьера Лагина складывается не менее бурно и
цветасто. Он начинает публиковаться в газетах с очерками и стихами,
затем – поступает в Минскую консерваторию на отделение вокала, но
из-за трудностей с теорией музыки бросает обучение.
В 1924 году Лагин уже в Москве, где оканчивает Институт народного
хозяйства по специальности «политэкономия». Какое-то время наш
герой служит в Красной армии. И, наконец, в 1930 году полностью
погружается в литературную деятельность.
Л. Лагин:
«Говоря откровенно, у меня имеется немалая заслуга перед
отечественной литературой: например, я вовремя и навеки перестал
писать стихи. Я мог бы, конечно, усугубить свои заслуги, бросив
писать и прозу. Но скромность не позволяет мне столь цинично
гоняться за заслугами».
Карьера его постепенно идёт вверх. С 1934 года Лагин – заместитель
главного редактора журнала «Крокодил», с 1936-го – член Союза
Писателей, а в 1938-м выходит его сказка про Гассана Абдуррахмана
ибн Хоттаба…
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»:
«По понятию джиннов из старинных волшебных сказок и тех, чьи
желания они в этих сказках выполняли, это и было самое полное
человеческое счастье, о котором только и можно было мечтать.
Сотни и сотни лет прошло с тех пор, как впервые были рассказаны эти
сказки, но представления о счастье долго ещё связывались, а в
капиталистических странах у многих людей и по сей день ещё
связываются с сундуками, битком набитыми золотом и бриллиантами, с
властью над другими людьми.
…Ну, а что, если бы такой джинн да вдруг попал в нашу страну, где
совсем другие представления о счастье и справедливости, где власть
богачей давно и навсегда уничтожена и где только честный труд
приносит человеку счастье, почёт и славу?».

И тут начинается путаница. Не из-за отсутствия информации об
истории сказки, а из-за противоречивости разных свидетельств.
Начнём с того, что в большинстве источников утверждается, что
замысел «Хоттабыча» оформился у писателя во время командировки на
Шпицберген. Сама командировка была инициирована председателем Союза
Писателей – Александром Фадеевым – с целью уберечь Лагина от
возможных репрессий со стороны власти. Дело в том, что по обвинению
в шпионаже арестовали непосредственного начальника Лазаря
Иосифовича – главного редактора «Крокодила» Михаила Кольцова, и
была опасность, что близкие к нему люди пойдут в тюрьму
«паровозиком».
Наталья Лагина, дочь писателя:
«Когда всё началось, папу вместе с братом Кольцова, художником
Борисом Ефимовым, отправили в долгую экспедицию на Шпицберген. Они
путешествовали на ледоколе — а в это время, мама рассказывала, к
нам приходили каждый день с ордером на арест. Но ордер был
действителен только в течение суток, а папу нигде не могли найти…
Он вернулся, когда поутихло».

Казалось бы, всё сходится – вот откуда в сказке появилось
путешествие Хоттабыча на «Ладоге» в Арктику, где он укрощал белых
медведей. Если бы не одно «но»…
Как известно, первая - сокращённая - версия была напечатана в
№10-12 журнала «Пионер» за 1938 год с рисунками Константина Ротова.
А Михаила Кольцова (кстати, ярого «сталиниста») арестовали в
декабре того же года, то есть, после публикации. Так что замысел
сказки точно родился до поездки на Шпицберген…

Однако поездка своё влияние действительно оказала. Ведь те самые "арктические" главы в "Хоттабыче" появились лишь во второй редакции, опубликованной в газете «Пионерская правда» (№ 9-10, 12-14, 17-18, 20, 22, 26, 28 за 1939 год).

Ну, а в 1940 году сказка была издана отдельной книгой.

Не так просто оказалось выяснить и то, кто или что конкретно
подтолкнуло Лагина к созданию сказки. В передаче «Герои времени» на
радио «Свобода» кинорежиссер и литератор Олег Ковалов говорит
следующее:
«Я почитал мемуары самого Лагина, где он пишет, что идею «Старика
Хоттабыча» дал ему Виктор Борисович Шкловский. Когда он с ним
познакомился в литературном кружке, Шкловский спросил: «Что вы
читаете?». Лагин ответил, что «Тысячу и одну ночь». Шкловский
сказал: «Очень интересно. Напишите для ОПОЯЗа работу о системе
повторов в «Тысяче и одной ночи»». Это был 20-й год, еще время
военного коммунизма, и Лагин пошел в библиотеку, где ему дали
«Тысячу и одну ночь» на арабском языке, которого он не знал. А дал
ему эту книгу человек, который внешне был очень похож на Старика
Хоттабыча — с длинной бородой, востоковед. Звали его Мустафа
Османович. Вероятно, это мифологизированный рассказ Лагина».

Более ясно обстоят дела с литературными источниками «Хоттабыча». Первый – это, конечно, упомянутый сборник «Тысяча и Одна Ночь» с волшебной лампой Аладдина и историей о рыбаке, обманувшем джинна (этот сюжет хорошо известен по мультфильму «В синем море, в белой пене»). Последнюю историю, кстати, упоминает брат Хоттабыча – Омар Юсуф. Екатерина Дайс в статье «Остановивший Солнце» отметила и прямое использование Лагиным некоторых оборотов из «1001 ночи» (например, выражения «история, написанная иглами в уголках глаз»).

Вторым источником вдохновения «Хоттабыча» является, изданная в
1900, фантастическая повесть английского писателя Ф. Анстея (наст.
имя – Томас Энтри Гатри) «Медный кувшин» («The Brass bottle»).
Наталья Лагина:
«Не раз я приставала к отцу с расспросами, как это он вдруг
придумал такого джинна. Отец, иронически усмехаясь, говорил, что
начитался сказок «Тысяча и одна ночь», потом его обуяли фантазии, а
позже ему попалась на глаза какая-то древняя английская баллада
“Медный кувшин”. И ничуть не повторяя прочитанного, отец вдруг
понял, что ему, ну, совершенно необходимо написать про
трогательного и чем-то нелепого джинна, чудом попавшего в нашу
страну, где ему все непонятно».

Конечно, «Хоттабыч» и «Медный кувшин» — разные книги, но есть
между ними и совпадения.
В повести Анстея джинна выпускает на волю не советский пионер
Волька, а молодой лондонский архитектор Гораций. Джинна зовут
Факраш-эль-Аамаш, и по характеру он гораздо суровей добряка
Хоттабыча. Зато и того и другого заточил в кувшин Сулейман-ибн-Дауд
(то есть, библейский царь Соломон, сын Давида). У Анстея – по
злобному навету некого Джарджариса.
Ф. Анстей «Медный кувшин»:
«— …У меня была родственница, Бидия-эль-Джемаль, которая обладала
несравненной красотой и многообразными совершенствами. И так как
она, хотя и джинья, принадлежала к числу верных, то я отправил
послов к Сулейману Великому, сыну Дауда, которому предложил ее в
супруги. Но некий Джарджарис, сын Реджмуса, сына Ибрагима — да
будет он проклят навеки! — благосклонно отнесся к девице и, тайно
пойдя к Сулейману, убедил его, что я готовлю царю коварную западню
на его погибель».
В 1964 году повесть «Медный кувшин» была экранизирована.

Про Хоттабыча же известно лишь то, что он со своим братом
«ослушались» Соломона – и больше ничего конкретного. Зато в сказке
старик постоянно упоминает своего заклятого врага со знакомым
именем «Джирджис ибн Реджмус». Правда, у Лагина Джирджис – не
просто наветчик, а «царь шайтанов и ифритов». Именно его козни
Хоттабыч усматривает во всём, что ему кажется страшным и непонятным
– будь то паровоз, машина или автомат, выдающий билеты.
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»:
«— Пойдем погуляем, о кристалл моей души, — сказал на другой день
Хоттабыч.
— Только при одном условии, — твердо заявил Волька: — при условии,
что ты не будешь больше шарахаться от каждого автобуса, как
деревенская лошадь… Хотя, пожалуй, я напрасно обидел деревенских
лошадей: они уже давно перестали бояться машин. Да и тебе пора
привыкнуть, что это не джирджисы какие-нибудь, а честные советские
двигатели внутреннего сгорания».

В биографии Хоттабыча много исторических несуразностей. В сказке
джинн является мусульманином и поминает багдадского халифа Гаруна
Аль-Рашида – реального исторического деятеля и одновременно героя
сказок «1001 ночи». Однако, если в бутылку джинна заключил ещё
Соломон, то Хоттабыч не мог исповедовать ислам, появившийся гораздо
позже, и уж тем более не мог знать Гаруна.
Кстати, о халифах. В Иерусалиме и сегодня можно увидеть площадь
Омара ибн-Хаттаба. Так звали ещё одного прославленного и праведного
арабского халифа (585-644), которого лично обратил в ислам сам
пророк Мухаммед.

Интересно, что Омаром Юсуфом зовут брата Хоттабыча – джинна
злобного и вредного.
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»:
«— Я устал от спора с тобою, о учёный отрок, — произнёс он, деланно
зевая. — Я устал и хочу спать. Достань же поскорее опахало и
обмахивай меня от мух, покуда я буду предаваться сну.
— Во-первых, тут нет мух, а во-вторых, какое право вы имеете
отдавать мне приказания? — не на шутку возмутился Волька.
— Сейчас будут мухи, — надменно процедил сквозь зубы Омар
Юсуф».
Но вернёмся к сравнению двух повестей.
И у Анстея, и у Лагина присутствует знаменитая сцена с караваном
верблюдов, везущем дары благодетелю джинна по улицам Лондона
(Москвы). Гораций, как и Волька, отказывается принять дары. Но
мотивируют они свой отказ по-разному.
Ф. Анстей «Медный Кувшин»:
«— Я не могу отвечать за других людей, — сказал он. — Знаю только
то, что я не привык быть богатым, мне бы лучше разбогатеть
постепенно, так, чтобы сознавать, что я всем обязан — насколько
возможно — моим собственным трудам. Потому что — нечего мне и
говорить вам, г. Факраш, — само по себе богатство не приносит людям
счастья. Вы должны были заметить, что оно может… ну, даже навлекать
на них затруднения и неприятности…».
Л. Лагин «Старик Хоттабыч»:
«— Сейчас ты скажешь, что в вашей стране люди не хотят стать
богаче. Ха-ха-ха! — Хоттабычу казалось, что он высказал очень едкую
мысль.
— Нет, почему, же, — терпеливо отвечал Волька. — Человек, который
приносит больше пользы для родины, зарабатывает у нас больше, чем
тот, который приносит меньше пользы. Конечно, каждый хочет
заработать больше, но только честным трудом.
…— Пусть будет так, — сказал Хоттабыч. — Я очень далек от того,
чтобы толкать своего возлюбленного друга на нечестные заработки.
Если тебе не нужны драгоценности, обрати их в деньги и давай эти
деньги в рост. Согласись, это весьма почтенное занятие — давать
деньги в рост тем, кто в них нуждается.
— Ты с ума сошел! — возмутился Волька. — Ты просто не понимаешь,
что ты говоришь! Советский человек — и вдруг ростовщик! Да и кто к
нему пошел бы, даже если бы где-нибудь вдруг завелся такой
кровосос? Если нашему человеку требуются деньги, он может
обратиться в кассу взаимопомощи или занять у товарища. А ростовщик
— это ведь кровосос, паразит, мерзкий эксплуататор, вот кто! А
эксплуататоров в нашей стране нет и никогда не будет. Баста! Попили
нашей крови при капитализме!
— Тогда, — не унимался приунывший Хоттабыч, — накупи побольше
товаров и открой собственные лавки во всех концах города. Ты
станешь именитым купцом, и все будут уважать тебя и воздавать
почести.
— Да неужели тебе не понятно, что частник — это тот же
эксплуататор? Торговлей у нас занимается государство, кооперация. А
зарабатывать себе деньги, торгуя в собственном магазине…».

В итоге пионер Волька сдаёт дары Хоттабыча в… советский Госбанк.
Вообще в течении всей книги Хоттабыч своими услугами приносит
Вольке и окружающим больше неприятностей, чем пользы.
Лагин проводит мысль, что советскому человеку не нужны личные
богатства, потому что он может пользоваться общественными, что
знатные люди в СССР – это не цари и шахи, а люди труда – будь то
трактористки или лётчики. Забавно, что Хоттабыч принимает за дворец
советский санаторий, а Волька сравнивает дворец Хоттабыча со
станцией метро.

Л. Лагин «Старик Хоттабыч»:
«— Но ведь ты только что сам говорил, Волька ибн Алёша…
— Ему, если хочешь знать, принадлежат и завод, на котором он
работает, и все другие заводы и фабрики, и все шахты, рудники,
железные дороги, земли, воды, горы, лавки, школы, университеты,
клубы, дворцы, театры, парки и кино всей страны. И мне они
принадлежат, и Женьке Богораду, и его родителям, и…
— Ты хочешь сказать, что у отца твоего имеются компаньоны?
— Вот именно — компаньоны! Около двухсот миллионов равноправных
компаньонов! Сколько же, сколько населения в нашей стране!
— У вас очень странная и непонятная для моего разумения страна, —
буркнул Хоттабыч из-под кровати и замолчал…».
«…Почему же вдруг пришла им в голову такая странная причуда? А
вдруг это не причуда, не каприз, а совсем-совсем другое? Сколь
удивительны эти отроки, отказывающиеся, несмотря на голод, от
пиршества только потому, что его слугам не позволено отобедать с
ними, как равным с равными! Ах, как непонятно, обидно и голодно,
очень голодно было Хоттабычу!»

Продолжение - Перевоспитание джинна: «Старик Хоттабыч»_2