День рождения. Ева Грин
cand_orel — 06.07.2024Ева Грин (Eva Green, род. 6 июля 1980, Париж, Франция) — французская актриса театра, кино и телевидения, модель. Актёрскую карьеру Ева Грин начинала в театре, затем состоялся её кинодебют в драме Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» (2003). Мировую известность получила, сыграв роль Сибиллы, королевы Иерусалима в историческом эпосе Ридли Скотта «Царство небесное» и девушку Джеймса Бонда Веспер Линд в боевике «Казино „Рояль“» (2006). И так далее...
Честно скажу, что Ева Грин и Байконур для меня были субъектами-объектами несовместимыми.
Больше она у меня как-то ассоциировалась с «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать». Именно такая женщина. При этом конечно выросшая из «Мечтателей» Бертолуччи, что не надо забывать! И при этом конечно она всегда досконально раскрывает «тему», круглосуточно интересующую подобную мне часть человечества. Надо отметить, что и в «Проксиме» эта тема не прошла стороной, и попытки ее раскрыть предпринимались неоднократно в ходе развития сюжета. Впрочем, к сюжету эта честь женского организма с анатомической точки зрения и предмет восхищения в эстетическом плане не имеют никакого отношения.
И так фильм о космосе с фантастическим названием?
Отнюдь.
Я его воспринимал поначалу в двух различных планах.
Есть еще, правда на уровне ощущений, понимание такого названия. Проксима – как цель: одновременно далекая, практически недостижимая, но в тоже время – ближайшая из возможных. И это целеуказание и целеориентирование относится не только к космосу.
Так вот о двух планах…
Начал я смотреть фильм исключительно из технического интереса к отечественной космонавтике и к ее практическим нюансам, что еще тянется и прослеживается с детского воспитания и последующего уважения к достижениям научного гения и трудового подвига в космической отрасли. А тут тебе и Звездный, и Байконур, и практические тренировки по подготовке космонавтов. Для меня это случилось, как паломничество по святым для меня местам. Правдивость показанного, какая-то даже документальность съемок, конечно, в том числе в заслуге актеров, освоивших требуемые процессы и оборудование, да и операторская работа хороша. Есть конечно некоторая улыбка по доступности столь серьезных объектов, надо думать, что реально это все и охраняется, и контролируется … ну не так, как показано в кино (там это нужно было для сюжета).
А вторым планом для меня, практически несвязанным с «космической» линией были мелодраматические события, развивающиеся параллельно с научно-технической линией фильма. И надо отметить, что на определенном этапе игра актеров и ребенка, можно сказать – мастерская, заставили более наблюдать и сопереживать вот этой земной составляющей жизни космонавтов. Оно и прописано изначально, чувствуется - хорошо: и мужской научный и семейный эгоизм, естественно низводящий видимые успехи бывшей спутницы жизни к событиям неглавного порядка; и естественное поведение ребенка, обиженного невниманием взрослых… Очень все это дотошно и трагично снято в ожидании, что материнские инстинкты пересилят мечту о небе. Словом – тут своя житейская Проксима.
Наверное, ещё один момент, который авторы хотели донести и выделить в смысловую составляющую фильма – женщина в мужском коллективе. Да, тут конечно и сексизм, и возможное пренебрежение женскими возможностями, да и чисто женские «проблемы» - все показано, правдиво, да – эти отношения всегда будут неровными.
Надо сказать, что в фильме «почему-то» показаны русские. Хорошо показаны, без этого лубка, граничащего с дебилизмом – люди, как люди.
И, наверное, заключительные по сюжету кадры взлета – больше символические: все сложилось, все произошло, найдено понимание, расставлены приоритеты… Проксима, которую можно и нужно было достичь на Земле, в семье, в обществе – достигнута…
И уже вне сюжета фотографические кадры женщин-космонавтов в титрах фильма, делают, казалось бы, частный заснятый эпизод не таким уж и частным.