День рождения. Антон Шагин
cand_orel — 02.04.2024Антон Александрович Шагин (при рождении Горшков; род. 2 апреля 1984, Кимры, Калининская область, СССР) — российский актёр театра, кино и озвучивания, поэт. Лауреат премий Правительства Российской Федерации (2012) и Президента Российской Федерации (2017).
Замечен мной во многих фильмах, но понравился в Бесах.
Хотиненко — великолепный и интереснейший режиссер, отметил его для себя ещё в начале 90-х (Зеркало для героя, СВ. Спальный вагон, Патриотическая комедия, Мусульманин); но он и потом, в ранге маститого, не терялся и сейчас не теряется.
Что касается именно этой экранизации "Бесов", а я по меньшей мере ещё пять знаю, к которым у меня.., скажу честно — неприятие; то эта меня однозначно захватила, несмотря на, казалось бы, вариации исходного романа. При этом у меня к самому роману трепетное отношение, о чем писал намедни (https://cand-orel.livejournal.com/1135469.html); и я где-то и как-то думал, что воплотить в кино роман практически невозможно.
Да, да, конечно, необходимо отметить безусловный отход от литературного источника, но интересный отход; в частности, введение в фильм персонажа следователя Горемыкина. Во-первых, это порешало во многом участие в исходном романе некоего рассказчика — здесь в кино следователь выстраивает события в логическую цепочку и представляет их зрителю, являясь тем самым источником изложения сюжета. Во-вторых, Хотиненко вводит фильм исторически реальный персонаж следователя настоящих событий расправы нигилистов-террористов над студентом; событий, на которых изначально задумывался роман Достоевским. То есть не сильно против правды жизни.
Блестящая роль Маковецкого, живой думающий и анализирующий персонаж; где-то не просто даже выстраивающий мертвую цепочку происходящих событий, а увязывающий их какими-то психологическими нитями и дополнительными красками побудительных мотивов. Очень помогает в первую очередь понять роман.
Вот я не буду, наверное, останавливаться подробно на сюжете... Даже, может быть, полезно перед просмотром фильма прочитать роман — у Достоевского всё гениально литературно — его текст требует внимательного прочтения каждой отдельной детали, иначе сюжет куда-то убежит, рассыпется на несвязанные эпизоды.
А хотел бы я остановиться на отдельных ролях, актерах, характерах; вспомнив их яркие воплощения — скорее тут мой интерес зрителя фильма по результатам просмотра и прочтения романа.
Тут сразу бы отметил своё любопытство к плеяде молодых актеров, изрядно превозносимых, но занятых в каких-то кинематографических поделках, свойственных нашему кинематографу...
Наверное ... сдвоенный центр Матвеев — Шагин.
Матвеев мне в образе Ставрогина каллиграфически убедителен; и в своей внешности, позволяющей иметь успех у женщин, и в создании раздвоенности характера, способного искать "благородных" путей разрешения проблем и тут же их создавать своим распутным, а то и преступным поведением. Во всяком случае его замкнутое одиночество, отстранённость от всех и всего, самокопание; да и импульсивность поступков и сумасбродность решений понятны и объяснимы в рамках создаваемого образа.
Шагин — кривляка, ему как актеру это не мешает.
Вот в роли Пётра Верховенского — точно. Интриган, буйный темперамент, жонглер человеческими судьбами, широчайший круг общения во всех социальных слоях, рисовка и красивые позы с томными взглядами — именно актер по жизни, ищущий быстрого успеха и достижения результата. Всё это Шагину удалось представить в полной мере, при этом в очередной раз побудив интерес к нему как к актеру.
Ткачук — не знаю...
Его вот эта внешняя серьезность и кажущаяся самостоятельность воспринимается многими как брутальность; там он и главных ролей под свой этот имидж достаточно много воплотил. Я этого в нём не вижу. Но в данном конкретном случае — именно такой Шатов, замкнутый и "себе на уме" и должен быть. При этом упертость и упрямство (что не есть предполагаемая честность в данном случае) не позволяют ему увидеть и представить, что его ждет впоследствии. Именно эта приторможенность тут и нужна — застывшее лицо и отсутствие на нём эмоций.
Мария Шалаева — везде интересна! И узнаваема до неузнаваемости.
А тут такая роль — Хромоножка. Эпично. Наверное, актерам самим такие роли интересны, где можно выразить то, что в рамках обычных и привычных человеческих чувств выразить никогда и никак не получится. И тут с нетерпением ждал её эпизодов. Очень, очень увлекательно, ярко и нелогично всё ей представлено. А главное верится, что (какие там бы причины не были) Ставрогин мог, точно мог на ней жениться.
О "взрослых" ролях и актерах...
Галибин повзрослел и заматерел.
Такой действительно губернаторчик европейского толка у него получился, настоящий, прям, фон Лембке, и непременно с русским, российским уклоном — на разрыв — и туда, и сюда угодить. Либерализм, вольнодумство и некую свободу нравов мы потерпим; а вот бунт — это уже не игрушки. А, наверное, такие губернаторы, они были и есть — с близоруким взглядом на "счастье народное" и упертой позицией на неизбывную самоценность либеральных штучек.
От Каморзина такого не ожидал, как-то он у меня ассоциировался со скучными ролями чиновных и служивых людей.
Персонаж, скажем, и у Достоевского в романе достаточно нелепый. Как-то у меня не укладывается в единый характер отсутствие моральных принципов и стихосложение (графоман — впрочем не беда, а скорее талант); беспробудное пьянство и героическое до идиотизма представление себя обществу. Как-то у меня не складывался живой, живущий реальный человек; а вот Каморзин сложил. И так убедительно сложил, что чувствуешь безвыходность к какому-то другому его существованию и логичность побудительных мотивов всех его поступков.
Костолевского не видел давно, наверное, со времен его молодых романтических героев.
Был удивлен неувядшим талантом и каким-то новым темпераментом. Тут надо сказать, что, видимо, кинематографический авторитет актера и его романтическая уже история удачно сложились с книжным прошлым героя. И с самого начала этому человеку, несмотря на его недостатки и некоторые отталкивающие черты характера персонажа, в целом начинаешь доверять и сопереживать ему. Да, осознаешь его слабость как человека и его практическую невозможность влиять на происходящее, обремененные ещё и соответствующим возрастом... Но где-то может быть и была такая сверхзадача аллегорически представить уходящий беззубый либерализм — во всяком случае в игре Костолевского я это увидел.
Пришли нигилисты...