День рождения. Александр Бородянский
cand_orel — 03.02.2024Александр Эммануилович Бородянский (род. 3 февраля 1944, Воркута) — советский и российский сценарист, кинорежиссёр и педагог. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994).
Написал сценарии для кучи культовых и заметных фильмов своего времени
А повспоминаю некоторые байки со съемок Афони...
«Да совести-то у меня во, с прицепом! А времени нет…»
Год: 1975
Страна: СССР
Слоган: «Плохой хороший человек»
Режиссер: Георгий Данелия
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Зрители СССР: 62.2 млн
СЮЖЕТ. Слесарь-сантехник Афанасий Борщов, пьяница и эгоист,
живет безалаберной, непутевой жизнью. В него влюбилась молоденькая
и наивная медсестра Катя. Афоня переспал с ней и бросил. Есть там и
штукатур Коля, которого жена выгнала из дома, и он поселился у
Афони. Есть и друг Афони – законченный алкоголик Федул.
Вот что рассказал о съемках фильма режиссер Данелия:
«Началось с того, что в Госкино мне дали почитать сценарий
Александра Бородянского: «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа №
2». Сюжет был жесткий, с печальным концом. Сценарий мне понравился.
Я встретился с Бородянским, мы поговорили, поняли, что понимаем
друг друга, и сели работать. Работали мы несколько месяцев, а в
итоге чуть-чуть изменилась интонация, кое-где сместились акценты, и
появилось новое название – «Афоня». А сюжет, в принципе, остался
таким, каким и был.
На Афоню у нас было три кандидатуры – польский актер Даниил
Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных
разных актера. Три разных фильма. Остановились на Куравлеве. И не
ошиблись! Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне в его исполнении
прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни
Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы
зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а
пожалели.
На роль Кати ассистент по актерам Леночка Судакова привела юную
студентку театрального училища имени Щукина Женю Симонову. Женя мне
понравилась, и я утвердил ее без проб. Но тут выяснилось, что она
уже подписала договор с другой картиной. Там у нее главная роль, и
все лето она будет сниматься где-то в Башкирии. Стали искать другую
Катю. Приводили немало способных молодых актрис – хорошеньких и
славных, но все не то. И я понял, что никого, кроме Жени Симоновой,
в этой роли не вижу.
– И что в ней особенного, в этой Симоновой, что ты так за нее
держишься? – спросил меня директор картины Александр Ефремович
Яблочкин.
– Что в ней особенного, не могу объяснить, – сознался я, – но она в
фильме будет луч света в темном царстве.
Тогда он сказал:
– Будет тебе твоя Катя.
И действительно. Яблочкин полетел в Башкирию и привез оттуда Женю и
ее маму в Ярославль. (Этот фильм мы снимали в Ярославле.) А на
следующий же день из Башкирии от директора той группы пришла
истеричная, гневная телеграмма! Раздались не менее истеричные,
гневные звонки со студии Горького и из Госкино. Выяснилось, что
актрису с мамой наш директор просто-напросто похитил, чуть ли не
тем же способом, что и герои Гайдая в фильме «Кавказская пленница».
И только оставил записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш
Яблочкин».
А мне он сказал:
– Кровь из носа, но ты ее должен снять за три дня. Иначе сорвем
съемки на той картине!
Яблочкин был матерый киношник и понимал, что нельзя, но все-таки
можно, а что – никак нельзя.
И мы снимали Женю днем и ночью, в буквальном смысле этих слов.
(Иногда ей удавалось немного поспать на заднем сиденье машины, пока
ставили свет или переезжали с объекта на объект.) А так она была
все время с нами на съемочной площадке.
Штукатура Колю сыграл Евгений Леонов. В противовес разгильдяю Афоне
Коля считался у нас фигурой положительной: он аккуратный, здраво
рассуждает, интересуется международной политикой и мечтает о
всеобщей коммуникабельности.
А Леонов своего героя не уважал, говорил, что Коля — эгоист еще
хуже, чем Афоня. И все время ворчал, что этот штукатур у него
получается плоский, как блин. И только когда сняли сцену «уход Коли
домой», он успокоился. В этой сцене Коля, который помирился с
женой, уходя от Афони, оставляет ему листок со своим телефоном.
На репетиции Леонов вынул из кармана бумажку с телефоном, и из нее
на стол случайно выпало несколько монет. Он убрал монетки и записку
в карман и сказал:
– Смотри.
Он снова достал бумажку из кармана, из нее снова высыпались
монетки. Он снова аккуратно их собрал и положил в карман.
– Понял? – спросил он меня.
– Что?
– Какой говнюк твой штукатур! Две недели прожил у человека, пил,
ел, а самому жалко три гроша оставить!
Женя всегда искал в своих героях отрицательные черты – считал,
что так образ объемнее.
Зрители полюбили светлую и наивную Катю (не зря старались!),
рассудительного Колю и даже разгильдяя Афоню, но самое большое
количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал
алкоголик, мерзавец и законченный подлец Федул, которого в нашем
фильме великолепно сыграл Борислав Брондуков. (Реплика Федула:
«Гони рубль, родственник!» – стала визитной карточкой фильма.)
В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время
съемок в ресторане (ресторан мы снимали ночью в Москве) он вышел на
улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно.
Брондуков объяснял, что он актер, что без него съемки сорвутся, –
швейцар не верил. Говорил: много вас тут таких артистов! Брондуков
настаивал. Швейцар пригрозил, что вызовет милицию. И вызвал бы, но
тут на улицу выглянула моя помощница Рита Рассказова.
– Борислав Николаевич, вы здесь?! – обрадовалась она. – А там
паника: куда актер делся?!
– Неужели он и вправду артист? Надо же! – удивился швейцар.
Танцы договорились снимать ночью, в зале клуба имени Крупской в
Текстильщиках. Я попросил, чтобы были современные музыканты.
Привели группу, главный – курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты
небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и
сказали, что сыграют. Оказалось, что мы пригласили сниматься самые
популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа
была «Машина времени» Макаревича, а вторая – «Аракс»
Шахназарова.
Теперь я очень горжусь, что «Машина времени» дебютировала в фильме
«Афоня».
Актрисе сделали грудьиз манной каши.
На девушку с бюстом Леночка Судакова привела актрису Татьяну
Распутину. Очень хорошая артистка, но с нормальным бюстом. А нам
хотелось, чтобы бюст был внушительный. Кто-то из съемочной группы,
тот, кто жил рядом, сбегал домой и принес манную крупу. Ею и
наполнили бюстгальтер. Пуговицы тяжести манки не выдержали, и
пришлось лифчик связать на спине узлом. (На экране это видно.)
Однако грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики
искренне восхищались этой художественной деталью…
По последнему варианту сценария в финале Афоня покупает в
провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс и валяется
на летном поле в ожидании самолета. К нему подходит милиционер и
просит
предъявить документы. Афоня сует ему паспорт. На фотографии в
паспорте молодой парнишка, с кудрями и беззаботной улыбкой, а в
действительности перед милиционером унылый мужчина с абсолютно
пустыми глазами. На этом фильм и заканчивался.
Такой мрачный финал мне с самого начала не нравился.
И мы с Бородянским еще в процессе работы над режиссерским сценарием
написали вариант, в котором Афоня и Катя в конце фильма
встречались. Но поняли – такая концовка нарушает логику
повествования, это банальный хеппи-энд. И оставили все как
было.
И все-таки финал я переделал. Когда Женя Симонова прилетела в
Ярославль и мы начали ее снимать, Катя получалась такой чистой,
нежной и трогательной, что мне очень захотелось, чтобы она
обязательно появилась в конце фильма. И мы решили снять так: Афоня
в аэропорту лежит на траве и ждет самолет. К нему подходит Катя и
говорит, как всегда:
– Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы.
Афоня открывает глаза – никакой Кати нет. Над ним стоит милиционер
и требует документы. (Катя ему привиделась.)
В последний съемочный день Жени – третий – работали очень
интенсивно, снимали по одному дублю, чтобы успеть снять
незапланированный «сон». И к концу дня приехали в аэропорт. Начали
снимать подход Кати. Первый дубль сняли рапидом – Катя идет
медленно, словно плывет. Не то! Сняли вариант – идет с цветочком.
Не то! Сняли: она идет, волосы развеваются, платочек. Не то!
И я понял, что дело не в том, как Катя идет по полю, с цветочком
или еще как. А в том, что мне очень хочется, чтобы Катя появилась
реально.
И вот уже тридцать лет в конце фильма, когда Афоня идет к самолету,
его кто-то окликает. Он оглядывается, а там стоит Катя и
говорит:
– Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы!
А умные люди написали в рецензиях, что фильм мог бы быть не
таким примитивным, если бы не финал. Появление Кати на летном поле
– банальный хеппи-энд…»
Между прочим. «В Ярославле снимали вид из окна к сцене «Афоня
просыпается в комнате Кати». Снимать надо было в пять утра.
(Утренний режим — солнце еще не взошло, но уже светает.) По задумке
там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в
половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в
Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей
Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой…
— Пусть эта телега проедет, — сказал он.
Сняли лошадь.
Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана
Шенгелия Рита.
— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра
на «Мосфильме». — Как это точно!
— Что точно? — осторожно спросил я.
— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как
эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного
хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?
Я скромно кивнул…»
Некоторые цитаты:
— Отсутствие жалоб со стороны населения - лучшая награда за наш
труд! До свидания!
— А ты кто такой? - Я?.. Родственник! Дальний...
— Чувствуйте себя как дома, да не забывайте, что в гостях!
— Вот так вот, Катюша... Все производство, общественные нагрузки,
самообразование... Никакой личной жизни!
— И когда только ты, Борщов, всё успеваешь — и в фонтаны нырять, и
на танцах драться?..
— Что-то я расхворался... Пойду лягу, прессу почитаю...
— Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был!
— Не люблю я таких людей!.. Непунктуальных!..
— Посидим, чайку попьём, радио послушаем — программу для тех, кто
не спит.
— Ну, полкапли, полкапли… для запаха.