День рождения. Чкалов
cand_orel — 02.02.2024Валерий Павлович Чкалов (20 января [2 февраля] 1904, Василёво, Нижегородская губерния — 15 декабря 1938, Москва) — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936).
Командир экипажа самолёта, совершившего 18—20 июня 1937 года первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку (Ванкувер, штат Вашингтон).
Хотел бы рассказать об одном памятном месте...
Памятник Валерию Чкалову — одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода, установлен вблизи Георгиевской башни Нижегородского кремля в честь знаменитого советского лётчика, совершившего первый беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс. От памятника к Волге спускается Волжская лестница, которую также называют «Чкаловской».
На месте современного памятника В. П. Чкалову в начале XVII века был основан Происхожденский женский монастырь, впоследствии получивший название Крестовоздвиженского и перенесённый в 1815 году на своё нынешнее место у площади Лядова. Ветхие строения монастыря сохранялись до 1840 года, когда сносились все строения на прилегающих к кремлю территориях, и вдоль стен устраивалась зона отдыха горожан с прокладкой прогулочных троп, обсаженных деревьями и кустарниками.
Памятник легендарному лётчику-испытателю был открыт 15 декабря 1940 года, в день второй годовщины его гибели во время испытательного полёта. Автором скульптуры стал друг В. П. Чкалова И. А. Менделевич, с которым они вместе выбрали это место для памятника А. М. Горькому. И. А. Менделевич был удостоен за эту работу Сталинской премии. Архитекторы памятника: И. Г. Таранов и В. С. Андреев.
На поверхности пьедестала нанесены контуры карты Северного полушария с указанием маршрутов перелетов героического экипажа Чкалова-Байдукова-Белякова на Дальний Восток и через Северный полюс в Америку. Сам пьедестал облицован лабрадоритом.
На пьедестале нанесены годы жизни лётчика и надпись «Валерию Чкалову, великому лётчику нашего времени». Под этими словами, на картой полётов, видны отверстия от креплений — там была надпись «сталинскому соколу», удалённая во время борьбы с культом личности Сталина. Поверхность постамента покрыта изображением карты со схемой двух самых дальних перелётов В. Чкалова, а столица России отмечена рубиновой звездой.
Напротив памятника — Приволжский исследовательский медицинский университет:
Приволжский исследовательский медицинский университет — государственный вуз Нижнего Новгорода, осуществляющий подготовку квалифицированных медицинских кадров, последипломное образование и повышение квалификации врачей, научную и научно-методическую работу.
ПИМУ объединяет факультеты: лечебный, педиатрический, медико-профилактический, стоматологический, фармацевтический, а также факультеты сетевых образовательных программ, международного медицинского образования, дополнительного профессионального образования и подготовки специалистов высшей квалификации; 7 институтов, 59 кафедр, 3000 сотрудников, в том числе 2 члена-корреспондента РАН, 150 докторов и 360 кандидатов наук. В составе университета действует Дом научной коллаборации им. П. К. Анохина, проводящий научно-просветительскую работу со школьниками 5-11 классов.
В ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России обучается более 5 900 тысяч студентов (2020), из которых около 1 200 — граждане из 60 стран мира.
ПИМУ лицом к Кремлевскому бульвару —
Дом титулярного советника П. Н. Григорьева и ЖК Георгиевский по Верхне-Волжской набережной —
Дом титулярного советника П. Н. Григорьева — памятник
архитектуры в историческом центре Нижнего Новгорода. Построен в
1850—1851 годах по проекту архитектора М. К. Ястребова в стиле
академической эклектики.
Здание внесено в реестр объектов культурного наследия как памятник
истории — «Дом, в котором жил после возвращения из ссылки
украинский поэт Т. Г. Шевченко».
Нижегородский кремль —
Нижегородский кремль — крепость в историческом центре Нижнего Новгорода и его древнейшая часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города. Официальная резиденция полномочного представителя президента России в Приволжском федеральном округе, губернатора Нижегородской области и мэра Нижнего Новгорода.
Расположен на правом высоком берегу, в месте слияния рек Волги и Оки. Северо-западная часть Кремля спускается почти к подножию склонов, юго-восточная часть выходит на площадь Минина и Пожарского, а юго-западная — возвышается над глубоким Почаинским оврагом, Зеленским съездом и площадью Народного Единства.
Георгиевская башня —
Георгиевская башня (Егорьевская башня) — самая восточная башня Нижегородского кремля. Расположена между Борисоглебской и Пороховой башнями, на бровке волжского берега, около памятника Валерию Чкалову у начала Чкаловской лестницы.
Башня датируется XVI веком. Была названа по соседству с посадской Георгиевской церковью (не сохранилась), либо от Георгиевского терема — дворца основателя города. В 1785—1786 годах была переоборудована под складское помещение с закладкой проёмов между зубцами.
В 1943 году началось и в 1949 году завершилось строительство монументальной Чкаловской лестницы от установленного рядом с Георгиевской башней памятника Валерию Чкалову вниз к Волге. В 1953 году башня была отреставрирована.
Представляет собой квадратную четырёхъярусную башню. Нижний ярус башни в настоящее время находится почти целиком под землёй, соединён с верхним ярусом системой переходов с лестницами, оборудованными в толще примыкающего прясла.
Центральное помещение башни (главное помещение) изолировано от этих переходов и представляло собой сквозной проезд, до того как ворота Георгиевской башни были наглухо «запущены» опускной решёткой. Ворота защищались сложной системой препятствий — противнику необходимо было преодолеть длинный деревянный мост, затем — подъёмный мост в виде тяжелого щита, в вертикальном положении (5,3 м) закрывающего проём ворот (высотой 3,52 м). Устройства подъемного моста сохранились до наших дней почти без изменений. Проезд сквозь башню изгибался под углом, что исключало возможность сквозного прострела. В боковых стенах главного помещения выложены боевые печуры.
В третьем ярусе имеется четыре боевых камеры, четвёртый ярус — бой с зубцов.
Виды со смотровой площадки —
Чкаловская лестница —
Чкаловская лестница (официальное название — Волжская лестница) — монументальная лестница в историческом центре Нижнего Новгорода, соединяющая Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные. Построена по проекту архитекторов Александра Яковлева, Льва Руднева и Владимира Мунца. Являлась самой длинной лестницей в России до присоединения Крыма.
Лестница была заложена в 1944 году в честь победы в Сталинградской битве. Официально лестница именовалась Волжской, однако в 1980-х годах это название было вытеснено обывательским — Чкаловская, по расположенному в верхней части сооружения памятнику лётчику В. П. Чкалову.
Лестница начинается от смотровой площадки у памятника Чкалову, рядом с Георгиевской башней кремля. Построена в виде восьмёрки и состоит из 560 ступеней, если считать обе стороны «восьмёрки». Количество ступеней от низа до верха составляет 442 по правой стороне. В местах пересечений боковых спусков имеются смотровые площадки, всего их две. Лестница также ведёт к памятнику — катеру «Герой», который находится у самой Волги.
Во времена Российской империи и до середины 40-х годов XX века территория на месте Чкаловской лестницы называлась Волжским откосом. Откос был одним из самых популярных мест среди нижегородцев и гостей города. На его вершине, где сейчас находится памятник Валерию Чкалову, располагался полукруглый выступ, с которого открывался вид на Борскую пойму. Соединялся он с Благовещенской площадью (позже Советской, ныне — Минина и Пожарского). От него же начиналась Георгиевская набережная.
Идея создания лестницы на Волжском откосе появилась после открытия памятника В. П. Чкалову 15 декабря 1940 года. Уже через двенадцать дней председатель Горьковского облисполкома Третьяков и секретарь Горьковского обкома ВКП(б) М. И. Родионов обратились в СНК СССР с просьбой «о выделении г. Горькому на 1941 г. капиталовложений в сумме 1 млн 125 тыс. рублей на благоустройство откоса у памятника В. П. Чкалову, устройство удобного спуска к воде в виде красивой и широкой (в 10—12 метров) лестницы и на приведение берега р. Волги в месте спуска лестницы в надлежащий порядок». Этим планам помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
После победоносного завершения Сталинградской битвы 2 февраля 1943 произошёл коренной перелом в ходе Великой отечественной войны, а 6 февраля того же года на должность председателя Горьковского горисполкома был назначен Александр Михайлович Шульпин, инженер, до этого работавший начальником Архитектурно-планировочного управления Горьковского горсовета. Заступив на пост главы города, он проявил себя в качестве умелого руководителя и энергичного организатора. Весной 1943 года именно Шульпин, во время командировки в Москву, добился выделения средств на строительство лестницы на Волжском откосе.
Вскоре был объявлен архитектурный конкурс на лучший проект. Среди множества представленных вариантов был и проект горьковского архитектора Александра Яковлева-старшего. Работу над своим проектом Яковлев начал в апреле 1943 года и к 4 сентября того же года выполнил чертёж лестницы, который одобрили главный архитектор Горького Журавлёв и Александр Шульпин. По проекту Яковлева лестница представляла собой один эллипс и прямую часть, две террасы с балюстрадами, в прибрежной части — путепровод с боковыми спусками и два павильона. Проект включал украшения в виде скульптур военных и бюстов, а также памятник героям Великой Отечественной войны. В августе 1944 года Александр Яковлев представил свой проект на конкурс.
Тем не менее, победу в конкурсе одержал проект московских архитекторов — академика архитектуры Льва Руднева и архитектора Владимира Мунца. Проект Яковлева получил вторую премию. В итоге, воплощать в жизнь решили проект московских архитекторов, при этом надзор за работами поручили Яковлеву, которому предстояло «„положить на рельеф“ лестницу, проработать все детали, руководить составлением архитектурных и конструктивных рабочих чертежей и, наконец, вести авторский надзор в продолжение всех лет строительства». Фактически, все работы по строительству лестницы легли на плечи Яковлева, который потратил на строительство почти пять лет, с 1944 по 1949 годы. По этой причине, авторами Чкаловской лестницы обычно называют всех трёх архитекторов.
Символический «первый камень» лестницы заложили 27 мая 1944 года. В течение этого года шла подготовительная работа. Руднев, Яковлев и Мунц разработали архитектурное оформление и строительно-конструктивные чертежи технического проекта, который был утверждён 18 января 1945 года. 6 марта 1945 года на заседании Горьковского горисполкома была утверждена стоимость работ в сумме 7 млн 765 тыс. рублей. На тот момент строительство лестницы стало одним из самых дорогостоящих проектов в СССР.
Из-за технической сложности проекта к работам, на разных этапах, было привлечено более 20 учреждений и организаций, технические консультации давали профессоры Михаил Евдокимов-Рокотовский, В. И. Попов, доктор технических наук М. И. Декабрун, кандидат технических наук А. П. Нифантов. В 1945 году началось строительство под контролем треста «Горьковстрой» и Управления благоустройства. Первоначально была возведена прямая часть лестницы. Зимой 1946 года были изготовлены сборные железобетонные плиты парапетов и арматура, а весной начались земляные работы и сборка металлических конструкций криволинейных участков. Ступени были изготовлены Стройгазом и бетонным заводом. При строительных работах также была реконструирована площадка возле памятника В. П. Чкалову.
Завершить строительство планировали к 1947 году, однако по причине плохой организации работ в зимнее время сроки переносились дважды: сначала на третий квартал 1948 года, затем на 1 августа 1949 года. С целью ускорить строительство, Александр Шульпин распорядился привлечь к работам целый ряд местных строительных организаций, а в районах Горьковской области была организована вербовка рабочей силы в количестве 150 человек. В 1949 году по распоряжению Шульпина к строительству привлекли немецких военнопленных.
В ходе строительства возникли проблемы и с финансовыми средствами. Первоначально выделенных сумм не хватило, поэтому в проект были внесены коррективы: отказались от строительства речного вокзала у подножия лестницы, было существенно упрощено архитектурно-художественное оформление, отказались от возведения ростральных колонн в прибрежной части, фонтана на террасе в центре нижнего кольца, установки скульптур львов и шаров на тумбах у набережной и ваз на площадках.
Все основные работы были завершены к середине 1949 года. Официально лестница получила именование «Волжская»: на одной из её подпорных стенок была установлена металлическая доска с надписью «Волжская лестница 1949 года». Тем не менее, официальное название не прижилось и его в 1980-х годах вытеснило обывательское — «Чкаловская лестница».
Торжественное открытие лестницы состоялось 24 июля 1949 года и было приурочено к празднованию Дня Военно-Морского флота.
Лестница является одной из самых узнаваемых достопримечательностей города. На Чкаловской лестнице устраивают спортивные соревнования, чаще всего в виде забегов.
В 1985 году у её подножия был поднят на постамент катер Волжской военной флотилии «Герой». Катер оказался популярным у молодожёнов, и до 2008 года его валы, гребные винты и другие части постоянно увешивались цветными лентами. Чтобы как-то это пресечь, рядом были установлены металлические конструкции.
Реставрация лестницы проводилась в 2012—2013 годах. К 800-летию города лестницу реставрировали повторно.