День Победы - послесловие

топ 100 блогов captainmisson12.05.2019 Ну вот и завершились торжества, посвященные очередной годовщине Победы. Потому самое время тем, для кого смысл этого дня все же отличается от дополнительно выходного, подумать о будущем праздника.

Прежде всего, следует вспомнить уже забытое. А именно то, что изначально по сути своей этот день был не абстрактной «общенародной датой», а именно праздником Победителей.

Автор этих строк уже в сознательном возрасте застал сорокалетие Победы и помнит улицы города в тот день. Помнит, как и в Парке Горького, и у Большого Театра возле скамеек собирались группы ветеранов, которым тогда было лишь немногим более 60 лет, и ветеранов этих было много. Сегодня уже трудно представить – но их было так много, что однополчане приходили на места встреч со знаменами и штандартами своих подразделений, которые служили своеобразными «маяками» в народной массе. Причем это были еще в большинстве своем очень выразительные и энергичные, не смотря на пожилой возраст, люди. И именно они и были настоящими героями дня – а вовсе не телезвезды и политики, произносящие речи по «по поводу».

День Победы - послесловие



День Победы - послесловие

Фото - День Победы - послесловие veidel

Сути соответствовала и форма. Упомянутые встречи на улицах, в дружеских и семейных кругах носили преимущественно неформальный характер – с обниманиями и поцелуями при встрече, с разговорами, воспоминаниями, определенной долей выпивки, песнями. Власть же, не смотря на общегосударственный характер Праздника, похоже, вполне устраивал такой ход празднования. И официальные мероприятия, в основном, включали в себя украшение городов иллюминацией, поздравления от ЦК КПСС, ВС и СМ СССР, показ военных фильмов по телевизору, Минуту Молчания (в 18:50 по всем каналам) и, конечно, праздничный салют.

День Победы - послесловие

Однако время идет, и сегодня, увы, воевавших ветеранов насчитывается примерно 14500 на всю страну. Хотим мы того или не хотим, но и форма, и содержание праздника неизбежно будут, как минимум, трансформироваться. Возникает вопрос – а во что и как?

Автор опять же хорошо помнит ту государственную растерянность, которая царила вокруг 9 мая в 1992-1994 годах. Власть тогда явно попала в «вилку». С одной стороны, общий курс на радикальное отрицание советских достижений требовал «разобраться» и с этой датой, точно так же, как с 1 мая и 7 ноября. С другой, власть явно понимала, что полностью отказаться от нее нельзя – еще хватало и совести не отнимать у ветеранов последнее, и прагматизма не разрушать последний хоть как-то объединяющий людей фактор. А об этом задумываться было необходимо, тем более, что, как показали события 1992-93 годов, далеко не все в обществе были готовы принять «идеалы демократии». И к 1995 году, когда 50-летие Победы отмечалось с размахом, небывалым не только для ельцинской, но и даже для позднесоветской эпохи, похоже, был-таки сделан выбор – праздник оставляем, отмечаем настолько широко, насколько хватит сил и желания, но постоянно напоминаем о репрессиях, «заградотрядах», «дебилах-командирах» и всех прочих прелестях, «вопреки» которым Победа и была одержана.

День Победы - послесловие

фото - День Победы - послесловие periskop

В связи с этим сменились и акценты в формулировке сути. Во-первых, все чаще стал звучать термин «народ-победитель» - этим подчеркивалась и официальная позиция историографии той эпохи, согласно которой одержана Победа была именно «вопреки», и как бы расширялась референтная группа праздника, поскольку количество живых ветеранов было уже несравнимо меньше, чем в советские годы. Во-вторых – привычный термин «день Победы советского народа над гитлеровской Германией и ее союзниками» или «над немецко-фашистскими захватчиками» постепенно уступил место термину «победа над нацизмом». Здесь, думается, сыграла роль прозападная ориентация российской власти и ее стремление не только максимально возможно приблизиться к европейским понятиям, но и желание «не теребить старые раны» (сегодня уже становится понятно, что самым мягким последствием такой политики стали дети с мировоззрением приснопамятного мальчика Коли, но сейчас разговор все же не об этом).

День Победы - послесловие

Фото - Twitter КПРФ. Правда, этого года.

Форма праздника тоже начала меняться. С одной стороны – неизменной ее частью стали демонстрации КПРФ и национально-патриотических сил, на которых отмечание даты Победы неизменно и неизбежно совмещалось с противопоставлением «той» и «этой» страны, «той» и «этой» власти. С другой, власть организовывала и свои мероприятия. Но в городах они сводились, в основном, к установке различных эстрадных площадок, концертная программа на которых не только редко когда выделялась хоть чем-то художественным, но и зачастую вообще не имела отношения к Празднику, во всяком случае, так было примерно до середины 1990-х. С третьей, - не смотря на существенно поредевшие ветеранские ряды, продолжалась советская традиция неформальных встреч на улицах. И в этих встречах начали участвовать, помимо ветеранов, и молодежные организации, в первую очередь - вышедшее на широкий официальный уровень Поисковое движение.


Сегодня в условиях разворачивающегося нового противостояния празднование Дня Победы стоит на пороге новых трансформаций. Нынешней российской власти оно нужно уже не просто, как вынужденная уступка, а именно как мощный общенациональный объединяющий фактор. Который, с одной стороны, воодушевлял бы людей воспоминаниями и гордостью за своих предков, а с другой – способствовал бы проецированию этой гордости и на саму власть. То есть сегодня в интересах власти окончательно трансформировать суть Дня Победы из «праздника Победителей» в общенациональный праздник, подобный американскому «Дню Независимости». Тем более, что ни одной другой, альтернативной даты, на эту роль просто не существует – все события из истории Российской Империи уже находятся далеко в прошлом и не смогут вызвать требуемого духовного подъема, а даты из новейшей истории РФ после 1991 года смешно даже и вспоминать в этой связи.

И, должен сказать, что этот вариант не только не самый плохой – к сожалению, единственной РЕАЛЬНОЙ альтернативой ему сегодня является только окончательная утрата любого смысла в случае превращения его в какую-нибудь «дату скорби», «день примирения» или «день тишины».
А вот с формой, к сожалению, проблемы не только остаются, но и продолжают возникать. И вопросы при этом по своему смыслу гораздо глубже, чем возникающий каждый год спор о драпировке Мавзолея по время парада на Красной площади.

День Победы - послесловие

Фото - militaryarms.ru

Как я уже писал, мощные парады (которые, кстати, в СССР в День Победы проходили только в 1965, 1985 и 1990 годах) сами по себе уже не будут нести в себе прежнего воодушевляющего потенциала, поскольку люди в современной России в массе своей воспринимают государство не как нечто свое, а как стороннюю силу, довлеющую над ними. В этом случае простая замена ТБ-3 на Ту-160, а Т-35 на «Армату» будет вызывать не больший интерес, чем смена экспозиции на выставке. Но если в эпоху ТБ-3 и Т-35 показываемая техника у огромного числа людей вызывала неподдельный и искренний интерес, привлекая в Армию, промышленность, вызывая желание овладевать техническими специальностями, влиться в общее дело и принести пользу своей стране, то сегодня люди рвутся посмотреть на нее с преимущественно карнавальными настроениями.

День Победы - послесловие

Фото - kremlin.ru

Очень хорошим новым начинанием стал «Бессмертный полк», который изначально должен был стать именно народным шествием, парадом уже ушедших героев, не только символом, но и реальным связующим звеном поколений. Однако, как показывают последние события, попытки организаторов соблюсти идеологическую «девственность», запретить знамена Победы, флаги СССР и портреты полководцев вызывают, как минимум, непонимание и даже сопротивление, по крайней мере, у части населения. Кроме того – для превращения даты в реальный общенациональный праздник явно недостаточно упора исключительно на личную память о родственниках без связи с тем, за какие ценности и за какую страну они сражались.

Действия же коммерсантов и производителей разнообразной праздничной атрибутики уже не могут не вызывать не только сарказма, но и откровенного отвращения. Потому что все эти наклейки на автомобили, расцвеченные в цвета Гвардейских лент предметы быта, куклы ветеранов, мангалы в форме танка и прочие проявления креативности не только не способствуют осознанию Праздника, но, напротив, во многом просто опошляют его.

Наконец – о самом печальном и, к сожалению, неизбежном. Ветеранов с каждым годом становится все меньше и меньше. Не побоюсь уже этого слова – их просто исчезающее мало. То есть и та самая неформальная, народная сторона празднования неизбежно либо исчезнет, либо как-то изменится в своей форме.

Но для того, чтобы состоялось второе, а не первое, необходимо, чтобы в этом самом народе возникли те слои, группы, которые взялись бы не просто за сохранение традиции именно народного праздника, но и за ее развитие. И только в этом случае мы сможем говорить о сохранении адекватной формы Праздника, а по большому счету – и его содержания, как дня Победы СССР/России не просто в очередной межгосударственной разборке, а именно в войне за свое существование.

И пока что для этого есть неплохие шансы. Собственно, именно народное «движение снизу» в значительной степени послужило тем фактором, который не позволил в 1990-е «опопсовить» Праздник подобно тому, как это было сделано с Первомаем. И поддержание  «народного духа» тоже может идти только от самих людей - никакие официальные потуги эту задачу решить не смогут.

День Победы - послесловие

День Победы - послесловие

День Победы - послесловие

День Победы - послесловие


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
#остаёмсязимовать #утросделано #блогдруга Утро не задалось. банальные, простите, насморк... А тут!!! Роскошный пост и самые светлые воспоминания... Ой надо будет рассказать, как дефчонки в лагере на томике Конен-Дойля гадали!!! Ералаш. Суженый ряженый... сразу вспомнился!!! ...
Лучшее Т.А. МАВРИНА. Полянка. Москва. 1944 Бумага, акварель, белила, тушь, перо, графитный карандаш. 13,3 × 16 А.В. КУПРИН. Фили. Кутузовская церковь. 1921 Бумага, графитный карандаш, гуашь. 53,4 × 48. ГТГ* ...
(немножко злое) Еще 100 лет назад у женщин не было права голоса, еще 50 лет назад, что бы снять деньги со своего счета женщине нужно было попросить своего мужа разрешения. Еще 40 лет назад если женщина выходила замуж, она должна была уволится с госслужбы. До сих пор женщины на тех же позиц ...
Да, я зажигаю свечи в шабат. И молитвы у меня есть – не канонические, свои. Они просты, но всегда о главном для меня. Они всегда негромкие. Вполголоса или шепотом. Он услышит, я знаю, даже если буду зажигать свечи молча. С утра пораньше, выпив валерьянки кофе и наскоро сделав несколько ...