Полярное внеклассное чтение
captainmisson — 21.03.2019 Уже в апреле этого года 14 московских школьников смогут исполнить свою мечту – попасть на Северный Полюс. Такую возможность им даст Большая Арктическая Экспедиция Матвея Шпаро, которую организует «Лаборатория путешествий» при поддержке Городского методического центра Департамента образования Москвы.Детишкам повезло. В мои школьные годы таких мероприятий еще не проводилось. И свет полярных звезд мы могли видеть лишь на страницах журналов и книг – напомню, что никакого интернета тогда не было.
Каверинские «Два Капитана» в школе входили в программу внеклассного чтения. Но наши учителя обычно терялись в догадках, когда им задавали вопрос о реальных прообразах героев романа. Иногда кто-то вспоминал об экспедиции Георгия Седова. Но мы знали, что он шел к Северному полюсу, а у капитана Татаринова цели были совсем другие. Одним словом – загадка.
Шхуна «Св. Анна». Модель.
И вот, читая одну из книг по истории флота, я наткнулся на заметку под названием «Загадка одного дрейфа», где рассказывалось о походе «Святой Анны» Г.Л. Брусилова, о том, как экспедиция пропала без вести, как добрались до суши штурман Альбанов и матрос Конрад и как потом, анализируя дрейф судна, профессор Визе открыл неизвестный остров. Все эти факты прекрасно соотносились с прочитанным.
Сомнений не оставалось. «Святая Мария» - это «Святая Анна», а Иван Татаринов – это Георгий Брусилов! Тем более, что у обоих героев, реального и литературного, совпадали отчества!
Но уже тогда шелохнулась мысль о том, что наши учителя все же вполне обоснованно вспоминают о Георгии Седове. Мы все, конечно же, помним строки из писем капитана, в которых он сетует на безобразную подготовку экспедиции, на просроченное продовольствие и негодных собак. А ответ морского министра на письмо Марии Васильевны: «Жаль, что капитан Татаринов не вернулся. За небрежное отношение с казенным имуществом я бы немедленно отдал его под суд» - практически дословно совпадает с тем ответом, который получил на свой запрос отец Седова. В завершение я вспомнил, что в экранизации романа в комнате Кати на стене висел именно его портрет.
Конечно же, вслед за этим последовал «классный час», на котором я с большой радостью поделился с одноклассниками своим «открытием» - в образе Ивана Татаринова объединены два реальных героя!
Но через некоторое время в мои руки попала «Техника-Молодежи» со статьей «Пропавшая экспедиция» о последнем походе Владимира Русанова. Которая тоже заставила задуматься.
Казалось бы, ни в личности капитана Татаринова, ни в обстоятельствах дрейфа его шхуны никакого намека на третьего российского исследователя, отправившегося в Арктику в тот несчастливый 1912 год, в книге нет. Однако давайте вспомним эпизод романа, когда Саня и Лури, прилетев на ненецкое стойбище, находят багор с надписью «Св. Мария».
Но со шхуны Брусилова никаких предметов так и не было найдено! А вот экспедиции Русанова повезло больше. В 1934-36 г.г. на островах вблизи побережья Таймыра были обнаружены следы стоянки и предметы быта – сломанные нарты, остатки одежды, патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож... Окончательно установить их принадлежность позволила найденная мореходная книжка матроса Чухчина и серебряные часы с инициалами матроса Попова. Оба моряка входили в команду «Геркулеса». Таким образом, эпизод с находкой багра можно было воспринимать как отсылку к судьбе русановской экспедиции.
Находки на месте стоянки экспедиции Русанова
Наконец, присутствует в романе и еще одна отсылка, уже к британскому герою –капитану Роберту Скотту, чуть-чуть опоздавшему к Южному полюсу. В чем она? Вопрос, достойный команды знатоков. Но ответ на него есть.
Оказывается, клятва друзей, ставшая девизом романа – «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» - не была выдумана Кавериным. Эта строчка принадлежит перу британского поэта и лорда Альфреда Теннисона, и в его стихотворении «Улисс» в оригинале звучит как «To strive, to seek, to find, and not to yield». И именно эти слова участники экспедиции Скотта написали на памятном кресте, который установили на холме Обсервер, уходя из Антарктиды.
Но об этом я узнал уже значительно позже.
|
</> |